Традиции, нравы, обычаи. Анализ общественного мнения о символах и традициях казахской цивилизации

Понять любое общество, охарактеризовать его, можно лишь проникнув в существо присущей ему системы ценностей. Социальные ценности - это разделяемые обществом или социальной группой (то есть более или менее общепризнанные) убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Социальные ценности могут складываться в результате влияния традиций, обычаев, нравов, существующих в данном обществе.

Традицией называют явление, которое часто повторяется, становится для данного общества преобладающим типом поведения, в известном смысле - типичным. В строгом смысле о традиции можно говорить только в том случае, если она автоматически, спонтанно передается во времени. Традиция - всё, что унаследовано от предшественников, культурное наследие.

Существуют некоторые общенациональные традиции, тесно связанные с национальной психологией, - преклонение перед государством и законом (Германия), перед законом и элитой (Англия), противопоставление личности и власти, и элите (Франция). Такие традиции проявляются и в сфере экономики (индустрия, торговля, финансы), которые во многом определяют национальные различия общественного устройства в разных странах (Англия, Германия, Япония).

Обычаем считают практику и форму действия, которую человек соблюдает как бы безлично, в то время как любая традиция (например, политическая) глубоко интегрирована в личность.

Нравы - это обычаи, имеющие моральное значение. Это те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Каждое общество всегда выносило свои оценки тем или иным нравам (“О, времена, о, нравы!”). Социальные нормы - мера допустимого поведения в данном обществе, социальной группе.

Особой формой нравов является табу. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Одними из первых были табу на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и др.

Общество можно также характеризовать и соответствующей ему культурой. Культура выражает то, что разделяет человека и животный мир, натурально возникшего и культурно произведённого.

В наиболее общем смысле под культурой понимается творческая деятельность человечества, направленная на преобразование социальной действительности, на выявление и развитие возможностей и способностейчеловека.

Таким образом, каждому обществу присуща определённая философия, культура, традиции, общественно значимые ценности, обобщённый образ мира, свой принцип жизни, представляющий основу духа народа, его морали, убежденности (менталитет). Основной принцип жизни объединяет людей в народ данного общества, обеспечивая его единство на протяжении своей истории.

Многие специалисты обращают внимание на такое важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при изучении того или иного общества, этноса. Как подчеркнул в свое время один из представителей структурализма Клод Леви-Стросс: “Сила, создавшая язык есть этнический дух”. Иными словами : “Язык - душа народа”. Ученые, изучающую данную проблему, указывают на то, что существует единый ген человеческой речи (языка) и на этой основе делают вывод о взаимосвязи цивилизаций и едином “глобальном семействе, ... “народа языков”.

Сегодня также получила признание система взглядов, в основе которой лежит идея об уникальности социальных явлений, своеобразии пути, пройденного отдельными народами, а исторический процесс, развитие общества - это развитие цивилизаций. При этом под цивилизацией понимается качественная специфика, своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов, сообществ на определенном этапе их развития.

Согласно этим концепциям, многие народы имели один протоязык, их объединяли единые культурные связи, ученые говорят, к примеру, “имеется фонетическая схожесть шумерского и казахского языков, орхоно-енисейского и древнеиранского письма” (Омаров Е.); или: “тюрки славяне, славяне и тюрки вместе осваивали процесс знакового осмысления мира” (О. Сулейменов), отмечается, например, “слово “ук” сохранилось в древнерусском значении “знание”, “учение”. До нас дошло в основе слов наука (блр. навука), навык. Производный глагол ук -и (uk - i) - учи. Сохраняется в тюркском: uk - i - uky- “учи” -“учись “, “читай” (тат.), oky - тадж.. (каз., тур., др. тюрк. и др.)” (О. Сулейменов). Ученые подчеркивают, что язык несет информацию о своеобразии развития общества, каждого этноса, его образа жизни.

Для более полного осмысления духовных процессов у этносов необходимо, считают специалисты, также учитывать, то, что, например, в китайском языке отсутствует прошедшее время, а в английском языке (в отличие от китайского) имеются несколько форм прошедшего времени; а в русском (в отличие от английского и китайского) существует всегда одно настоящее, одно прошедшее, одно будущее ... Данный пример свидетельствует об исключительно своеобразном и специфическом восприятии, понимании данными обществами, народами философии истории.

