Научные методы социального управления
Использование сложной техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно не только с помощью разных методов (экономических, административно-организационных, социальных, духовно-культурных), но и с наполнением этих методов научным содержанием, прежде всего социальным проектированием, моделированием, прогнозированием и т.п. Сила научных методов состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объекте анализа, обеспечивают надежную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают средства воздействия и т.д.
Сегодня в принятии управленческих решений все большее значение приобретает моделирование социальных процессов. Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. В теории управления метод моделирования обычно осуществляется путем построения и оперирования моделями, отражающими структурные и функциональные характеристики, свойства, взаимосвязи управляемых объектов, существенные с точки зрения реализации управленческих решений. Данный метод реализуется в несколько этапов. На первом этапе уточняются цели и задачи, конструируется модель. На втором – проводится теоретический или эмпирический анализ модели, определяется достоверность полученных результатов, на третьем – полученные данные используются на практике. Если есть необходимость, на четвертом этапе проводится корректировка полученных результатов с целью возможных ограничений или уточнений.
Большие возможности оптимизации управления раскрывает кибернетическое моделирование. Его характерной чертой является тенденция к упрощению (аппроксимации) сложных объектов с целью изучения их основных параметров и на этой основе раскрытия их глубокой сущности. Далее выстраиваются модели с последующим увеличением их информационной содержательности.
В настоящее время наука и практика располагают самыми разнообразными по характеру и предназначению методами и формами моделирования.
Важное место в управлении социальными системами в настоящее время занимает прогнозирование. Всякое, даже самое элементарное, решение предполагает определенное предвидение, поскольку это решение проектирует действие в будущем. Выбор эффективных решений, особенно глобального и стратегического характера, требует умения предвидеть главные направления развития в данной сфере общества в целом и действовать в соответствии с их закономерностями. При прочих равных условиях чем больше вероятность появления в будущем определенного события, тем солиднее база для принятия решения. Только на основе научно обоснованных прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом государственной политики, целями, сформулированными субъектом управления и т.д. Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа предпринимаемых действий. При этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно неуправляемые (стихийно протекающие) процессы.
Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную и др. Они нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать прогностическую модель, предупреждают о возможных отклонениях от нее. Таким образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.
В социальном управлении достаточно широко применяется социальный эксперимент. Он предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой действует определенная общность людей (социально-демографическая группа, трудовой коллектив и др.) как управляемый объект и деятельность этой общности подчинена целям эксперимента. Социальный эксперимент – это метод, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности объекта управления в результате воздействия на него вводимых или измененяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов. Классическим примером социального эксперимента является хоторнский эксперимент Э. Мейо.
Науке и практике известны и различные методы экспертных оценок, которые успешно используются в прогнозировании и выработке управленческих решений. Сопоставление различных суждений, тщательный анализ аргументов, которые они содержат, синтез оценок обеспечивают необходимую достоверность прогноза и способствуют подготовке и принятию оптимальных решений.
Консалтинг. В современных условиях в связи с возросшей сложностью управленческого процесса сформировался специфический вид труда, обслуживающего управление, – консультативный (консалтинговый) труд и соответствующий метод управления. В развитых странах функционирует множество консалтинговых обществ, бюро, организаций, которые вырабатывают экспертные оценки и дают консультации руководителям.
Независимая экспертиза. В структуру управления компаниями все чаще вводится лицо (informal man), которому не дана власть и которое не несет ответственности за какой-либо сектор работы. Это советник президента или генерального управляющего, независимый эксперт, оценивающий положение вещей в компаниях не с позиции какого-либо подразделения или службы, а в широком, стратегическом масштабе. В отличие от специалистов, привлекаемых из консультативных фирм по управлению на основе договоров, этот эксперт является доверенным лицом высшего руководства, посвященным во все намерения, относящиеся к долгосрочной стратегии и предстоящей тактике. Его не тяготит бремя текущей оперативной работы, груз прежних традиций и ошибок, он не ограничен тесными рамками служебной иерархии. От него требуются объективные оценки, смелые рекомендации крупного масштаба, которые могут существенно повлиять на положение дел.
Разновидностью независимой экспертизы служит введение в советы директоров компаний ученых, которые специализируются по вопросам экономики, финансов, инвестиций, социального управления. Постоянно работающий в университете или научном центре ученый является одновременно и одним из директоров компании. Не отвечая за определенный участок работы и не будучи связан какой-либо отдельной производственной функцией, он может оказывать влияние на характер решений высшего руководства.
Когда рассматриваются пути и средства оптимизации работы по подготовке руководящих решений, следует иметь в виду и роль конкретных социологических исследований. Через них обеспечивается сбор необходимой информации об изучаемом объекте, раскрываются его характерные черты и тенденции развития, формируются выводы и рекомендации, которые помогают руководителю в его деятельности.