Требования к организации производственной практики
САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
социального управления
___________Я.А. Маргулян
«_____»_______2012
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040101.65
“СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА”
Санкт-Петербург
Программа практики разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню и качеству подготовки выпускников по специальности 350500 “Социальная работа”
Составитель - доцент СНИСАРЕНКО С.О.
Рецензенты:
МАРГУЛЯН Я.А.- доктор социологических наук, профессор
ЛИХАЦКИЙ В.И. - доктор военных наук, профессор
Лист рассмотрения и согласования
Программа практики разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню и качеству подготовки выпускников по специальности 350500 “Социальная работа”
Составитель (Составители)
С.О.Снисаренко доцент кафедры социологии и управления персоналом,
Программа обсуждена на заседании кафедры «Социологии и управления персоналом» « 12 » января 2012 г., протокол № 5
Заведующий кафедрой __________ С.С. Бразевич
Программа обсуждена и одобрена на заседании Методического совета факультета социального управления «16» января 2012 г., протокол № 5
Председатель
Методического совета _________________ Я.В.Кондратьева
Производственная практика по технологии оказания социальной помощи. Она является составной частью подготовки специалистов в Академии и органически входит в учебный процесс. Производственная практика позволяет студентам получать практические знания и навыки работы по специальности, содействует закреплению теоретических знаний, а также установлению тесных связей Университета социальными организациями.
Производственная практика служит также проверкой умения будущих специалистов применять полученные в Университете теоретические знания в условиях оказания социальных услуг, т.е. способствует профессиональному становлению специалиста, развивает у студента способности к анализу социальной деятельности, а также развивает умение организовать работу в социальной службе на разных ее уровнях.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Производственная практика проводится на базе конкретных организаций в соответствии с программами, разрабатываемыми Университетом.
Руководство практикой осуществляют руководители практик от Университета (кафедры) и организации, в которой студент проходит практику. Руководитель практики от Университета обеспечивает научно-методическое руководство и контроль за выполнением плана практики.
Руководитель практики от социальной организации организует проведение практики студентов в полном соответствии с согласованной программой и планом прохождения практики. По итогам практики студент должен представить отчет в сроки, установленные вузом.
Студенты очно-заочной и заочной формы обучения проходят те же виды практик. Студенты, работающие по специальности, получаемой в Университете, приносят справку с места работы, но это не освобождает их от написания отчета о практике.
Производственная практикапо технологии социальной работы предполагает: формирование способности к рефлексии и профессиональному критицизму в процессе сбора и обсуждения данных, обучение профессиональным ценностям, принципам, антидискриминаторной практике; обучение работе со случаем, с семьями, группами, организациями; обучение супервизорству в практическом консультировании; формирование диагностических умений; обучение делопроизводству и ведению рабочих записей.
Для проведения производственной практики студентов Университета закрепляет учреждения и организации в качестве постоянных баз практики. Закрепление осуществляется на срок не менее 2 лет.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Для прохождения производственной практики студенты, по согласованию с администрацией организации, закрепляются за конкретным подразделением, сотрудники которого будут осуществлять руководство этой практикой. Таким подразделением может быть как специализированная социальная служба (отдел, бюро и др.), так и отдел, являющийся источником необходимой информации.
В период практики, в зависимости от степени подготовки студентов и возможностей организации или службы, студенты могут зачисляться на штатные, оплачиваемые рабочие или технические должности по специальности или проходить практику как помощники или дублеры.
Основными обязанностями студента в период практики являются:
* прохождение практики в установленные сроки;
* выполнение программы производственной практики;
* соблюдение правил техники безопасности и пожарной профилактики;
* своевременно и с высокой оценкой сдать зачет по практике.
Руководитель практики от Университета обязан:
* тщательно готовиться к руководству практикой;
* провести со студентами собрание перед началом практики;
* обеспечить своевременное начало практики в организации;
* оказывать помощь студентам разработке индивидуальной программы практики и ее выполнении;
* осуществлять контроль за нормальными условиями труда студентов; участвовать в подведении итогов практики.
Руководитель практики студентов от социальной организации должен:
* изучить программу практики;
* ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка дня, порядком получения материалов и документов, особенностями посещения различных структурных подразделений организации;
* систематически контролировать и содействовать выполнению студентами программы и индивидуальных заданий;
* проверять и подписывать отчеты по практике;
* составить письменные производственные характеристики на студентов.
Учебно-ознакомительная практика по социальной работе для студентов дневной формы обучения включает 4 недели, производственная по технологии социальной работы - 6 недель, преддипломная практик - 4 недели.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Практика, как составная часть учебного процесса самым тесным образом связана со всем теоретическим обучением студентов в вузе. Серьезное внимание в этом плане уделяется руководством Университета и факультета социального управления качественному преподаванию как общегуманитарных наук, так организационно-экономических и общепрофессиональных дисциплин.
Наиболее важными в подготовке студентов к прохождению производственной практики являются следующие дисциплины: “Технология социальной работы”, “Организация, управление и администрирование в социальной работе”, “Профессионально-этические основы социальной работы”,”Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе”, “Содержание и методика психосоциальной работы”, “Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб и учреждений”.
