КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен приобрести следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции
В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен приобрести следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВО.
общекультурные компетенции:
· способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
· способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
общепрофессиональные компетенции:
· способность к когнитивной деятельности (ОПК- 6);
· владение системой эвристических методов и приемов (ОПК-10);
профессиональные компетенции:
· готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-12).
По окончании изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· ключевые понятия социологии;
· особенности функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной.
Уметь:
· анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни;
· пользоваться понятийным и категориальным аппаратом социологии и применять его к анализу реальных социальных процессов и явлений;
· подтверждать теоретические положения конкретными примерами из повседневной практики и социального опыта жизнедеятельности общества.
Владеть:
· социологическими методами изучения различных сфер жизнедеятельности общества.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость составляет 4 з.е. (144 часа)
· Аудиторная работа – 68 ч
· Самостоятельная работа – 76 ч
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | ||
Формы обучения | Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком |
Семестр | |||
Аудиторные занятия | |||
лекции | |||
практические занятия | |||
семинарские занятия | - | - | - |
лабораторные работы | - | - | - |
другие виды аудиторных занятий | - | - | - |
Продолжение таблицы 1
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
курсовая работа | - | - | - |
домашние задания | - | - | |
контрольная работа | - | ||
подготовка к зачету | |||
Вид промежуточного контроля | Зачет с оценкой |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | практ. | СРС | конс. | |||||
1. | Социология как наука | еженед. | Участие в групповой дискуссии | |||||
2. | Возникновение и развитие социологии | 2-3 | еженед. | Подготовка докладов. Участие в обсуждении | ||||
3. | Общество как система | еженед. | Участие в групповой дискуссии | |||||
4. | Культура и общество | 5-6 | еженед. | Письменная контрольная работа | ||||
5. | Социальная структура и социальная стратификация | 7-8 | еженед. | Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
6. | Социальные институты | 9-11 | еженед. | Участие в групповой дискуссии Выполнение инд. и групповых творческих заданий | ||||
7. | Личность как социологичес-кая проблема | еженед. | Письменная контрольная работа | |||||
8. | Девиантное поведение и социальный контроль | 13-14 | еженед. | Письменная контрольная работа |
Продолжение таблицы 2
9. | Социальные изменения и процессы | еженед. | Участие в групповой дискуссии | |||||
10. | Методы социологичес-ких исследований | 16-17 | еженед. | Групповой проект программы и инструментарий СИ | ||||
Подготовка к зачету | Зачет с оценкой | |||||||
Итого по видам занятий: | ||||||||
Всего по дисциплине: |
Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Социология как наука
Социология как наука о системном понимании общества, взаимодействии социальных общностей, социальных процессах, поведении людей. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и эмпирическая социология, фундаментальная и прикладная социология, отрасли социологии. Основные функции социологии в обществе как теории и практики: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. Взаимосвязь социологии с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.
Тема 2. Возникновение и развитие социологии
Возникновение социологии как науки, ее основные исторические предпосылки. О. Конт - основоположник научной социологии, родоначальник позитивизма. Эволюционизм и натурализм в социологии. Г. Спенсер. Социологическое учение К. Маркса. Психологическое направление в социологии, его разновидности. Классические социологические теории. Э. Дюркгейм и становление французской социологической школы. М. Вебер и его вклад в социологию. Социологическое учение Г. Зиммеля. Ф. Теннис как классик мировой социологии. Развитие эмпирической социологии в 20-30-е гг. XX в. Оформление отраслевых социологий. Кризис эмпирической социологии и социологическая теория Т. Парсонса. Развитие структурного функционализма в трудах Р. Мертона. Возникновение новых парадигм теоретической социологии в 1960-70-е гг. (символический интеракционизм, теория обмена, теория конфликта, этнометодология, феноменология и др.). Кризис современной теоретической социологии, пути выхода из него.
Развитие социологической мысли в России, его особенности. Позитивизм - магистральное направление в русской социологии, его основные представители (Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Е.В. Де Роберти и др.) П.А. Сорокин - социолог XX столетия, классик российской и американской социологии. Вклад П.А. Сорокина в мировую социологию. Развитие социологии в СССР и постсоветской России.
