Требования к организации производственной практики

САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

социального управления

___________Я.А. Маргулян

«_____»_______2012

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040101.65

“СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА”

Санкт-Петербург

Программа практики разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню и качеству подготовки выпускников по специальности 350500 “Социальная работа”

Составитель - доцент СНИСАРЕНКО С.О.

Рецензенты:

МАРГУЛЯН Я.А.- доктор социологических наук, профессор

ЛИХАЦКИЙ В.И. - доктор военных наук, профессор

Лист рассмотрения и согласования

Программа практики разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню и качеству подготовки выпускников по специальности 350500 “Социальная работа”

Составитель (Составители)

С.О.Снисаренко доцент кафедры социологии и управления персоналом,

Программа обсуждена на заседании кафедры «Социологии и управления персоналом» « 12 » января 2012 г., протокол № 5

Заведующий кафедрой __________ С.С. Бразевич

Программа обсуждена и одобрена на заседании Методического совета факультета социального управления «16» января 2012 г., протокол № 5

Председатель

Методического совета _________________ Я.В.Кондратьева

Производственная практика по технологии оказания социальной помощи. Она является составной частью подготовки специалистов в Академии и органически входит в учебный процесс. Производственная практика позволяет студентам получать практические знания и навыки работы по специальности, содействует закреплению теоретических знаний, а также установлению тесных связей Университета социальными организациями.

Производственная практика служит также проверкой умения будущих специалистов применять полученные в Университете теоретические знания в условиях оказания социальных услуг, т.е. способствует профессиональному становлению специалиста, развивает у студента способности к анализу социальной деятельности, а также развивает умение организовать работу в социальной службе на разных ее уровнях.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Производственная практика проводится на базе конкретных организаций в соответствии с программами, разрабатываемыми Университетом.

Руководство практикой осуществляют руководители практик от Университета (кафедры) и организации, в которой студент проходит практику. Руководитель практики от Университета обеспечивает научно-методическое руководство и контроль за выполнением плана практики.

Руководитель практики от социальной организации организует проведение практики студентов в полном соответствии с согласованной программой и планом прохождения практики. По итогам практики студент должен представить отчет в сроки, установленные вузом.

Студенты очно-заочной и заочной формы обучения проходят те же виды практик. Студенты, работающие по специальности, получаемой в Университете, приносят справку с места работы, но это не освобождает их от написания отчета о практике.

Производственная практикапо технологии социальной работы предполагает: формирование способности к рефлексии и профессиональному критицизму в процессе сбора и обсуждения данных, обучение профессиональным ценностям, принципам, антидискриминаторной практике; обучение работе со случаем, с семьями, группами, организациями; обучение супервизорству в практическом консультировании; формирование диагностических умений; обучение делопроизводству и ведению рабочих записей.

Для проведения производственной практики студентов Университета закрепляет учреждения и организации в качестве постоянных баз практики. Закрепление осуществляется на срок не менее 2 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Для прохождения производственной практики студенты, по согласованию с администрацией организации, закрепляются за конкретным подразделением, сотрудники которого будут осуществлять руководство этой практикой. Таким подразделением может быть как специализированная социальная служба (отдел, бюро и др.), так и отдел, являющийся источником необходимой информации.

В период практики, в зависимости от степени подготовки студентов и возможностей организации или службы, студенты могут зачисляться на штатные, оплачиваемые рабочие или технические должности по специальности или проходить практику как помощники или дублеры.

Основными обязанностями студента в период практики являются:

* прохождение практики в установленные сроки;

* выполнение программы производственной практики;

* соблюдение правил техники безопасности и пожарной профилактики;

* своевременно и с высокой оценкой сдать зачет по практике.

Руководитель практики от Университета обязан:

* тщательно готовиться к руководству практикой;

* провести со студентами собрание перед началом практики;

* обеспечить своевременное начало практики в организации;

* оказывать помощь студентам разработке индивидуальной программы практики и ее выполнении;

* осуществлять контроль за нормальными условиями труда студентов; участвовать в подведении итогов практики.

Руководитель практики студентов от социальной организации должен:

* изучить программу практики;

* ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка дня, порядком получения материалов и документов, особенностями посещения различных структурных подразделений организации;

* систематически контролировать и содействовать выполнению студентами программы и индивидуальных заданий;

* проверять и подписывать отчеты по практике;

* составить письменные производственные характеристики на студентов.

Учебно-ознакомительная практика по социальной работе для студентов дневной формы обучения включает 4 недели, производственная по технологии социальной работы - 6 недель, преддипломная практик - 4 недели.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Практика, как составная часть учебного процесса самым тесным образом связана со всем теоретическим обучением студентов в вузе. Серьезное внимание в этом плане уделяется руководством Университета и факультета социального управления качественному преподаванию как общегуманитарных наук, так организационно-экономических и общепрофессиональных дисциплин.

Наиболее важными в подготовке студентов к прохождению производственной практики являются следующие дисциплины: “Технология социальной работы”, “Организация, управление и администрирование в социальной работе”, “Профессионально-этические основы социальной работы”,”Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе”, “Содержание и методика психосоциальной работы”, “Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб и учреждений”.

Положительным является тот факт, что подавляющее большинство вышеперечисленных дисциплин изучается студентами накануне прохождения производственной практики.

