Культура, как гарантия и свидетельство самостоятельности человека (от природы и от Бога).
Предмет культурологии.
Культурология - наука, изучающая культуру.
- социогуманитарная, междисциплинарная наука, интегративные знания, изучающие культуру, как специфически человеческую деятельность в ее целостности.
Предмет культурологии — Генезис, функционирование и развитие культуры, как специфически человеческого способа жизни.
Цель: Целостность знаний о культуре.
Задачи: 1) Выявление базисных структур, отвечающих за сохранение и трансляцию опыта («ген культуры»);
2) Выявление факторов, влияющих на изменение «гена»;
3) Суммарный анализ первого и второго.
В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога).
Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон).
Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития.
Культурология как наука обладает законами:
1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.
2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.
Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др. Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний):
1. Контекстный анализ.
2. Ассоциативный анализ.
В отличии от философии, культурология оперирует не только абстрактными понятиями но прежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения.
Таким образом культурология стоит между философией и оперирующими наиболее общими понятиями науками изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология.
Многообразие подходов к определению культуры.
Colture (лат.) – М. П. Катон (II в. до н. э.) трактат « De agri coltura» о возделывании земли.
Следовательно, обработка, возделывание, уход, почитание – первое понятие культуры.
Употребляется только по отношению к неодушевленным объектам ( над предметом осуществляются манипуляции).
Цицерон ( I в. до н. э.) – первым употребляет слово « культура» к человеку в трактате «Тускуланские беседы».
« Человека необходимо духовно взращивать» (воспитание + образование).
Древняя Греция:
Пайдейя (гр.) – культура (точный перевод - ребенковзращивание).
Культурный человек = интеллектуал + атлет + эстет + гражданин – МОРАЛЬ
Мимесис (гр.) –отражение, подражание – главный принцип греческой культуры.
Xosmos – миропорядок, гармония, красота, предел совершенства=> Боги (верх совершенства) => человек => искусство.
Эпоха Средневековья:
313 г. – начало эпохи средневековья.
Мораль как основа культуры. Обостряется внимание к символам. Непонятийный пути познания Бога, те способы, которые дают знания о Боге: откровения, озарение, интуиция.
Впервые человеческая история понимается как прогресс.
Эпоха Возрождения: 14-16 вв.
«Человек - творец и в этом он как Бог»
Разум - главная ценность культуры.
Культура, как гарантия и свидетельство самостоятельности человека (от природы и от Бога).
Эпоха Просвещения:
С. Пуфендорф: «Культура то, что возвышает человека над природой».