Веками не меняются традиции и обычаи на туманном Альбионе; исследователи говорят, что для англичан вполне мог бы подойти герб с изображением изгороди и девиз: “Мой дом - моя крепость”. Англичанин подсознательно стремится отгородить свою частную жизнь от внешнего мира. И порог его дома служит в этом смысле заветной чертой.

Жители Страны Восходящего Солнца, японцы, в беседе всячески избегают слов “нет”, “не могу”, “не знаю”. Даже отказываясь от второй чашки чаю, вместо “нет, спасибо”, японец употребляет выражение, дословно означающее: “мне уже и так прекрасно”. Чтобы избежать запретного слова “нет”, рассылают приглашения в гости, прилагая к ним открытку с обратным адресом. На ней следует подчеркнуть или слово “благодарю” или слово “сожалею” и вновь бросить такую открытку в почтовый ящик.

Исследователи отмечают дружелюбие американцев по отношению к незнакомцам, сильное чувство соседства и своей общины, простота и рациональность в общении, дух конкуренции присутствует на работе, в семье, в дружбе, на отдыхе и, конечно же, в спорте. В США культивируется привязанность к потреблению жизненных благ: “Деньги - абсолютная сила материальной жизни!”.

Исследователи обращают внимание на такие традиции в жизни народов как праздники. Они также дают представление об особенностях национального характера. Многие праздники имеют давнюю историю.

У тюркских народов сохранился с древних времен обычай празднично встречать день весеннего равноденствия, называемого в древнем Иране “мерам” (“мейрам” на каз. языке означает “праздник”). День наступления весны приходится на ночь с 21 на 22 марта. По казахской мифологии, в эту ночь землю обходит старик Кадыр. Он сажает деревья и посылает людям счастье, благоденствие. Под его взглядом земля становится плодоносной и даже камни могут расплавиться, превратившись в живительную влагу.

Праздник весны - Наурыз мейрамы - день, когда, по восточному преданию, происходит возвращение из-под земли полуденного духа, несущего свет - слепым, исцеление - немощным, мир - воюющим ... Слово “Наурыз” пришло в казахский язык из персидского. Оно звучало как “нау” - новый, “ывыз” - день и выражало понятие “первый день Нового года”.

Традиционное блюдо для этого праздника - Наурыз-коже (новогоднее блюдо), которое состоит из семи компонентов: вода, соль, пшеница, просо, мясо, сметана и фрукты. До конца второй недели Наурыза в каждый нечетный день в любом доме гостя должны угостить этим традиционным блюдом. На дастархане также должны находиться семь предметов: вино, символизирующее возрождение, молоко - чистоту, сладости - радость жизни, сахар - довольствие, щербет - прохладу и отдых, свеча - знак света и огня, гребень - символ женской красоты. Основной ритуал - обнести всех, присутствующих за столом, обрядовым блюдом из проросшей пшеницы, символизирующей вечную жизнь. Зерно проросло – значит, настало время сева. Поэтому в селах праздник Наурыз - это прежде всего праздник первой борозды, в городах - озеленения.

Этот праздник имеет сходство с праздником славянских народов. Например, “Масленица” в России - это “проводы зимы”, в древности он означал переход к весенним земледельческим работам. Масленицу праздновали долго, целых семь дней, в эти дни принято было печь блины, вели хороводы, пели песни о солнце, новом урожае.

В социумах, как и в природе, постоянно происходит смена: начало - расцвет - конец. В каждом - по-своему. На евразийском пространстве две страны: Россия и Казахстан - выступают как восприемники общеевропейского и азиатского духовного наследия, как посредники между Востоком и Западом. Казахская культура - наследница традиций тюркско-номадической и славяно-европейской цивилизаций, синтеза полиэтнической, социокультурной общности.

Сегодня получила признание система взглядов на развитие человеческого общества, в основе которой лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными народами. В основу этой концепции заложена идея о том, что исторический процесс - это смена целого ряда цивилизаций.

Цивилизационный подход к развитию человеческого общества предполагает изучение, в первую очередь, своеобразия, самобытности истории народа или целого региона. Цивилизации могут различаться по разным основаниям. В связи с этим различают, например, восточную и европейскую цивилизацию, мусульманскую и христианскую, казахскую, японскую, американскую, китайскую цивилизации, желтую, белую, черную, современную мировую цивилизацию и др.

