Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Реферат – письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников.
Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по определенной проблеме в письменной или устной форме.
Реферат является сквозной итоговой самостоятельной работой, которая должна показать умение студента самостоятельно проводить научные исследования по заданной теме.
Реферативная работа должна состоять из нескольких частей:
1. Введения, в котором обосновывается актуальность темы, определяется цель работы и задачи, объект и предмет исследования.
2. Основной части:
2.1. Анализ существующих материалов из печатных и электронных источников информации по заданной теме.
2.2. Исследование, в котором студент должен предложить свою гипотезу рассмотрения вопроса, доказать ее или опровергнуть.
3. Заключение, которое включает основные выводы и результаты.
Объем реферативной работы 10-15 страниц.
Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Для подготовки доклада студентам необходимо:
1. Распределить работы по подготовке доклада между участниками
группы, отладить механизмы координации работ.
2. Изучить существующую основную литературу по данной теме.
3. В форме тезисов оформить наиболее важные и интересные теории,
факты, примеры по данной теме.
4. Оформить доклад в письменной форме, выделив в нем: вступление,
основной материал, иллюстрационные примеры, выводы.
5. Подготовить раздаточный материал и презентацию в электронном виде.
6. Определить основного докладчика и участие в этом процессе остальных членов группы.
Эссе́(из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – сочинения небольшого объёма в форме обозрения проблемы с использованием литературных источников. Это форма задания, которая представляет собой один или несколько вопросов (заданий), на которые нужно ответить в свободной форме. Эссе оценивается по правилам или критериям, предназначенным для выявления умений творчески использовать полученные знания. Самостоятельная работа студентов состоит в творческом ответе на вопрос по выбранной теме эссе.
Выбор темы является произвольным и зависит от личных интересов и предпочтений автора. Тему утверждает преподаватель в течение первого месяца обучения. Задание является индивидуальным. Объем работы – 3–5 стр., формат А4.
Для этого студенту необходимо:
1. Из соответствующих печатных или электронных источников информации взять материалы, в которых рассматривается данная тема.
2. Проанализировать материалы, сравнить различные точки зрения по данному вопросу.
3. Тезисно изложить теорию, факты и взгляды специалистов, которые необходимо знать для понимания данного вопроса.
4. Сформировать и отразить в основной части письменной работы свою авторскую позицию по вопросу.
Контрольная работа заочника – самостоятельное научное исследование, которое представляет собой сочетание теоретического освещения вопросов темы с анализом источников литературы, нормативных правовых актов и практики. Работа должна свидетельствовать об индивидуальном подходе автора к научному освещению проблемы, оценкам существующих мнений. Контрольная работа заочника должна быть творческим сочинением по форме и содержанию.
Написание контрольной работы - важный этап подготовки к сдаче студентом-заочником итогового контроля. Он требует обязательного составления плана и фиксирования списка использованной литературы.
План должен быть хорошо структурированным, т.е. содержать Введение, Заключение и как минимум 2-3 основных вопроса. Список использованной литературы, как правило, должен включать как нормативный материал, так и учебную и монографическую литературу.
Тема контрольной работы заочника должна быть выбрана студентом с учетом консультации с научным руководителем. Тематика работ разрабатывается и утверждается на кафедре государственного управления и социологии региона. Тема выбирается студентом из предложенного перечня. По согласованию с научным руководителем студент может выбрать тему самостоятельно и представить ее на утверждение научному руководителю. Контрольная работа заочника, выполненная по темам, не утвержденным научным руководителем, не засчитывается.
Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах: собеседование, организация «Круглого стола», использование докладной системы и творческих дискуссий.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаясь к конспекту во время выступления. Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий, высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из жизни, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.