Требования к содержанию и оформлению курсовых работ.
Примерная тематика курсовых работ.
1. Исследование организации как социально-экономической системы
2. Развитие моделей организаций.
Роль системного подхода в функционировании и развитии организаций.
Государственное регулирование и его роль в функционировании и развитии организаций.
5. Закономерности и принципы функционирования и развития организаций.
6. Социально-экономические преобразования и устойчивость организационного развития.
7. Взаимодействие социально-экономических и организационно-технологических факторов управления.
8. Потенциал организации и его использование в управлении.
9. Принципы и методы проектирования организаций
10. Роль внутренней и внешней среды в функционировании и развитии организации.
11. Формирование функциональных и организационных связей менеджмента.
12. Централизация и децентрализация управления, их роль в функционировании и развитии организации
13. Современные формы интеграции организаций
14. Современная концепция и проблематика менеджмента
15. Дифференциация и интеграция в системе менеджмента
16. Организационные формы и модели менеджмента
17. Формирование и развитие этики менеджмента
18. Функции, структура и эффективность менеджмента
19. Коммуникация, мотивация и развитие организации
20. Собственность и управление: связь и тенденции развития
21. Власть, партнерство и эффективность менеджмента
22. Среда организации и ее влияние на развитие менеджмента
23. Информация и документ, их взаимосвязи и роль в эффективности менеджмента.
24. Разработка и реализация управленческих решений
25. Концепция стратегического управления организацией
26. Формирование системы стратегического планирования деятельности организации
27. Концепция и проблематика антикризисного управления организацией.
28. Особенности корпоративного управления организацией.
29. Управление проектами в условиях современного менеджмента.
30. Особенности российского менеджмента.
31. Особенности функционирования и развития обучающейся организации
32. Особенности профессиональной деятельности менеджера
33. Формирование и развитие организационной культуры
34. Управление изменениями в российских и зарубежных компаниях
35. Развитие организации в условиях неопределенности внешней среды
36. Формирование эффективной системы мотивации
37. Формирование эффективной системы контроля деятельности организации
Требования к содержанию и оформлению курсовых работ.
Курсовая работа по дисциплине «Теория менеджмента: теория организации» имеет целью углубление теоретических, развитие концептуальных и формирование конкретных знаний по основным проблемам формирования, развития и управления организацией в современных условиях.
Структура курсовой работы в общем виде включает:
· титульный лист
· рецензия
· содержание
· введение
· основную часть
· заключение
· список литературы
· приложения
Титульный лист является первым листом курсовой работы и оформляется по соответствующей форме.
К содержанию курсовой работы предъявляются следующие требования. Содержание должно включать перечень всех имеющихся в тексте наименований разделов, подразделов и пунктов с соответствующими номерами. Справа от наименований разделов, подразделов и пунктов работы необходимо указывать номера страниц, на которых они начинаются.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, степень ее научной новизны, анализируется объект и предмет исследования, определяется цель и задачи работы, отражается информационная база, методы сбора материала и проведения исследования, которыми пользовался студент при написании курсовой работы. Объем введения 2 страницы.
Основная часть работы представлена двумя главами. Первая глава посвящена обзору теоретических положений по данной проблематике, вторая глава демонстрирует их на практике. Каждая глава может включать от трех до пяти параграфов.
В первой главе студенту необходимо раскрыть анализируемую проблему, основываясь на известных исследованиях в этой области. Если определения или текст переписаны без изменений, то необходимо сделать ссылку на источник. Объем первой главы до 20 страниц.
Во второй главе необходимо представить анализ практической ситуации, который демонстрирует положения, сформулированные в первой главе. Практические ситуации могут быть взяты из периодической печати (газеты, журналы, электронные средства массовой информации). Не следует переписывать содержание статей, необходимо кратко охарактеризовать ситуацию и сделать ее подробный анализ на основе методик, описанных в первой главе. Объем второй главы до 20 страниц.
В заключении делаются основные выводы по теоретической и практической частям курсовой работы, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы. Объем должен составлять 2 страницы.
Список литературы должен содержать не менее 20 источников, монографий, учебников, статей, расположенные в алфавитном порядке, и включать в себя все материалы, используемые студентом в процессе написания работы.
Приложения могут содержать тексты, схемы, таблицы, рисунки, данные статистики, не вошедшие в курсовую работу. Приложения оформляются по необходимости. Совокупный объем курсовой работы - не менее 35 и не более 50 страниц.