В социологическом исследовании «Что мы должны знать о казахской цивилизации?», проведенном в различных организациях и вузах Алматы по заданию ректора университета КАЙНАР академика Омарова Е. С. в 2005 году, значительная часть респондентов (74%) выбрали как приоритетную задачу всему населению страны на сегодня «знать казахский язык», практически столько же (71,3%) указали на необходимость знания «традиций, обрядов, обычаев казахов».

Все мировые цивилизации появились примерно в одно время. Функционирование казахской цивилизации, как динамично развивающейся эволюционной системы, осуществляется в едином ритме с другими цивилизациями, все цивилизационные процессы в мире взаимосвязаны и поэтому проблемы казахской цивилизации рассматриваются в контексте мировой цивилизации. В соответствии с этим принципом, в анкете был задан вопрос о знаке-символе современной мировой цивилизации. В анкетном “меню” этого вопроса- воронки дано шесть вариантов ответов, а в седьмом предложено дополнить этот ряд ответов по своему усмотрению.

Анализ показал, что, отвечая на данный вопрос (было условлено, выбирать не более трех вариантов ответов), респонденты практически единодушно отметили, как символ современной мировой цивилизации, такое достижение человеческой мысли, как интернет (73%респондентов) и компьютер (64,6% респондентов), что вполне оправдано и объяснимо, т. к. сегодня эти изобретения интертехнического прогресса проникают во все области жизни каждого человека и общества в целом.

Не менее почетное место в этом плане отведено и такому достижению человечества, как книга (48% респондентов), без которой, надо полагать, не было бы сегодня ни Всемирной Паутины, услугами которой пользуются сегодня миллионы человек, ни самого компьютера. Книга - важное коммуникативное средство для многих поколений, а ее прототипы (начиная с глиняных клинописных табличек) - бесценный клад для постижения человеческой цивилизации.

В одном ряду с книгой оказался еще один символ современности - космическая ракета, такой же рейтинг (48% респондентов) и у данного символа, олицетворяющего заветную мечту человечества: познать Вселенную, Космос, что не менее грандиозно и значительно в масштабах всей Планеты. Почти четверть всех опрошенных отметили такие результаты науки и техники, как гены и телевизор.

Как уже упоминалось, респондентам было предложено дополнить анкетное меню и некоторые респонденты любезно дописали: флаг (16,2%), глобус (13,5%), телефон (12,2%), орел, голубь (по 8%), электростанция (5%), Эйфелева башня (3%), окно (2%) и др.

Интересно отметить, что респонденты, дополнив варианты ответов, указали также как на символ современной цивилизации, такие военные изобретения как “автомат, пистолет” (12,2%), но не “атомная бомба” (если писать о современном вооружении). Что удержало респондентов от упоминании об этом изобретении, неизвестно. Возможно, позитивный настрой в богатом выборе символики современности.

Конечно, знак атомной угрозы - самый страшный знак для всего живого и сегодня, может быть, еще преждевременно сбрасывать его в архив истории? Исследователи современной цивилизации выявили угрожающие факторы, в числе других, воздействующих сегодня на стабильность мирового сообщества: экстраполяция американской мощи (и НАТО), а также противостояние бедного большинства (четыре пятых населения планеты Земля) и благоденствующего меньшинства; стремление аутсайдеров создать новый мировой порядок. Многие ученые уверены, что сегодня, в условиях однополюсного мира, сохраняется угроза межцивилизационного конфликта.

В таких реалиях для Центральной Азии, чьи государства расположены на пересечении нескольких цивилизаций, очень важно развитие диалога культур и цивилизаций. Это важно и для Казахстана, символом которого, по мнению большинства (62,6%) экспертов, стал “Золотой человек” – исторический памятник древнего Казахстана.

Как показал анализ ответов, респонденты данного социологического исследования также считают, что казахскую цивилизацию можно узнать и по такому древнейшему виду жилья, известному еще в бытность протоказахов, как “юрта” (50,4% респондентов), а также самобытному музыкальному инструменту “домбра” (40,3 % респондентов). Каждый четвертый эксперт также считает, что “шанырак” и неповторимый “казахский орнамент” символизируют творческие способности и талант нашего трудолюбивого и толерантного народа, который с древнейших времен проявлял мужество, стойкость, талант, смекалку, сноровку, выживая в очень сложных географических и климатических условиях среды обитания. Народная мудрость создала, сохранила и преумножила, в числе других, такие духовные ценности национального культурного наследия, как вторая по собранию манускриптов в мире библиотека древнего Отрара и мавзолей А. Яссави. На эти символы также указал каждый четвертый респондент. Новый памятник Кюльтегину (открыт в 2001году в г.Астане) заслужил внимание в этом плане каждого пятого респондента, отвечавших на вопрос. Этот памятник свидетельствует о наличии у протоказахов древнетюркской письменности.