Положительным является тот факт, что подавляющее большинство вышеперечисленных дисциплин изучается студентами накануне прохождения производственной практики.
По мере прохождения производственной практики программа увязывается с основными дисциплинами по специальности и предусматривает решение возрастающих по сложности теоретических и производственных задач. Практика на последнем курсе закрепляет подготовку студента к будущей самостоятельной деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Для эффективного прохождения производственной практики каждому студенту дается индивидуальное задание (программа практики), в котором указывается место проведения практики, ее содержание, цели и задачи. Индивидуальное задание и календарный план (график) прохождения практики согласовывается с руководителем практики от кафедры и организации.
Конкретный вид организации - базы практики утверждается персонально для каждого студента приказом по Университету с учетом тематики предстоящей выпускной работы и предполагаемого места работы по окончании Университета.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Студентам, перед началом прохождения производственной практики, целесообразно повторить материал, изученный в ходе учебного процесса. Существенную помощь в подготовке к практике окажут учебники, учебные пособия и монографии, имеющиеся в библиотеке Университета.
После прибытия на производственную практику следует обязательно изучить документацию учреждения по всем направлениям его деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Практика в Университете необходима по ряду причин:
· развивает у студента реалистический подход к будущей деятельности;
· позволяет студенту проверить применимость приобретенных знаний на практике;
· способствует установлению диалога между социальными учреждениями и Университетом;
· регулируется соответствие учебного плана и практики.
Своеобразие прохождения практики заключается в том, что руководитель практики от организации не может контролировать последовательность процесса обучения и создавать для этого условия, в отличие от преподавателя Университета. Кроме того, в курсе практики нет конкретной специализации, а содержание, обьем и границы практики довольно размыты.
Для снижения такой неопределенности разработан целый ряд упражнений и имитационных методов, позволяющих студентам "порепетировать" перед выходом в "живую"практику.
Этой же цели служит разработка учебного плана практики, в каждом из разделов которого отражены конкретные учебные цели. План помогает студентам и преподавателям практики прояснить свои ценности и убеждения, развить навыки межличностного общения студентов в непосредственной работе с людьми и умение планировать свою работу, а также оценить работу студента с точки зрения социальной службы.
Успешно используются модели практического обучения, где основное внимание уделяется работе студента и возможностям обучения в процессе этой работы (модель личностного роста и развития, "ученическая" модель, управленческая модель, модель структурированного обучения и т.д.).
Среди методов прохождения практики выделяются следующие:
* обзор различных специальных техник ("имитация"), упражнения, моделирование,
* обучение в естественных условиях,
* "инструктаж",
* чтение" под руководством",
* преподавание в "команде",
* использование аудио- и видеотехники,
* отчеты о наблюдении за практикой студентов,
* кураторство на практике,
* сочетание метода "имитации" и "живой" практики в процессе обучения и т.д.
В течение первой половины производственной практики студенты знакомятся с укрупненной структурой организации и, более детально, со структурой подразделения, выбранного в качестве практической базы, с должностными обязанностями сотрудников.
Студенты, обучающиеся социальной работе, часть своего учебного времени стажируются в социальных службах, где и знакомятся с практикой социальной работы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль практики осуществляется руководителем практики от Университета. В первые дни практики руководитель практики от Университета проводит установочный контроль по всем объектам практики, где выясняет обеспеченность студентов рабочими местами, уточняет с руководителем практики от организации индивидуальные задания каждому студенту.
Регулярно, в течение всего срока практики, руководитель практики от Университета контролирует работу студентов на местах, проверяет качество заполнения ими дневников и выход на работу. После каждого посещения преподаватель делает запись в дневнике студента и расписывается.
Итоговый контроль практики проводится при защите отчета.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ
По окончании практики каждый студент сдает руководителю практики от кафедры письменный отчет и дневник, подписанные непосредственным руководителем практики от организации и скрепленные печатью.
Отчет о прохождении составляется каждым студентом самостоятельно. Содержание отчета определяется программой практики и зависит от вида практики и ее продолжительности. Он должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе, а также краткое описание деятельности организации, являющейся базой практики, обработанную и проанализированную информацию, собранную в процессе прохождения практики и выводы по вопросам и аспектам деятельности организации, а также рекомендации, разработанные студентом.
В отчет производственной практике должен быть включен перечень организаций (служб), которые удалось посетить, а также краткое описание специфики их деятельности и собственные впечатления и предложения практиканта.
Отчет по производственной практике должен содержать детальное описание одного или нескольких практических ситуаций (случаев), в разрешении которых студент принимал непосредственное участие.
Отчет должен быть кратким, но в то же время глубоким по содержанию, достаточно иллюстрированным эскизами, схемами, таблицами, графиками, документами и должен быть от начала до конца творческой работой студента-практиканта.
Титульный лист является единым для всех специальностей.
Сбор материалов для отчета производится студентом в течение всей практики. Для завершения и оформления отчета студенту отводится один-два дня. Полностью оформленный отчет предоставляется на рецензию руководителю от организации, который, ознакомившись с отчетом, делает по нему свое заключение.
Помимо отчета, руководитель практики от организации дает студенту характеристику, в которой отражает данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, отношении студента к работе, участии его в общественной жизни. Перед защитой отчет проверяется преподавателем-руководителем практики.