Цели и задачи учебной дисциплины
Социология духовной жизни опирается на ряд исходных положений, в которых мировоззренческие и методологические компоненты оказываются неразрывно связанными между собой. Интеллектуальная традиция исследования духовной жизни, интерполированная в социальную реальность должна служить средством не оправдания, а объяснения социальной реальности. Перед социологией духовной жизни, как наукой, рассматривающей социальную реальность, встают все более сложные познавательные задачи. Это происходит из-за того, что теоретическое сознание исследователей духовной жизни устремлено в сдвоенное проблемное пространство, в котором мирское соседствует с сакральным, временное с вечным, земное с небесным. Французский мыслитель Жак Маритэн, сознавая трудности мыслительной деятельности такого рода, считал актуальной задачей на сегодня не только мыслить вечное вне мира, что является первым правилом созерцательного мышления, но также, согласно второму правилу, которое подобно первому, мыслить мир и настоящий момент в вечном и через вечное. Эта задача тем более настоятельна, так как вокруг нас падают и разрушаются в большом количестве временные формы, в которых мир веками находил отпечатки вечных истин. Таким образом, человек лишается стольких опор, поддерживавших в нем жизнь духа. Задача социологии духовной жизни состоит в том, чтобы понять это состояние мира и, соответственно, урегулировать наши пристрастия и неприязни, а также наши действия. Иными словами, интеллектуальная миссия социологии духовной жизни заключается в том, чтобы расширять рамки фундаментальной теоретической социологической мысли.
Социология духовной жизни находится в удобном положении, поскольку располагает определенными ориентирами и критериями, указывающими ей на ее предназначение, которое состоит в том, чтобы «открывать истину». Духовный мир воздействует на социальный мир большей частью опосредованно, через конкретные идеи, ценности, убеждения. Человеку свойственно устремляться к социальным целям, значимым для его духовного самосознания. В определенные исторические моменты эта энергия способна выступать как причинный фактор, как мощная социальная сила, инициирующая существенные сдвиги и перемены в социальной жизни малых и больших человеческих сообществ. Так возникает пространство, где духовная жизнь трансформируется в социальность, в ее различные формы. Это пространство и составляет один из тех проблемных ареалов, который может стать целью исследований социологии духовной жизни.
Социология духовной жизни призвана демонстрировать те познавательно-аналитические, объяснительные и оценочные возможности, какими располагает интеллектуальная традиция относительно актуальных проблем современности. Важнейшим основанием семантических и ценностно-нормативных структур социологии духовной жизни, ее мировоззренческой базой, фундаментом ее аналитических и аргументационных конструкций являются главные источники идей и принципов, изложенные в трудах зарубежных и отечественных социологов.
У социологии духовной жизни есть и своя дидактическая цель. Она состоит в том, чтобы предоставить каждому желающему возможность получить достаточно полное представление о роли духовных ценностей в социальной жизни человечества. Она содействует взаимопроникновению и превращению гуманитарного знания в единый аналитический комплекс, позволяющий исследовать проблемное пространство социальной реальности. В этом пространстве могут быть выделены следующие сферы:
1) область разработки фундаментальных проблем духовной жизни;
2) сфера теоретических исследований, позволяющих реконструировать макросоциальную реальность в категориях общественного сознания;
3) область исследований индивидуальной духовно-практической жизни индивида в пределах социальной повседневности.
Основные функции социологии духовной жизни определяются следующим образом [7].
1.Теоретико-познавательная функция заключается в накоплении знания о духовной жизни общества, ее разделах и процессах. Значение этой функции растет в связи с ускорением темпа развития современного общества. Она помогает высвечивать острейшие социальные проблемы, с которыми оно сталкивается.
2.Практическая функция исследует духовную жизнь общества как систему; способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных явлений и процессов.
3.Информационная функция используется в ходе эмпирических исследований при сборе, систематизации и накоплении социологический информации.
4.Мировоззренческая функция проявляется при изучении духовной жизни общества как системы, создавая при этом полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, в целом способствует формированию у индивида системы взглядов на мир и место в нем человека.
5.Гуманистическая функция объясняет, какие условия необходимо создать в духовной жизни общества для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве полноценного субъекта социальной реальности.