Что произойдет в каждом из этих ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации и аргументируйте свой ответ

Если муж будет выполнять только свои обязанности, а жена - свои, то в семье будет гармония и понимание. Если же муж не будет выполнять своих обязанностей, а жена будет, то в семье произойдет конфликт, с возможным разводом. Если жена не выполняет своих обязанностей , то в семье возникнет скандал, с последующим разводом. Если же муж будет выполнять женские обязанности, а жена только мужские, то жена просто не выдержит такой сильной нагрузки, закатит мужу скандал и подаст на развод.

Представьте себе жизнь первобытных людей. Вспомните прочитанную литературу, просмотренный фильм. Объясните, почему женщина и мужчина по-разному делились результатами своего труда. Какие причины вы считаете главными? Различалась ли одежда мужчины и женщины в те времена? А правила поведения? Какие обычаи и нормы первобытной жизни вам известны?

Мужчина всегда главенствовал в семье. Он - добытчик. Женщина- хранительница домашнего очага. Труд у женщин и мужчин очень различался, т.к с изобретением орудий труда(например, лука и стрел) возникло разделение труда. Женщины выполняли работу по дому: готовили еду, убирались, шили одежду, смотрели за скотом. А мужчины проводили все свое время на охоте.

Да, одежда мужчины и женщины не много различалась. Комплекс одежды казахских женщин состоял из следующих компонентов: штаны, верхняя распашная плечевая одежда типа камзолов и халатов. Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.

К социальным нормам относились главным образом обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной потребностью людей. Обычаи были естественным порождением самого первобытнообщинного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Обычаи возникали в связи с общественной потребностью охватить общими правилами ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства.

Многие обычаи являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе и даже самое простое разграничение обязанностей между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривается одновременно и как обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Все значительные события в жизни человека также обставляются торжественными обрядами и церемониями преимущественно религиозного свойства.

Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными. Аргументируйте свой ответ.

Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному, это зависит от их личностных характеристик. Человек социален по своей сути — он функционирует в социуме и руководствуется социальными мотивами. Поэтому важно понимать, что любое девиантное поведение, к примеру, девиантное поведение подростков, в каждом индивидуальном случае вызывается разными стимулами (семейное воспитание, отклонения в психике, педагогическая запущенность).

Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности
Социология использует такое определение-признак считается нормальным, если его распространённость составляет более 50-ти процентов. «Нормальное поведенческие реакции» — это среднестатистические реакции, характерные большинству людей. Девиантное поведение является отклонением от «серединки», проявляясь лишь у некоторого количества детей, подростков, молодёжи, или людей зрелого возраста.

Девиантными , я считаю, поступки: игнорирование общечеловеческих ценностей, полное социальное равнодушие; cуицид; алкоголизм; наркомания; игромания; клептомания; пищевые девиации (анорексия, булимия) ; сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия) и т.д.

Проанализируйте ситуацию. «Иногда можно слышать такое суждение: нужен «жесткий закон» для того, чтобы покончить с взрослой и подростковой преступностью». Опишите и сделайте обобщающий вывод. Аргументируйте свой ответ.

В наше время преступления встречаются почти на каждом шагу. Чтобы хоть как-то уменьшить численность преступности государство ужесточает законы республики. Это помогает бороться с преступностью.

за 10 лет заметно сократилось количество совершенных подростками тяжких и особо тяжких преступлений: в 5 раз снизились убийства, в 4 раза - разбои, в 3 раза - причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилование. Общее количество всех преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, снизилось практически вдвое - с 3,8 тысяч до 2 тысяч.

Например, по статистике, за 10 лет заметно сократилось количество совершенных подростками тяжких и особо тяжких преступлений: в 5 раз снизились убийства, в 4 раза - разбои, в 3 раза - причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилование. Общее количество всех преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, снизилось практически вдвое - с 3,8 тысяч до 2 тысяч.

Ужесточать наказания - это вынужденная мера, учитывая и то, что преступники пользуются безнаказанностью детей до 14 лет, и многие дети, зная свои права, зная, что им ничего не будет, ведут себя чрезвычайно нагло. Не секрет, что бывают такие случаи, когда дети издеваются над учителями, могут даже избивать и при этом снимают издевательства на видео. Для подростков страх - очень сдерживающий момент. Если нет совести, то хотя бы остается опаска. Сейчас развращением народа добились того, что у многих людей совесть в спящем или обморочном состоянии, фактически ее нет, а страха тоже нет

Объясните, должны ли в обществе обсуждаться вопросы социального равенства и неравенства? Почему? Приведите примеры социального равенства и неравенства в Казахстане. Аргументируйте свой ответ.