По мере прохождения производственной практики программа увязывается с основными дисциплинами по специальности и предусматривает решение возрастающих по сложности теоретических и производственных задач. Практика на последнем курсе закрепляет подготовку студента к будущей самостоятельной деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Для эффективного прохождения производственной практики каждому студенту дается индивидуальное задание (программа практики), в котором указывается место проведения практики, ее содержание, цели и задачи. Индивидуальное задание и календарный план (график) прохождения практики согласовывается с руководителем практики от кафедры и организации.

Конкретный вид организации - базы практики утверждается персонально для каждого студента приказом по Университету с учетом тематики предстоящей выпускной работы и предполагаемого места работы по окончании Университета.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Студентам, перед началом прохождения производственной практики, целесообразно повторить материал, изученный в ходе учебного процесса. Существенную помощь в подготовке к практике окажут учебники, учебные пособия и монографии, имеющиеся в библиотеке Университета.

После прибытия на производственную практику следует обязательно изучить документацию учреждения по всем направлениям его деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практика в Университете необходима по ряду причин:

· развивает у студента реалистический подход к будущей деятельности;

· позволяет студенту проверить применимость приобретенных знаний на практике;

· способствует установлению диалога между социальными учреждениями и Университетом;

· регулируется соответствие учебного плана и практики.

Своеобразие прохождения практики заключается в том, что руководитель практики от организации не может контролировать последовательность процесса обучения и создавать для этого условия, в отличие от преподавателя Университета. Кроме того, в курсе практики нет конкретной специализации, а содержание, обьем и границы практики довольно размыты.

Для снижения такой неопределенности разработан целый ряд упражнений и имитационных методов, позволяющих студентам "порепетировать" перед выходом в "живую"практику.

Этой же цели служит разработка учебного плана практики, в каждом из разделов которого отражены конкретные учебные цели. План помогает студентам и преподавателям практики прояснить свои ценности и убеждения, развить навыки межличностного общения студентов в непосредственной работе с людьми и умение планировать свою работу, а также оценить работу студента с точки зрения социальной службы.

Успешно используются модели практического обучения, где основное внимание уделяется работе студента и возможностям обучения в процессе этой работы (модель личностного роста и развития, "ученическая" модель, управленческая модель, модель структурированного обучения и т.д.).

Среди методов прохождения практики выделяются следующие:

* обзор различных специальных техник ("имитация"), упражнения, моделирование,

* обучение в естественных условиях,

* "инструктаж",

* чтение" под руководством",

* преподавание в "команде",

* использование аудио- и видеотехники,

* отчеты о наблюдении за практикой студентов,

* кураторство на практике,

* сочетание метода "имитации" и "живой" практики в процессе обучения и т.д.

В течение первой половины производственной практики студенты знакомятся с укрупненной структурой организации и, более детально, со структурой подразделения, выбранного в качестве практической базы, с должностными обязанностями сотрудников.

Студенты, обучающиеся социальной работе, часть своего учебного времени стажируются в социальных службах, где и знакомятся с практикой социальной работы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Контроль практики осуществляется руководителем практики от Университета. В первые дни практики руководитель практики от Университета проводит установочный контроль по всем объектам практики, где выясняет обеспеченность студентов рабочими местами, уточняет с руководителем практики от организации индивидуальные задания каждому студенту.

Регулярно, в течение всего срока практики, руководитель практики от Университета контролирует работу студентов на местах, проверяет качество заполнения ими дневников и выход на работу. После каждого посещения преподаватель делает запись в дневнике студента и расписывается.

Итоговый контроль практики проводится при защите отчета.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ

По окончании практики каждый студент сдает руководителю практики от кафедры письменный отчет и дневник, подписанные непосредственным руководителем практики от организации и скрепленные печатью.

Отчет о прохождении составляется каждым студентом самостоятельно. Содержание отчета определяется программой практики и зависит от вида практики и ее продолжительности. Он должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе, а также краткое описание деятельности организации, являющейся базой практики, обработанную и проанализированную информацию, собранную в процессе прохождения практики и выводы по вопросам и аспектам деятельности организации, а также рекомендации, разработанные студентом.

В отчет производственной практике должен быть включен перечень организаций (служб), которые удалось посетить, а также краткое описание специфики их деятельности и собственные впечатления и предложения практиканта.

Отчет по производственной практике должен содержать детальное описание одного или нескольких практических ситуаций (случаев), в разрешении которых студент принимал непосредственное участие.

Отчет должен быть кратким, но в то же время глубоким по содержанию, достаточно иллюстрированным эскизами, схемами, таблицами, графиками, документами и должен быть от начала до конца творческой работой студента-практиканта.

Титульный лист является единым для всех специальностей.

Сбор материалов для отчета производится студентом в течение всей практики. Для завершения и оформления отчета студенту отводится один-два дня. Полностью оформленный отчет предоставляется на рецензию руководителю от организации, который, ознакомившись с отчетом, делает по нему свое заключение.

Помимо отчета, руководитель практики от организации дает студенту характеристику, в которой отражает данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, отношении студента к работе, участии его в общественной жизни. Перед защитой отчет проверяется преподавателем-руководителем практики.

Наши рекомендации