Тема: Общество как система. Формационный анализ общества и теория локальных обществ.

Тема: Теория познания.

Знание – это идеальная реконструкция в знаковой форме связей и отношений объективного мира.

Идеальная – потому что знание не в мире, а в сознании. Знание ищет и получает человек с помощью своих органов чувств или мыслительных возможностей, с помощью своих резервов, поэтому любая конструкция – субъективна и идеальна, так как мы в собственных знаковых формах реконструируем те или иные объекты материального бытия. Знаковые формы бывают разные: язык, язык формул… Смотря какая часть бытия нами изучается.

Познание – процесс приобретения, углубления, трансформации знания, иными словами – процесс получения знания, который осуществляется в условиях общественной и исторической практики.

Вся совокупность (вся совокупная система) материальной и духовной деятельности людей, которая осуществляется в определённом социо-культурном контексте, называется общественно-исторической практикой, в пределе – всё, в принципе, бытие человека, все многообразные связи, всё это – практика. Другого у нас вообще нет, потому что, что бы человек не делал, он находится в этой очень сложной и разветвлённой структуре, в которой есть не только практическая деятельность – это понятие шире, здесь вообще любая деятельность.

Понятно, что есть разные виды познания: есть обыденное познание (всегда оно доступно всем людям, привычно), есть мифологическое, религиозное, художественное, научное и философское.

Практика имеет три основные формы, которые в принципе охватывают собою всю действительность:

1) Во-первых, это материальное производство.

2) Социальное действие – это вторая форма практики. Здесь всё многообразие социальной деятельности – и революции, и реформы, и войны, и прочее…

3) Научный эксперимент. Здесь отдельно выносится научная деятельность как специфическая деятельность по получению нового знания.

Практика является и основой познания, и источником познания, и критерием истины.

Познание имеет два уровня: чувственный и рациональный.

На чувственном (первичном) уровне познания происходит непосредственное взаимодействие субъекта и объекта познания и, соответственно, здесь мы говорим о том, что познание носит конкретный характер, определённого рода субъективный характер и результат этого познания требует дальнейший работы над ним.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Рациональный уровень познания – это более высокий уровень по сравнению с чувственным познанием. Это уровень обобщения, объективации, трансляции знания, это работа со знанием, которая уже осуществляется нашим мышлением, нашим логическим аппаратом. Мы уже несколько абстрагируемся от субъекта и объекта познания.

Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение.

Методология – это система методов, которые применяются для познания реальности.

Эмпирические методы – наблюдение и эксперимент, это самые основные, но есть ещё. Об этих двух нужно рассказать подробно.

Теоретические методы – гипотеза и теория.

Общенаучные методы – анализ и синтез, индукция и дедукция. Желательно перечислить и другие общенаучные методы (их достаточно много). А об этих подробно надо.

Проблемы истины в теории познания.

Истина – это знание, соответствующие предмету или действительности.

Знание – это ключевое слово.

Истина – это не мир, а знание о мире, ему соответствующее. В самом мире истины нет, потому что оно у нас в голове. Знание получает человек, он к нему стремится и аккумулируется это знание в голове у человека.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету.

Заблуждение является необходимым компонентом познавательного процесса, что заблуждение не связано с какими-то корыстными мотивами или ещё чем-то подобным.

В принципе вся история познания – это череда истины и заблуждения.

Заблуждение – это определённый уровень развития знания, которые не соответствует действительности, но человек искренне верит в то, что всё же соответствует.

Ложь – это намеренное искажение действительности. Когда человек знает, как правильно, но по тем или иным причинам выдаёт нам иное.

Поэтому мы говорим, что древние заблуждались, что мир стоит на трёх китах, а не что они врали – ведь они искренне верили в это.

Нужно отличать понятие правды от истины.

Истина – понятие гносеологическое, то есть познавательное и имеет отношение к теории познания, а правда – это ценностное, эмоционально-ценностное понятие, оно не имеет отношение к науке, это этическое понятие.

Поэтому и говорят, что истина для всех одна, а правда для каждого своя.

Абсолютное и относительное в истине.

Эти два понятия связаны с формами развития, вообще с историческим развитием истины.

Абсолютное в истине – это полное соответствие знания предмету.

Относительное в истине – это относительное в той или степени соответствие знания о предмете.

Абсолютная истина в науке – это идеал. Ибо как только и вдруг она будет открыта, учебные заведения закроют (высшие по крайней мере), напишут истину на мраморной доске, привинтят её во всех школах и научат детей только читать и писать, чтобы люди заучили их и всё… Но всё это только идеал. Пока недостижимый. После Эйнштейна вообще можно с уверенностью сказать, что вся истина относительна.

В науке есть исключения, так называемые «вечные» или «абсолютные» истины, которые остаются неизменными на протяжении длительного периода времени, которые пока не опровергнуты. «К примеру, все птицы имеют клюв». Нет ещё птицы, у которой бы не было клюва – поэтому это вечная истина. «Все люди смертны». Подобными же абсолютными истинами являются многие исторические данные: если он был Наполеон Бонапарт, то он и будет Наполеоном Бонапартом, и через сто и через двести лет. Так со всеми именами собственными и со многими событиями. Имена, факты биографии – то, что уже зафиксировано, ушло в историю и измениться не может – это абсолютная истина. Но с наукой так нельзя.

Объективное и субъективное в истине.