Требования к оформлению курсовой работы
Курсовая работа оформляется на стандартных листах формата А4 в рукописном или машинописном вариантах. Поля: верхнее, нижнее -2 см., правое - 3 см., левое - 1,5 см. Для машинописных вариантов: шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный, расстояние между буквами обычное, отступ красной строки 1 см.
Каждая структурная часть курсовой работы начинается с нового листа. Названия структурных частей располагаются на отдельных строках, пишутся симметрично основному тексту и отделяются от него двумя межстрочными интервалами. Заголовки не подчеркиваются, точка в конце названия не ставится.
Оформление таблиц и рисунков. На таблицу или рисунок должна быть сделана ссылка в тексте непосредственно перед самой таблицей (рисунком). Нумерация таблиц сквозная в рамках главы (первая цифра номера таблицы указывает на номер главы, вторая на порядковый номер таблицы в главе). Порядок нумерации рисунков аналогичен нумерации таблиц. Между таблицей и рисунком (двумя таблицами и двумя рисунками) должен содержаться текстовый материал. Размещение двух графических объектов подряд не допускается.
Оформление ссылок на источники. Ссылка на источник указывает номер источника в списке литературы и номер страницы в источнике в квадратных скобках. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу (титульный лист и содержание не нумеруются, но считаются, таким образом, введение начинается с 3-ей страницы).
Порядок сдачи и защиты курсовой работы
Курсовая работа должна быть сдана до 9 апреля (работы отправляются по электронной почте, указанной преподавателем). С 9 апреля начинаются публичные защиты допущенных курсовых работ. При сдаче курсовой работы в более поздний срок оценка может быть снижена преподавателем. Руководитель имеет право проверять курсовую работу в течение 7 дней. После проверки, руководитель может отправить курсовую на доработку и сформулировать замечания. После исправления студент должен представить вместе с исправленной работой перечень замечаний руководителя. Если к работе замечаний нет, она допускается к защите. Для защиты студенту необходимо подготовить доклад (время выступления 5-6 минут), освещающий основные положения работы, подготовить презентацию и ответить на все вопросы, касающиеся содержания работы (ее теоретической или практической части).
Вопросы к экзамену:
- Определение и признаки организации, с позиций представителей различных научных школ. Признаки, отличающие организацию от других социальных образований. Основные социальные функции организации (по Р. Дафту).
- Источники и базовые концепции теории организации. Классические социологические и экономические концепции, представленные идеями А.Смита, К. Маркса, Э.Дюркгейма, М. Вебера и А. Богданова. Теории и концепции менеджмента - подходы Ф.Тейлора, А.Файоля и Ч.Барнарда. Общеметодологические научные и управленческие теории – системный подход и организационный гуманизм. Вариации системного подхода.
- Современные организационные теории и концепции. Ситуационная концепция (Т.Бернс и Дж. Сталкер, П. Лоуренс и Д. Лорш). Концепция «экологии популяций» или организационная экология (Г. Олдрич, Дж. Пфеффер, Дж. Фримен, М. Ханнан). Теория ресурсной зависимости (Дж. Саланчик, Д. Пфеффер, Г. Олдрич).
- Сущность и типы моделей организации (механистическая, органическая, патерналистская, конвенциональная, конфликтно-игровая, политическая). Метафоры в организационных моделях.
- Понятие и принципы организации (принцип разделения труда, принцип иерархии, принцип формализации).
- Структурные характеристики организации (сложность, профессионализм, специализация, централизация, размер).
- Основные подходы к типологии организаций (организационно-формальные критерииЧ. Уорринер, функциональный подход Т.Парсонс, конфигурационный подход Г.Минцберга).
- Внутренняя среда организации. Сущность и состав организационных целей, ресурсов, технологий, координационных механизмов организации.
- Организационная культура: сущность, функции и структура. Факторы, влияющие на оргкультуру. Национальные аспекты оргкультур.
- Параметры и типы оргкультуы по Г.Хофштеде.Матрица К Камерона и Р.Куина.
- Система факторов внешней среды организации. Свойства внешней среды. Межорганизационные взаимодействия и стиль взаимодействия организаций с внешней средой.
- Строение организации. Организационные подсистемы (формальные, неформальные, функционально-целевые подсистемы). Понятие и формирование организационных структур.
- Типология организационных структур (функциональные, дивизиональные, адаптивные). Новые и перспективные организационные формы и структуры.
