Сущность общественного мнения и его социальная природа

Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения:

1. монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));

2. мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);

3. плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).

Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).

Впервые понятие "общественное мнение" появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его "автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: "Vox populi – vox Dei" – "Глас народа – глас Божий".

Специфика общественного мнения:

1. это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности;

2. критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;

3. массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности);

4. общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;

5. оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Цель формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.

Типология общественных мнений:

1. по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);

2. по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);

3. по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.

Социально-психологические свойства общественного мнения:

1. оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;

2. в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени; 3) оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;

3. оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;

4. ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);

5. сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.

Факторы формирования общественного мнения:

1. социальные интересы людей;

2. различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы);

3. уровень компетентности.

Структура общественного мнения:

1. субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);

2. объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы);

3. рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;

4. социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;

5. общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

Стадии развития общественного мнения:

1. зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения;

2. формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные;

3. функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.

Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:

1. сохраняющемся интересе людей к его объекту;

2. страстной убежденности в правоте своей позиции;

3. стремлении к ее отстаиванию и защите,

4. преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.

Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе:

1. уровень распространенности;

2. интенсивность;

3. достоверность;

4. стабильность.

Наши рекомендации