Что изучает социология
Функции социологии
Социология выполняет следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.
Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.
Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.
Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый.Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? Внормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.
Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.
Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практикусоциальных технологий, которые выступают составным элементом прикладной социологии.
Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.
Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.
Что изучает социология
Термин «социология», который впервые ввел О. Конт (около 1839 г.), буквально означал «науку об обществе, социальной жизни». В то время трудно было ожидать, что рождается наука, имеющая большое будущее. Нужно различать объект и предмет социологии.
Подобъектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В этом смысле общим объектом социологии являетсяобщество. В понимании предмета социологии, который входит в ее определение как науки, существуют разные точки зрения.
«Марксистско-ленинская социология <...> занимается комплексным изучением различных социальных явлений и процессов в их взаимосвязи, устанавливая социальные закономерности». Эта социология устанавливает социальные закономерности, подобно тому как естествознание (наука) устанавливает закономерности природные. Закономерность представляет собой необходимую, повторяющуюся, устойчивую связь каких-то сторон. Марксистско-ленинская социология изучает связь между материальными, объективными общественными явлениями, например, производительными силами и производственными отношениями. Она строится так же, как науки о природе, что отчетливо проявляется в ее методологии.
Противоположное понимание предмета социологии дает феноменологическая социология. «Коренной недостаток позитивистской социологии, — пишет Д. Уолш, — заключается в ее неспособности понятьсмысловое строениесоциального мира, вследствие чего позитивизм выработал методологию, совершенно неадекватную природе исследуемого объекта». В отличие от позитивизма разных видов феноменологическая социология делает упор на анализ обыденного сознания в структуре действий (поведения) людей, считая его сущностью общественного бытия. Она разработала феноменологический метод анализа смысловой составляющей социальных фактов, из которых состоит общество. Эта социология изучает необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи субъективных явлений.
Наиболее точно, на мой взгляд, социологию определил П. Сорокин — как науку, которая изучает поведение людей, живущих в среде себе подобных: «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, — с другой». Давая такое (реалистическое) определение социологии, мы подчеркиваем, с одной стороны, значение принципа индивидуализма (субъективизма), а с другой стороны, объективизма при определении предмета социологии. Объясняя общественное устройство (строй общества), мы обращаемся прежде всего к деятельности людей, ее мотивам, а также общественным результатам, независимым от индивидуальных усилий и действий.
Из данного определения социологии следует, что, во-первых, ее интересуют не индивиды, в отличие от психологии, а субъективная сторона (потребности, интересы, оценки и т. п.) поведения, коллективы людей в процессе их взаимодействия. Во-вторых, она исследует различные уровни социальной взаимосвязи (взаимосвязи поведения людей) в виде социальных общностей, институтов, организаций, сфер, систем, общественных строев, цивилизаций. В-третьих, социологию интересуют причины и механизмы развития социальных взаимосвязей, институтов, формаций, цивилизаций и т. п. Таким образом, социология изучаетобраз жизни людей, социальных классов, обществ, человечества.
Реалистическая социология изучает действия людей как единство субъективного и объективного, процесса и результата. Однако она отказывается видеть в закономерностях общественного развития нечто подобное закономерностям природы. Закономерностями общества с точки зрения реалистической социологии являютсясоциальные институты и организации, в которых социальные связи приобретают необходимость, повторяемость, устойчивость, делающую их весьма отдаленно похожими на законы природы.
Социология какнаучная дисциплина представляет собой логическую конструкцию, которая: (а) претендует на определенную область исследований социальной действительности; (б) имеет общие и специфические методы исследования; (в) включает в себя систему специфических (в данном случае социологических) знаний, гипотез, понятий. В качествесоциального института социология включает в себя: совокупность ученых-социологов, обладающих системой социологических знаний; библиотек, где собраны тексты, понятные социологам; научного общения между социологами.
Общество являетсяпредметом изучения истории, экономики, политологии, социальной психологии социальной философии и других наук, которые изучают его со своих сторон и в определенной мере различающимися методами. Эти науки используются в социологии для изучения ее предмета. Но социальная философия, социальная психология и другие общественные науки, в свою очередь, много получают от социологии, дающей глубокое понимание взаимосвязи людей, общественных отношений, культуры и прочих категорий каксознательныхявлений.
Психология исследует человека, его бессознательное, сознание, характер, ментальность и т. п., дает знания, помогающие понять поведение людей в среде себе подобных. Социальная психология изучает закономерности поведения людей в социальных группах, обусловленные бессознательным (индивидуальным и коллективным), сознательным, социальными условиями. Социальную философию интересует общество с точки зрения соотношения, взаимосвязи в деятельности людей объективного (материального) и субъективного (сознательного). Экономика анализирует процесс (деятельность и отношения) производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Политология изучает процесс производства, распределения, обмена и использования государственной власти. Демография исследует процессы воспроизводства, плотности, миграции, длительности жизни людей, поколений, этносов.
Общество представляет собой совокупность общественных сфер (и систем), а также отношений между ними:демографической, экономической, политической, духовной. Каждая из них изучается комплексом наук: антропологией, экономикой, политологией, философией и др. Демография, экономика, политология, психология и философия тоже изучают поведение людей, их взаимосвязь и отношения. В результате возникает пересечение предметов исследования этих наук и связанная с этим проблема их размежевания. Данную проблему по-разному понимают и решают в разных социологических системах.