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в том числе на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период.

Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива?

Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

  • экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
  • социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),
  • демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),
  • образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
  • политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
  • регионально-географические (неравномерное развитие регионов).
  • религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)

К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вы­теснение с рынка труда, низкий уровень среднедушевых реальных доходов и мате­риальной обеспеченности, высокую семейную "нагрузку" (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (не желающие трудиться, имеющие вредные привычки и т.п.).

Проблема бедности возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства: пропорций деятельности (соотношения со­циально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в обществен­ном производстве населения); пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотно­шения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства); пропорций отношений: человек - общество - природа, человек - социальная группа – класс - общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и по­требительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.

Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с форми­рованием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.

Проанализируйте выражение Бергера «видеть сквозь фасад» и поясните примерами. Приведите свой пример. Аргументируйте свой ответ.

Социологический подход включает в себя процесс "видения сквозь" фасад социальных структур - процесс, который можно показать примерами повседневного опыта людей, живущих в больших городах. Одной из прелестей большого города является громадное разнообразие видов человеческой деятельности, происходящей внутри, казалось бы, будничных и бесконечно безликих, рядами вы строенных зданий. Человек, живущий в таком городе, частенько испытывает удивление и даже потрясение, когда узнает, какую странную жизнь могут вести совершенно неприметные люди в домах, снаружи ничем не отличающихся от других домов на этой же улице. Пережив подобное удивление раз или два, человек может выработать привычку иногда просто гулять по улицам с интересом вглядываясь сквозь за дернутые занавески в то, что происходит за ярко освещенными окнами. Фасады домов нам ничего об этом не скажут, они лишь показывают приверженность к тем или иным архитектурным вкусам определенных групп или классов, которые, скорее всего давно уже не живут здесь. Социальные мистерии происходят за фасадами. Желание проникнуть в эти мистерии аналогично любопытству социолога. В городах, на которые неожиданно обрушиваются какие-то бедствия, такое любопытство можно удовлетворить сполна. Тот, кто пережил бомбежки военного времени, знает, каких странных людей можно встретить в бомбоубежище, спустившись туда из собственной квартиры. Он может вспомнить, как жутко выглядит утром после ночного налета дом, половину которого, точно ножом, срезала бомба, сорвала фасад и безжалостно обнажила некогда скрытый интерьер. Однако в большинстве городов, где люди живут обычной жизнью, фасады можно "преодолеть" только благодаря любознательности. Подобно этому история знает ситуации, когда фасады срывались с общества силой, и все, кроме самых нелюбопытных, обнаруживали, какая реальность скрывалась за ними на самом деле. Но такое случается нечасто, отчего и фасады предстают, как правило, некими скалоподобными твердынями. Для того чтобы научиться воспринимать реальность, скрывающуюся за внешней оболочкой, нужно приложить известные интеллектуальные усилия.

Поясню примерами мысль о том, как социология "заглядывает за" фасады социальных структур. Возьмем политическую организацию какого-либо местного сообщества. Если кто-то захочет выяснить, как управляется современный американский город, то он легко получит об этом официальную информацию: у города непременно есть устав, соответствующий законам штата. Сведущий человек посоветует заглянуть в разного рода статуты, которые дополняют городскую конституцию. Из всех указанных документов можно выяснить, какую форму правления имеет сообщество, узнать, что на муниципальных выборах голосуют не по партийным спискам и что городское правительство вступило в региональную систему водоснабжения. Точно так же, прочитав городские газеты, можно составить представление об официально признанных политических проблемах города. Можно узнать о планах города по присоединению одной пригородной территории, о недавних изменениях в административном подчинении другой территории, произведенных для обеспечения ее индустриального развития, или о том, что один из членов городского сове та был обвинен в злоупотреблении служебным положением в корыстных целях. Все это постоянно происходит, так сказать, на видимом, официальном, публичном уровне политической жизни. И, тем не менее, только в высшей степени наивный человек может думать, что такого рода информация дает ему полную картину политической жизни сообщества. Социолог обязательно захочет понять основу "неформальной структуры власти" (как назвал ее американский социолог Флойд Хантер, интересовавшийся подобными исследованиями), т.е. такую картину взаимопереплетения людей и их властных возможностей, которую нельзя отыскать ни в каких статутах и о которой, пожалуй, не вычитаешь даже в газетах.

В чем, согласно Бауману, состоит предмет социологии, и чем он отличается от других смежных наук? В чем состоит социологическое мышление? Аргументируйте свой ответ.