- Патологии и дисфункции современной организации.
- Виды и модели организационных изменений (по К.Левину).
- Развитие организаций. Концепция жизненных циклов А.Адизеса. Концепция развития организации Л.Грейнера.
- Процесс организационного обучения с точки зрения различных подходов. Основные свойства обучающейся организации (Питер Сенге). Типы обучающихся организаций (М. Макгилл и Д. Слокум).
- Управление как необходимый элемент деятельности человека. Содержание, специфика управленческой деятельности. Менеджмент как особый тип управления: понятие, сущность, основные признаки, приоритеты. Инфраструктура менеджмента.
19. Российский менеджмент, типологические признаки и особенности. Практическое проявление особенностей российского менеджмента.
20. Типы менеджмента, использование типологии менеджмента в практике управления.
21. Система управления: понятие, основные характеристики, факторы формирования и принципы построения.
22. Типология систем управления, формирование структуры и сочетаний функций и полномочий.
23. Механизм управления: средства и методы менеджмента, их взаимосвязь. Принципы формирования и использования механизма менеджмента.
24. Социально-психологические, экономические, организационные механизмы менеджмента. Сочетание и особенности использования.
25. Процессы менеджмента: содержание и свойства.
26. Типология процессов управления, критерии эффективности.
27. Цели и целевое управление
28. Понятие и классификация функций менеджмента
29. Концепция функции планирования: цели, задачи, принципы, условия эффективности.
30. Процесс планирования и его содержание. Характеристика элементов системы планов. Классификация форм планирования и видов планов.
31. Процесс стратегического планирования
32. Организация как функция управления.
33. Делегирование полномочий: понятие, типы, этапы.
34. Мотивационный менеджмент: потребности, нужды и мотивы в деятельности человека. Процесс мотивации
35. Содержательные теории мотивации, их использование в практике управления.
36. Процессуальные теории мотивации, их использование в практике управления.
37. Координация в системе управления: определение, задачи, методы и механизмы координации.
38. Понятие и роль контроля в управлении. Процесс контроля.
39. Формирование эффективной системы контроля. Инновации в контроле
40. Роль информации в управлении. Виды и свойства информации.
41. Информация как ресурс управления. Интеграционные свойства информации.
42. Коммуникации в менеджменте. Формальные и неформальные коммуникации.
43. Коммуникационный процесс: цель, основные этапы. Роль обратной связи.
44. Коммуникационные стили. Направления и принципы совершенствования коммуникаций в организации.
45. Управленческое решение: понятие, свойства, виды и формы.
46. Процесс принятия решений в организации
47. Менеджмент: дифференциация и интеграция деятельности.
48. Потенциал и источники интеграции управления.
49. Основные факторы интеграции управления: цели, ресурсы, функции и роли менеджеров
50. Методология и организация управления: взаимодействие, соответствие, противоречия.
51. Стратегия и тактика менеджмента: взаимосвязь целей, путей и этапов развития организаций.
52. Интра- и инфраменеджмент. Особенности управления внутренними и внешними процессами.
53. Сочетание интра- и инфраменеджмента: тенденции, формы и эффективность.
54. Формальные и неформальные группы: понятие, типы, теории образования, основные стадии.
55. Команды как особая разновидность групп. Модели развития команд.
56. Сочетание формального и неформального управления: факторы влияния, тенденции изменения.
57. Человеческий фактор и его роль в развитии организации.
58. Персонализация и персонификация управления.
59. Менеджер – профессиональный управляющий. Особенности профессиональной деятельности менеджера.
60. Профессиональные качества и роли менеджера
61. Формирование профессионального управления
62. Понятие власти и партнерства, их роль в управлении организацией.
63. Лидерство и стиль управления: сущность, содержание, взаимосвязи и роль в эффективности менеджмента.
64. Модели лидерства: теория лидерских качеств, теории поведенческого лидерства, ситуационное лидерство, атрибутивное, харизматическое, преобразующее лидерство.
65. Природа конфликтов в организации. Типы и уровни конфликтов.
66. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
67. Управление стрессом: причины и пути преодоления.
68. Понятие и основные черты личности менеджера.
69. Культура управления и личности менеджера
70. Понятие и классификация ресурсов управления: состав, структура и эффективность использования.
71. Эффективность менеджмента: сущность, факторы, принципы.
72. Оценка и измерение эффективности менеджмента.