Объективное в истине – это знание о мире, мир, такой, какой он есть. Содержание знания объективно. Законы природы и прочее – от нас не зависит, что Земля вращается вокруг Солнца. Мы это установили и доказали, от нас это не зависит. Нравится нам или нет, хотим или нет – земля всё равно будет вращаться вокруг солнца. Мы можем считать всё, что угодно, хоть то, что это бог Ра на колеснице по небу путешествует, а вокруг солнца всё равно земля будет вращаться. По форме знание субъективно, а вот содержание – объективно. Субъективным будет то, как, когда и каким образом познание произойдёт. Земля вращалась вокруг солнца всегда, но только Коперник об этом сказал. Но вращалась-то она и до него.

Когда мы говорим о субъективности истины, то мы должны учесть, что в гуманитарных науках субъективизм процветает, ибо в точных если дважды два – четыре, то тут уж всё… Но история – дело другое, посадите двух историков, дайте им одинаковые факты, и получите противоположные мнения, хотя факты будут идентичны. Это называется интерпретация.

Критерии истины.

Мерила, с помощью которых мы узнаём, истинны или ложны наши знания.

В разное время разные исследователи предлагали собственные критерии истины. Мы их перечислим.

Критерии истины:

1) Прагматический критерий истины – истинно то, что полезно.

2) Есть эстетический критерий истины – истина то, что красиво.

3) Конвенциальный критерий. Истинно то, что все согласились считать истиной.

4) Основным критерием истины является общественно-историческая практика. Практика охватывает всё, в конечном счёте практика проверяет истину.

Позитивизм и пост-позитивизм предлагают нам два критерия истины, которые мы должны знать и понимать. Принцип верификации и фальсификации.

Верификация – это проверка истинности гипотезы эмпирическим путём. Здесь тоже в рамках практики всё. Позитивизм, выдвинувший этот принцип, говорит, что гипотеза может быть признана только если она соответствует проверке на практике. Исходя из этого фрейдизм по их мнению ненаучен, так как не верифицируем. У позитивистов самое большое желание – изъять метафизику, так как никакое бытие мы не сможем верифицировать.

Позднее этот принцип был дополнен обратным принципом – принципом фальсификации. Это проверка ложности гипотезы эмпирическим путём.

К примеру, мы говорим, что все лебеди белые. В верификации мы будем перебирать всех белых, а в фальсификации – ищем чёрного лебедя. Как только мы нашли одного чёрного лебедя, мы заявляем, что гипотеза, что все лебеди белые неверна. Но это всё практика, потому что никаких других представлений о деятельности у нас не бывает.

Тема: Общество как система. Формационный анализ общества и теория локальных обществ.

Определений обществ огромное количество. Мы напишем маленькое и простенькое, так как не суть принципиально.

Общество – это исторически сложившаяся общность или система совместной деятельности людей.

Система – это не простая сумма элементов, но более сложное образование, которое получается таким потому, что элементы не только складываются друг с другом, но и сложно взаимодействуют друг с другом.

В обществе мы насчитываем четыре элемента общественной жизни, которым соответствуют сферы общества, которые производят и воспроизводят эти элементы, ну а конкретизируются они в элементах:

1) Субъекты общества, члена общества – люди. Самый главный элемент, ибо если не будет его, то и ничего не будет.

2) Социальная сфера – это самая главная сфера, так как занимается воспроизводством людей. Основные институты социальной сферы: семья, образование, здравоохранения, церковь (когда речь идёт о благотворительных моментах), армия…

3) Следующий элемент – символы и знаки. Это духовная сфера в широком смысле. Она необходима людям во взаимодействии, общении и так далее.

Знаковые системы у нас основные – это язык, плюс более конкретного характера знаки вплоть до правил дорожного движения. Обычно знак что-то обозначает, он говорит о том, о чём он говорит – он обозначает то, что он обозначает. Прямое указание знака.

Самая сложная знаковая система – это язык, с помощью которого большая часть информации циркулирует в обществе.

Символ – это опредмеченный смысл. Смысл складывается постепенно, опосредованно, это коллективное творчество народа, какой-то группы… Если знаковые системы у нас универсальны, то символические – локально-культурные. Политические и религиозные символы… Флаги, гербы… Распятия… Монархи в конституционных государствах у них власти никакой нет, они – тоже символы.

Институтами духовной сферы являются: искусство, кинематограф… Очень разветвленная сфера.

4) Связи и отношения. Связи бывают субъект – субъектные связи (два бизнесмена подписывают контракт), субъект – объектные связи (исследователь исследует что-то) и объект – объектные связи (в них прямого участия человек не принимает, но которые опосредованно и непосредственно влияют на человека – буря повалила дерево на автомобиль).

Организационная сфера – она занимается установлением связей и отношений.

Два уровня организационной сферы:

Коммуникативный. Это первый уровень, на нём устанавливаются все связи и отношения, контроль за продолжением, развитием этих отношений и связей отсутствует. Большая часть отношений таковы – продавец продал товар, ну и всё.

Социальное управление. Не просто нам лекции читают, но потом будет экзамен – то есть контроль.

Если управление касается той или иной отдельной сферы, той или иной сферы контакта – то это административное управление (наш декан – царь и бог на юрфаке, а не физфаке – он никто).

Соответственно, если контроль осуществляется в масштабах всего общества, то это уже политическая власть. Опять же, институты здесь могут быть самые разнообразные в зависимости от уровня организационной сферы, в зависимости от уровня системы контроля… Основные институты – государство, армия, правоохранительные органы, судебные органы, политические партии и общественные движения… Они все влияют на общество в большей или в меньшей степени.

5) Вещи в самом широком смысле – мы имеем под этим всё. Материальное производство – в самом широком смысле это производят.

Об этом поговорим в следующий раз.

Наши рекомендации