Синтез мирового социологического знания и интеграция мировой социологии. Всемирные социологические конгрессы, их роль в развитии социологической теории и практики.
Тема 3. Общество как система
Понятие социальной системы, основные системные принципы. Гомогенные и гетерогенные системы. Специфика социальной системы. Социальная система как система отношений, связей, взаимодействий. Общие признаки социальных систем: целостность, устойчивость, открытость, динамизм, самоорганизованность. Характеристика социальных систем по структуре, функциям, с точки зрения их динамики.
Тема 4. Культура и общество
Культура как базис общества. Взаимодействие культуры и социальной системы. Культурное измерение социальных процессов. Культура и цивилизация. Компоненты культуры (символы, язык, ценности, нормы, «идеальная» и «реальная» культура, материальная культура и технология). Структура и функции культуры. Субкультура. Контркультура. Культурные изменения. Культура как человеческая свобода.
Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация
Основные элементы морфологии общества. Различие структуры общества и социальной структуры. Роль общественного разделения труда в формировании структуры общества. Основные парадигмы социальной структуры: К. Маркс и М. Вебер. Современные западные и отечественные концепции социальной структуры. Понятие социальной стратификации. Стратификация как теория социального неравенства. Совокупность признаков (критериев) стратификации. Социальная мобильность. Маргинальность как социальное явление и показатель мобильности. Особенности стратификационных процессов в российском обществе.
Тема 6. Социальные институты
Понятие, структура и функции социального института. Классификация социальных институтов. Социальные институты экономической сферы: институт собственности, институт рынка, институт производства и др. Экономическая социология и социологии труда как отрасли социологического знания. Социальные институты политической сферы: институт власти, институт государства. Партии и общественные организации. Политическая социология как отрасль социологического знания. Институты социальной сферы: институт образования, институт семьи и брака. Социология образования и социология семьи и брака как отрасли социологического знания.
Тема 7. Личность как социологическая проблема
Проблема личности в философии, социологии, психологии, педагогике (сходство и различия). Общество и личность. Понятие социального типа личности. Типология личности. Личность как совокупность социальных ролей. Ролевой конфликт. Плюрализм и динамизм социальных ролей. Социализация личности. Основные фазы социализации. Эффективность социализации и ее факторы. Проблемы социальной идентификации и адаптации личности в современных условиях социальных изменений.
Тема 8. Девиантное поведение и социальный контроль
Взаимодействие нормы и отклонения. Сущность и виды девиантного поведения. Особенности девиантного типа поведения. Типология социальных отклонений в зависимости от типа нарушаемой нормы. Антисоциальное поведение. Делинквентное (противоправное) поведение. Криминальное (преступное) поведение. Аутоагрессивное поведение. Понятие и виды социального контроля. Социальные условия и формы проявления отклоняющегося поведения в современном российском обществе.
Тема 9. Социальные изменения и процессы
Социальные изменения как процесс возникновения новых явлений и структур в социальных системах в ходе их взаимодействия. Виды и структура социальных изменений. Социальный процесс как смена состояний, как функционирование, изменение и развитие. Социальный процесс и регресс, революция и эволюция. Формы социального состояния: стабильность, застой, кризис. Социальные противоречия и конфликты.
Тема 10. Методы социологических исследований
Социологическое исследование как основной источник социального познания в социологии. Виды социологических исследований. Основные этапы. Программа социологического исследования, ее значение и функции. Наблюдение как метод сбора первичной социальной информации. Его основные виды. Исследование документальных источников в социологии. Место опроса в социологическом исследовании. Виды опросов: анкетирование и интервью. Вопрос как инструмент опроса. Классификация вопросов. Структура вопросника и основные требования к его составлению. Интервью и его виды. Почтовый и экспертный опросы. Обработка и анализ первичной социологической информации. Интерпретация результатов социологического исследования. Оформление результатов исследования, составление отчета.