Основные методы социального управления

В социологии как науке о социальных взаимодействиях индивидов, групп и общностей огромное значение придается методам. Еще более существенное значение они имеют в социологии управления, изучающей управленческую деятельность как самую сложную отрасль деятельности человека. Под методом управления обычно понимают совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленной цели.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания, которые органически дополняют друг друга. Все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся методы, содержание которых соответствует требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

Основные методы управления подразделяются на:

1) социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

2) экономические, обусловленные экономическими стимулами;

3) организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

4) самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев и т.п. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.

Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. К данным методам относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.

Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него, основываются на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.

Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные отношения между работниками с учетом психологической совместимости.

К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д.

Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом, к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне населения страны, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже – непроизводственной) деятельности. Они ориентируются на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность.

Экономические методы применяются на двух уровнях. Применяемые на социетальном уровне (уровне страны) включают 1) налоговую систему и 2) кредитно-финансовый механизм. Применяемые на институциональном уровне (уровне организации) включают 1) систему зарплаты и других форм материального поощрения, 2) систему ответственности с соответствующим вознаграждением и санкциями за качество и эффективность работы и 3) систему стимулирования инновационной деятельности.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Они выражают активную сторону организационных отношений и свидетельствуют о появлении организации как таковой. Их основное назначение – оптимизация порядка работы в эффективном решении задач, стоящих перед организацией, особенно в кризисных ситуациях. Основной формой реализации организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

Т.к. организационно-административныеметоды ориентированы на административное влияние, они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через системы

1) законодательных актов страны (законов, указов, постановлений и т.п.)

2) нормативных документов вышестоящих структур управления (стандартов, положений, инструкций, методик, приказов и т.п.)

3) документов, разрабатываемых организацией (планов, программ, заданий и т.п.)

4) оперативного управления (распоряжений, приказов, санкций, поощрений, передачи полномочий и ответственности и т.п.).

От других данные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления.

Самоуправление – это процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них, в пределах отведенных полномочий, сам решает вопросы распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях работников, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления.

Демократизация управления (самоуправление), когда все работники осознали себя полноправными участниками управления производственными и социальными процессами, способствует повышению эффективности управления. В частности, коллективная материальная и моральная заинтересованность стимулирует все субъекты управления участвовать в коллективном принятии и реализации управленческих решений. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой потребления, сохранением товарно-материальных ценностей. Иными словами, функция контроля трансформируется в самоконтроль. В то же время, самоуправление предусматривает не только самостоятельное принятие субъектом управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений.

Самоуправление возможно только в таких экономических условиях, в которых работники реализуют себя в качестве субъектов собственности, и тогда труд соединяется с управлением через отношения собственности. Т.е. в корпорации или ОАО (владельцы акций).

Анализ участия в управлении коллективом показывает, что одна часть работников занимается управлением активно, а другая (большая часть) — пассивно. Это объясняется их неравным доступом к управленческой деятельности из-за различий в компетентности, которая предполагает, кроме профессиональных качеств, информированность членов организации о производственных процессах. Не имея достаточной информации, общество, трудовой коллектив (отдельные его члены) лишены возможности принимать управленческие решения, а также участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию контроля.

В целом, возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

Наши рекомендации