Респонденты, расширяя “меню” этого вопроса, добавили еще и такие символы-знаки казахской цивилизации (перечисляем последовательно в порядковом ряду по количеству голосов): “кобыз”, “курганы”, “воин-батыр”, “балбалы, тамга”, “руны”, “орел”, “кереге”, “седло”.

Очень важно, что значительное большинство (74%) респондентов выбрали как приоритетную задачу “необходимость владения казахским языком”, практически столько же (71,3%) указали на “традиции, обычаи, обряды”.

Таким образом, осмысление этих результатов, приводят к выводу о том, что респонденты исходили из убеждения в исключительной значимости для успешного развития любой цивилизации родного языка. Справедлива мысль о том, что ”невозможно сохранить народ, сменив его язык и культуру. Это уже будет другой народ. И чем дальше новый язык и культура будут отстоять от прежних, тем сильнее этот новый народ будет отличаться от прежнего”. Анализ ответов показал, что нашим современникам одинаково важно знать: “религию и искусство древних казахов” (56%), “казахскую литературу” (56,3%), “казахский эпос, легенды, мифы” (56%).

Каждый третий респондент отметил знание “религии и искусства современной казахской цивилизации” и “природных богатств родного края и географии”; каждый пятый - на необходимость знания о значении “дипломатической и торговой артерии Жибек жолы”, пролегавшей с незапамятных времен через территорию Казахстана. На протяжении многих веков “Великий Шелковый путь” служил своеобразным катализатором, способствующим взаимному научно-техническому, экономическому, культурному и духовно-нравственному обмену между народами, племенами и этносами Востока и Запада.

По мнению респондентов, знание об истоках казахской цивилизации, ее памятников и архитектуры, традиций, обычаев, фольклора, песен и поэм, музыкальных инструментов (домбра, кобыз), шежире обогатят духовно казахстанца, позволят ему стать истинным патриотом своей родины.

Всё это в совокупности позволит более зримо приблизить время, когда Казахстан достигнет полной самоидентификации, у населения утвердится историческое самосознание, все этносы, проживающие на территории Казахстана, почувствуют себя духовно единым конгломератом, люди будут знать и гордиться достижениями предыдущих поколений, культурное наследие которых помогает формировать каждому новому поколению современные нормы морали и принципы, и противостоять бездуховной вестернизации, заполонившей все каналы и средства массовой информации.

Национальные особенности имеются у всех народов. Каждый исследователь видит и раскрывает их по-своему. Этим и замечательна такая наука, как социология, располагающая в научном изучении общества различными подходами и методами. Социологическое знание оказывает заметное влияние на общество. Работы социологов могут изменять отношения людей к общественным явлениям, помогают оценить действенность существующей социальной политики, предоставляют информацию для принятия решений.

Литература

1.Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.

2.Волкова Л. И., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. М., 2003.

3.Гидденс Э. Социология. М., 1999.

4.Давыдов А. А. К вопросу об определении понятия “общество” \\СОЦИС, 2004.

5.Каменская Е. Н. Социология - М, 2007.

6.Кравченко А. И. Социология. Учебник для вузов. - М., 2005.

7.Нысанбаев А. Н. Цивилизационные традиции и менталитет казахского народа //Материалы международной конференции «Цивилизации человечества – история и современность». Университет КАЙНАР. – Алматы. 2005.

8.Омаров Е. С. Нация как субъект цивилизации. Казахский национальный дух. //Материалы международной научной конференции « Цивилизации человечества – история и современность». Университет КАЙНАР. – Алматы. 2005.

9.Осипов Г. В. Российская социология в XXI веке \\СОЦИС, 2004, №3.

10.Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

11.Социология (под ред. проф. В. Н. Лавриненко). - М., 2002.

12.Сулейменов О. Тюрки в доистории. О происхождении древнетюркских языков и письменностей. - Алматы. 2002.

Наши рекомендации