Раздел 3. Основные сферы и проблемы государственного и муниципального управления и социологические методы в их исследовании
3.1. Социальные институты и структуры в сфере государственного и муниципального управления и социологические методы в их исследовании.
Организационные структуры управления и самоуправления в организациях в сфере государственного и муниципального управления. Стили и методы руководства. Социальный контроль в сфере государственного и муниципального управления. Социальные нормы, их виды и функции. Проблема социальной справедливости. Социальный контроль и стили управления. Организационная культура и управленческая культура в сфере государственного и муниципального управления, их социологическое изучение. Проблема организационной патологии и управляемости организации. Проблемы социального управления и планирования в организациях в сфере государственного и муниципального управления. Культура труда и управления, трудовая мораль. Проблемы девиантного поведения в организациях в сфере государственного и муниципального управления. Социологическая служба в организациях в сфере государственного и муниципального управления: проблемы организации её деятельности, основные возможности и задачи. Социологические способы обеспечения связи государственного и муниципального управления с потребностями населения и взаимосвязи власти и народа.
3.2. Социальные явления и процессы в сфере государственного и муниципального управления и социологические методы в их исследовании.
Трудовое поведение и отношение работников к труду в сфере государственного и муниципального управления. Факторы и показатели отношения к труду. Типологии отношения к труду (в зависимости от трудовой активности, от восприятия труда как средства заработка и как средства реализации и развития личности) . Социологические приёмы оценки отношения к труду.
Социально-психологический климат (атмосфера) организации (коллектива), в сфере государственного и муниципального управления, объективные и субъективные факторы его формирования в организации. Роль совместимости и сработанности сотрудников в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации. Социологические способы изучения и оценки социально-психологического климата.
Сплочённость трудовой организации, социологические методы её диагностики. Понятие сплочённости трудового коллектива (трудовой организации) с позиций социологии. Уровень и направленность сплоченности. Типы первичных коллективов по уровню сплочённости: сплочённые, расчленённые и разобщённые коллективы. Проблема взаимоотношений формальной организации и неформальных групп. Проблема лидерства в организации. Социологические методики изучения и оценки уровня и направленности сплочённости. Социометрия внутриколлективных взаимоотношений по методике Д. Морено. Измерение ценностно-ориентационного единства коллектива по методике Р.С. Вайсмана. Диагностика сплочённости первичного трудового коллектива по методике В.В. Щербины и др. Значение проблемы сплочённости и социально-психологического климата для управленческой деятельности в организации в сфере государственного и муниципального управления.
Проблема удовлетворённости трудом, социологические методы её изучения. Роль удовлетворённости трудом в формировании отношения к труду и трудового поведения. Идеи Ф. Херцберга о разделении факторов, влияющих на повышение удовлетворённости трудом («мотивирующих» факторов), и факторов, влияющих на снижение неудовлетворённости трудом («гигиенических» факторов). Социологические приёмы оценки уровня удовлетворённости трудом.
Адаптация персонала, социологические аспекты и методы её исследования. Сущность и виды адаптации персонала. Основные стороны трудовой адаптации. Предпосылки успешной трудовой адаптации и её стадии. Типы включения человека в организацию в зависимости от отношения к нормам поведения в организации и к ценностям организации. Факторы трудовой адаптации. Показатели трудовой адаптации. Управление трудовой адаптацией. Социологические приёмы оценки уровня адаптации и выявления проблем адаптации персонала.
Трудовое поведение в организации в сфере государственного и муниципального управления и социологические методы его изучения. Понятие трудового поведения. Факторы трудового поведения. Формы трудового поведения (индивидуально-целевые, инновационные , адаптационно-приспособительные, церемониально-субординационные, спонтанно-характерологические, деструктивные). Основные разновидности целевых форм трудового поведения: функциональное, экономическое, организационное, стратификационное поведение. Типы экономического поведения. Проблема связи между удовлетворенностью трудом и трудовым поведением. Отношение работников к труду и трудовое поведение. Проблемы регулирования трудового поведения в современных условиях в России.
3.3. Социальные отношения и проблемы в сфере государственного и муниципального управления и социологические методы в их исследовании.
