Социальная адаптация личности

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2) социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

3) сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Сложность механизма социальной адаптации проистекает оттого, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией». В современных российских условиях позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как:

• когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;

• эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;

• практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Типология личности

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.

Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.

Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.

Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.

Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.

Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».

Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.

Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.

Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.

Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.

В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.

Заключение

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия и. т. д. ), в следствии чего маленький взрослеющий в этом обществе , подражающий этому обществу человек сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Никто не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и. т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

Необходимо со всей определенностью подчеркнуть, что предупреждение отклоненного поведения, алкоголизма, наркомании и. т. д. у детей и подростков не может быть заключено в рамки ведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путем создания системы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера, воспитанию института семьи. Таким образом, деятельность по профилактике и коррекции отклоненных поведений у детей и подростков будет наиболее эффективной, если меры, предпринимаемые для этого, будут: носить комплексный характер; включать профилактику Отклоненного поведения в целом; учитывать индивидуально-личностные особенности; ориентированы на устранение причины отклонений в поведении; включать работу с микросоциальным окружением подростков.

Причем технологии психокоррекции у детей должны быт представлены методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы, в комплексе с семейной терапией, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы должны быть направлены на осознание маленьким взрослеющим человеком себя как полноценного здорового члена современного общества.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. и др. Семейное консультирование. М., 1998.

2. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006

3. Социальная работа : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2011.

4. Волков Ю. Г. Социология. Учебник. М. Альфа-М-ИНФРА-М, 2010

5. Осадчая Г.И. Лекции по социологии. М., 2008

Наши рекомендации