Зигмунт Бауман— британский социолог польского происхождения.

Согласно З. Бауману, свобода в её социальном измерении — не свойство или достояние человека, но социальное отношение, связывающее его с другими людьми, различными социальными институтами и обществом в целом. Социальные науки, рассматривая свободу в качестве естественного и универсального состояния человека, как правило оказываются сосредоточены на феноменах несвободы и всевозможных ограничениях свободы, однако — свобода — это продукт определённого общественного устройства, социальной организации, социальных практик, установлений и соглашений, и в этом смысле он исторически развивается и подлежит критическому анализу

Социологическое мышление — это прежде всего научное мышление. Мыслить социологически — значит мыслить, следуя объективной истине, логике социальной жизни. Социологическое мышление как профессиональное мышление и важную составляющую интеллекта современного человека, как и саму социологию, необходимо поэтому отличать, во-первых, от всякой философии: философия — это мировоззрение, социология — наука. Социология, как известно, возникла в результате применения к изучению общества позитивистской парадигмы. Девизом же позитивизма был призыв: «Долой всякую философию! Наука сама себе философия». Она сформировалась как раз в процессе «отпочкования» (отделения) социального знания от философии, знания, которое прежде существовало и развивалось в рамках двух философских дисциплин — социальной философии и философии истории. Эти последние, ранее являвшиеся условием накопления знания об обществе, к концу XVIII — началу XIX вв. превратились в тормоз их дальнейшего развития и именно как научных знаний, т.е. точных и верифицируемых.

Оставаясь в рамках философии как мировоззрения (а не науки), социальные знания обречены были оставаться по преимуществу умозрительными, весьма абстрактными, спекулятивными, в высшей степени гипотетическими и в силу этого ненаучными. Проникшись пониманием этого, А. де Сен-Симон и О.Конт стали вынашивать проект новой науки — «социальной физики», который и был затем удачно реализован вторым из этих социальных мыслителей.

Социология и философия взаимосвязаны между собой, причем не только исторически, но и в каждый данный момент их существования; однако взаимосвязаны они все же не как две науки, а как общественная наука, с одной стороны, и мировоззрение, — с другой.

Если социология как наука, несмотря на все внутреннее многообразие — ее можно представить, как совокупность целого ряда, порой весьма далеко отстоящих друг от друга направлений и школ, как теоретико-методологических, так и национальных, — имеет общий, более того всеобщий, то идеология — всего лишь частный, партикулярный (классовый, национальный, конфессиональный и т.д.) характер. Если социология как наука призвана открывать и обосновывать истину, то идеология нацелена на то, чтобы выражать и отстаивать интерес, имеющий, как известно, всегда частный (групповой) и в этом плане частичный характер. Задача идеологии показать превосходство или какое-либо преимущество той или иной социальной группы. Задача социологии же — показать совместимость и толерантность, сосуществование различных групп и общностей людей, вплоть до консенсуса, согласия всех обществ — стран и народов — как равноправных членов одной большой общности — человечества.

Проинтерпретируйте определение Миллса «социальная проблема». Какие основные вопросы, по мнению Миллса, стоят перед социологией? Приведите свой пример. Аргументируйте свой ответ.

Чарлз Райт Миллс (1916-1962) — американский социолог. Родился в Техасе в католической семье. — Учился в университете штата Висконсин: находился под сильным влиянием прагматизма (Г. Беккер), защитил докторскую диссертацию о прагматизме.

Представление о том, что в обществе существуют социальные проблемы, кажется таким же старым, как и само человечество. На самом деле это не так. Хотя трудности и страдания можно обнаружить в любом обществе в любой исторический период, идея, что они являются социальными проблемами, относительно которых что-то можно и необходимо предпринять, является относительно недавней. Исследователи утверждают, что осознание социальных проблем – общая тенденция видеть и осуждать условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкими людьми, решимость изменить эти условия – не могло появиться до возникновения в Западной Европе конца XVIII века своеобразного комплекса четырех идей: старой идеи равенства и новых идей природного совершенства человека, изменяемости социальных условий и гуманизма. Наиболее значимую роль в признании существования социальных проблем в западном обществе Нового времени (т.е. эпохи модерна) сыграли: 1) светский рационализм, сущность которого заключалась в концептуальном переводе проблем и условий из древнего теологического контекста добра и зла в рационалистский контекст аналитического понимания и контроля, и 2) гуманизм как постепенное расширение и институционализация чувства сострадания. Само словосочетание "социальная проблема" появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы – неравномерного распределения богатства

Наши рекомендации