Социально-трудовые отношения в сфере государственного и муниципального управления, социологические методы в их изучении. «Социально-трудовые отношения» как комплексное социальное понятие. Особенности и взаимосвязь экономического, правового и социологического аспектов социально-трудовых отношений. Субъекты социально-трудовых отношений. Виды социально-трудовых отношений и их основы (виды субъектов отношений, содержание деятельности, объем полномочий субъектов отношений, степень регламентированности отношений, характер распределения доходов, способ общения). Основные типы социально-трудовых отношений (солидарность и субсидиарность, господство и подчинение, равноправное сотрудничество и дискриминация, конфликтные отношения, патернализм и социальное партнерство). Способы регулирования и оптимизации социально-трудовых отношений. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений.
Мотивация и стимулирование труда в сфере государственного и муниципального управления, применение социологических методов в их исследовании. Мотивация как фактор саморегуляции трудового поведения. Теории мотивации. Мотивационная структура личности и трудовая мотивация. Виды мотивов труда. Типы мотивации. Внутренняя мотивация и внешнее мотивирование (стимулирование). Механизм мотивации и стимулирования трудового поведения. Особенности мотивации работников - специалистов, служащих и руководителей в сфере государственного и муниципального управления. Проблема связи между удовлетворенностью трудом и трудовым поведением. Особенности мотивации и стимулирования трудового поведения на различных стадиях жизненного и профессионального цикла работника. Социокультурные факторы мотивации и стимулирования трудового поведения. Проблемы мотивации и стимулирования труда в сфере государственного и муниципального управления в современных условиях в России.
Социальная напряжённость и конфликты в сфере государственного и муниципального управления, социологические методы их диагностики. Понятие и взаимосвязь социального конфликта и социальной напряжённости на региональном и муниципальном уровне. Типология социальных конфликтов. Основные стадии развития социального конфликта. Социальные последствия и функции социальных конфликтов. Показатели социальной напряжённости и вызревания социального конфликта на региональном и муниципальном уровне. Факторы, влияющие на уровень социальной напряжённости на региональном и муниципальном уровне. Управление конфликтом. Типовые стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Методы разрешения споров и конфликтов на региональном и муниципальном уровне. Социологические методы в диагностике и профилактике социальной напряжённости и социальных конфликтов на региональном и муниципальном уровне.
Трудовая мобильность работников в организации, методы её социологического изучения. Трудовая мобильность как разновидность социальной мобильности. Виды и формы трудовых перемещений. Экономические и социальные функции трудовой мобильности. Движение кадров и его разновидности. Текучесть кадров, её положительные и отрицательные стороны. Взаимосвязь социальной мобильности персонала и социальной стабильности организации. Социологический анализ причин и динамики реальной и потенциальной текучести кадров. Социологические приёмы профессионального клиринга. Роль профессиограмм и персонограмм в подборе, расстановке и перераспределении кадров.
3.4. Общественное мнение и социальное самочувствие населения, социологические методы их изучения.
Общественное мнение и власть. Структура и тенденции взаимодействия общественного мнения и власти. Службы изучения общественного мнения в государственных структурах. Электоральная социология. Изучение общественного мнения как инструмента социального управления и гармонизации социальных отношений. Выявление основных проблем (их сути и остроты), волнующих население. Социальное самочувствие населения и его социологическое изучение. Необходимость учёта общественного мнения и социального самочувствия населения в сфере государственного и муниципального управления. Принципы организации и технологии мониторинга общественного мнения и социального самочувствия населения.
3.5. Использование результатов социологического исследования в сфере государственного и муниципального управления.
Основные возможности и функции использования результатов социологических исследований в управленческой деятельности. Анализ управленческой деятельности: оценка реального состояния дел и эффективности управленческой деятельности. Выявление основных проблем (их сути и остроты). Учёт общественного мнения. Особенности и возможности социологического мониторинга тех или иных аспектов и проблем социальной жизни, имеющих значение для государственного и муниципального управления. Прогнозирование результатов управленческой деятельности. Использование результатов социологических исследований в планировании работы. Результаты социологических исследований как элемент разработки управленческого решения.