Типы экономического поведения
Выделяют следующие типы экономического поведения:
1) Дорыночный тип поведения характеризуется формулой “гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат”, или “минимум дохода при минимуме трудовых затрат”. Этот тип поведения был сформирован мощной командно-административной системой, воспитавшей людей, не способных принимать ответственные решения и рисковать. Для носителей дорыночного поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием выработанных прежними условиями социальных стереотипов. Таких людей больше других беспокоят дальнейшая либерализация цен и угроза безработицы, перспектива переобучения и нового трудоустройства.
Выход из кризиса большинство из них связывают с наведением порядка и дисциплины во всех сферах общественной жизни, с административными мерами в экономике. Такие индивиды в условиях снижения уровня жизни прежде всего рассчитывают интенсивнее работать на нынешнем рабочем месте, полагаются на доходы с приусадебного участка и надеются на социальные гарантии. все вышеописанное диктует совершенно конкретный диапазон деятельности носителей дорыночного типа поведения. Такие люди хотели бы жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем доходов, без риска.
2. Рыночный тип поведения. Его можно охарактеризовать формулой “максимум дохода ценой максимума трудовых затрат”. Такие люди предпочитают жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой. Такой тип поведения предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям (в частности, умению профессионально рисковать). Собственно рыночный тип поведения еще начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Наличие достаточно гибкой структуры ценностных ориентаций позволяет им относительно быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и адекватно реагировать на изменения основных требований социальных институтов.
Рыночный тип поведения почти полностью ориентирован на предпринимательство.
3. Псевдорыночный тип поведения связан с отсутствием необходимых знаний, отсутствием связей в торговле (даже при наличии денежных средств и другими обстоятельствами, которые способствуют модификации рыночного типа поведения в данный. Носители данного типа поведения действуют по формуле “максимум дохода ценой минимума трудовых затрат”. Данные индивиды в условиях снижения уровня жизни собираются подрабатывать в свободное время, в том числе заниматься перекупкой и спекуляцией.
Превращение исходного типа рыночного поведения в псевдорыночное отражает неизбежные издержки формирующегося рынка труда. Необходимость подрабатывать в свободное от основной работы время означает, что труд человека на его рабочем месте оплачивается недостаточно, и это вынуждает его прибегать к поискам дополнительных источников существования.
Отсутствие четкой экономической концепции переустройства общества ведет одних к утрате мотивации к профессиональному творчеству и инновациям, а других мотивирует к повышению благосостояния за счет авантюрного риска с весьма сомнительными морально-этическими нормами. наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.
Экономическое поведение социальных субъектов проявляется в двух основных формах:
1. Индивидуальные формы - экономическое поведение индивидов как представителей тех или иных социально-демографических и социально-профессиональных групп - достаточно глубоко и разносторонне изучены такими исследователями, как А. Смит, П. Хейне, В.И. Верховин, Т.И. Заславская, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, Г.Н. Соколова.
2. Коллективные формы поведения, т.е. поведение хозяйствующих субъектов (организации, промышленного предприятия, фирмы и др.). Методология изучения последних находится в стадии становления. (О.В. Кобяк)
Г.Н. Соколова в ходе мониторингового исследования “Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда” выявила и сформулировала основные стратегии экономического поведения, исходящие из оценки респондентами того, что значила для них прежняя работа как ценность. В этом исследовании приводятся результаты обследования выпускников различных учебных заведений и безработной молодежи из выпускников и потерявших работу в условиях структурной несбалансированности спроса и предложения на рынке труда.
Типы стратегий:
1. Стратегия прагматического поведения формируется на основе целевой установки, с которой выпускник заканчивает (а безработный закончил) школу, ПТУ, техникум, вуз, - достичь материального благополучия и сделать карьеру. Прагматический тип поведения, как правило, присущ разным образовательным группам и почти не зависит от пола. Вместе с тем, он значительно усиливается с возрастом и в старших возрастных группах выражен втрое сильнее, чем в группе до 30 лет. Этот тип поведения наиболее близок к собственно рыночному типу.
2. Стратегия профессионального поведенияисходит из установки получить интересную работу в будущем (или прошлом, если это касается выпускников не нашедших сферы приложения своих сил). Данный тип поведения теснее всего связан с уровнем образования молодежи. Парадоксально, но в нынешний переходный период ситуация такова, что тем больше лет потребовалось на образование, тем меньшей горизонтальной мобильностью обладает молодой человек, тем, следовательно, хуже его социально-психологическое самочувствие.
3. Стратегия безразличного поведения исходит из того, что нужно просто получить образование (для достижения определенного социального статуса или в силу иных причин, которые респонденты затрудняются определить). Этот тип поведения почти не связан с уровнем образования респондентов и полом. Он мало связан с возрастом, не имеет четких субъектных характеристик и тенденций в своих изменениях. Он весьма подвержен влиянию (как положительному, так и отрицательному) всего общественного развития и конкретной общественной ситуации.
Далее Соколова Г.Н. делает вывод, что указанные стратегии экономического поведения только зарождаются, только начинают себя проявлять в конкретном экономическом поведении (как переборе альтернатив с целью максимизации выгод) в условиях формирующегося рынка труда.