По мнению Т. Парсонса, социология, в отличие от других общественных наук, рассматриваетсоциальные системы и общества «не как конкретную агрегацию взаимодействующих и проявляющих себя в поступках людей, а как получившую аналитическое определение подсистему всей совокупности социальных действий людей, абстрагированную на основе аналитического вычленения процессов взаимодействия между исполняющими свои роли людьми <...> В противоположность многим современным точкам зрения яне рассматриваю социологию как дисциплину, имеющую дело со всей социальной системой даже в этом аналитически абстрагированном смысле. Ведь это значило бы либо отказать экономической и политической наукам в праве называться социальными науками <...> либо превратить их во вспомогательные отрасли социологии. Поэтому, согласно моему представлению, социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным, аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции или препятствующие ей». В противоположность этой точке зрения в некоторых наших учебных пособиях в социологию включается основные вопросы почти всего общест- вознания: социальной философии, социологии, политологии, культурологии, — что растворяет предмет социологии в предметах других наук.
Анализ исторических вызовов социологии и в целом обществознанию, сделанный И. Валлерстайном, приводит его к выводу о необходимости преодолеть узкую специализацию обществоведческих дисциплин, воссоединить в культуре социологии гуманитарные, обществоведческие, естественные науки. Основой такого сближения разных типов научного знания он считает, с одной стороны, синергетику, с ее теорией неравновесности, стрелой времени и т. д., а с другой стороны, культурологию, отрицающую универсальные каноны и изучающую культурную систему общества, роль которой в условиях развития информационного общества возросла.
В целомсоциология представляет собой отрасль науки о человеческом поведении, целью которой является раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социального взаимодействия.
Предмет социологии
Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).
Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.
Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.
По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.
Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект.И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.
Объект социологии
Истинное понимание особенности науки, ее системного качества раскрывается только в определении ее предмета. Объект же любой науки, как правило, присутствует в этом определении в своей данности как исходная предпосылка. Если речь идет об обще- ствознании, то для всех наук, входящих в его структуру, объектом является общество. Для всех естественных наук этим объектом будет природа. Другого в действительности просто не существует.
Что же касается конкретного научного исследования или каких- либо его отраслевых направлений, то независимо от того, в какой области оно проводится, «разведение» объекта и предмета исследования, их определение является обязательной процедурой, без которой сам исследовательский процесс просто не может начаться. Однако и здесь также следует признать факт их обоюдного объективного бытия.
Что же представляет собой предмет социологии как науки? Несмотря на то, что он исторически постоянно развивался, углублялось его содержание, уточнялись границы, это не меняло, однако, его истинной природы — быть объективной реальностью, выраженной в виде теоретической конструкции. Конг, например, этим предметом считал научное познание общества вообще. Дюркгейм в качестве такового выделял понятие «социального факта», являющегося продуктом коллективного сознания, истинно указывающего на социальное качество. Вебер предмет социологии видел в понятии социального действия, наделяя социальность свойством сознательности. Сорокин расширил трактовку предмета до понятия «социального взаимодействия» и вытекающих отсюда следствий и т.д. Таким образом, понимание предмета науки складывалось постепенно, в ходе его эволюции. Он и сегодня активно обсуждается и уточняется.
Суммируя многообразие взглядов по этому вопросу, можно сделать вывод, что предметом социологии является научное изучение социальных отношении как совместных и сознательных форм жизнедеятельности людей во всем их многообразии и развитии.
Категория «социальное» в этом определении является субстанциональной, раскрывающей существенное содержание и глубину самого предмета социологии. Включение в определение признака «научное изучение» освобождает от необходимости «перегружать» его какой-либо подробной номенклатурой. Научное изучение обязательно в соответствии со статусом науки, се целями и задачами, выработанными в ходе исторического развития; оно требует рассматривать свой предмет во всех проявлениях, именно изучать факты, связи, процессы, структуры, причины, взаимодействия, закономерности, противоречия и т.д. и т.п. Это означает необходимость исследованиясоциальностиво всех формах материального и духовного бытия, в любом контексте историческою пространства, времени и масштаба. Такова всеобщая логика любого познавательного процесса, любого научного знания, в том числе и социологического.
Поскольку общество является не простой механической конструкцией, а сложной системой человеческих отношений, то постижение всего их богатства и разнообразия невозможно в рамках какой-либо одной науки. Именно поэтому общество изучается целой совокупностью общественных наук, каждая из которых выделяет в этом объекте (обществе) свою область, свою специфику, свое качество, другими словами, свой предмет, сосредоточиваясь и специализируясь на нем. Экономические отношения, например, изучаются политической экономией, политические — политологией, правовые — целым рядом юридических дисциплин и т.д. Для каждой из этих наук предмет исследования существует объективно, реально, а не только в сознании исследователя. Однако эти отношения, при всем их многообразии и специфике, во-первых, находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а во-вторых, и это самое главное, все они по сути являются отношениямисоциальными, то есть различными формами и видами совместной и сознательной жизнедеятельности людей. Таким образом, социология, изучая их, является интегральной наукой, методологией и теорией общество- знания, так как изучает то общее, что выражает их единство, — их системное (социальное) качество.
При всем многообразии проблем, которые решает теоретическая социология, на наш взгляд, особо следует отметитьпроблему общественно-исторического прогресса. Она красной нитью проходит через всю историю социологии. В каждом социологическом учении или направлении она по-разному трактуется, но неизменно присутствует. Однако впервые в мировой социологии она была конкретно сформулирована социологами П.Лавровым и М. Ковалевским. Без идеи прогресса нет и не может быть социологии, подчеркивал М. Ковалевский. Если социология не указывает направления движения общества к прогрессу, не формулирует общественные идеалы и национальную идею, то она превращается в пустую болтовню, констатирует Лавров.