Личность в системе общественных отношений

Марксистская теория.

Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным обра­зом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически возникш­ая и социально заданная объективная действительность. Человек творит, преобразует ее, ставит перед собой цели и идеалы, формирует и обогащает свою сущность, раскрывающуюся в его личности. Этот предметный мир предстает в качестве «внешнего отношения полезности», «которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека», а, напротив, как опредмеченные сущностные силы человека. Поэтому сущность «особой личности составляет ее социальное качество». Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реаль­ный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, по­литические, социокультурные, семейно бытовые отношения.

Личность в марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности де­терминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности. В целом в марксизме личность рассматри­вается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общест­венных отношений, с другой — сама является продуктом историческо­го развития этих отношений.

Наиболее известная теоретическая модель структуры личности также разработана в рамках марксистской социально-философской традиции. Она основана на принципе, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремле­ние практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через дикта­туру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений.

Деятельный подход.

Общественное отношение к личности всегда дифференцировано по сферам деятельности. Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рам­ках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934). Человек рассмат­ривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с пози­ций рациональности. В личности отражаются особенности связи чело­века с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитив­ной и предметной деятельности. В.А. Ядов, анализируя личность как объект и субъект социальных отношений, дает следующее определе­ние: «Личность — это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему соци­альных отношений посредством активной деятельности и общения».

Е.А. Ануфриев полагает, что «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социаль­ных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит человек». Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления социальных качеств, проявляющих­ся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общест­венно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения куль­турными ценностями, т.е. духовный мир личности, нравственные нор­мы и принципы, убеждения.

Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, дея­тельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельно­сти. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.

В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структу­рирована и дифференцирована.

В соответствии с характером отношений личности к окружаю­щему миру социологи подразделяют деятельность на материаль­ную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отно­шения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, револю­ционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается вы­бор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реак­ционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на пер­вый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего тер­рористическая.

Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.

Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптималь­но организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.

Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогран­ны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны:

· качества личности, требуемые и проявляемые в деятельности;

· объективные и субъективные оценки деятельности, выражаю­щиеся в общественном одобрении или порицании;

· мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды;

· способы и механизмы деятельности, предлагаемые обществом и выбираемые личностью;

· результаты деятельности, социально и индивидуально значи­мые.

Деятельностный подход к личности сводится к:

· определению системообразующего звена, доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);

· выяснению принципа осуществления деятельности — вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная;

· изучению характера связи между различными видами деятельно­сти (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;

· исследованию уровня осуществления каждого из видов деятель­ности.

Социальная личность, по Ф. Знанецкому, формируется в условиях определенной социальной среды и воспроизводит имеющиеся в об­ществе модели реальных систем прав и обязанностей. В целом отме­тим, что человек личностью становится и остается лишь в обществе.

Наши рекомендации