Социологическое исследование является методом получения информации, дающим качественное представление об объекте. В том случае, когда нет возможности проанализировать информацию на основе цифровой информации, а также при помощи визуальных способов исследования (цвет, запах, размер и т. д.), показания о качествах объекта исследования дают социологические методы. При помощи социологического исследования обычно выявляются субъективные отношения респондентов к предмету исследования (что человек ощущает, чувствует, думает и т. д.). Часто социологические исследования используются вместе со статистическими, если это возможно. Социологические исследования пользуются большой популярностью, т. к. дают информацию, которую нельзя почерпнуть каким-либо другим способом. Для того чтобы исследование было проведено научным образом, надо построить программу социологического исследования. Программа социологического исследования составляется как база, основа для проведения, сбора и обработки информации. Она включает в себя следующие разделы: 1) – цель исследования. Необходимо четко определиться, что Вы хотите получить в результате исследования, т. е. для чего оно проводится. Например, цель – исследовать мотивацию труда работников фирмы; 2) – четкое определение гипотезы исследования (самый важный этап). Гипотеза представляет собой сформулированный письменным образом тот результат исследования, на который планирует выйти исследователь. Иначе говоря, гипотеза – это предварительное прогнозирование конечного результата исследования. Гипотеза нужна для того, чтобы выстроить систему вопросов в анкете, не уходя в сторону; 3) - задачи исследования. Происходит разбивка цели на мелкие подцели, которые ставит перед собой исследователь. Например, гипотеза – основным мотиватором к труду персонала фирмы является хороший микроклимат в коллективе; задачи будут строиться исходя из примата вопроса человеческих отношений. Однако задачи должны рассматривать весь спектр мотиваторов к труду. Задачи: 1 – изучить действие объекта на мотивацию работников, 2 – изучить взаимоотношения между коллегами, 3 – изучить отношения между руководством и подчиненными, 4 – проанализировать соответствие руководящего персонала занимаемым должностям, 5 – изучить условия труда, 6 – исследовать жилищно-бытовые условия, 7 – изучить политику фирмы по отношению к подчиненным, 8 – изучить отношения работников к своему статусу, 9 – отношение к карьере и т. д. Исходя из задач, строятся вопросы анкеты (25 – 30 шт.); 4) – объект и предмет исследования. В этом разделе определяется тот персонал, над которым проводится исследование. Например, объектом нашего исследования будут являться рабочие. Предметом исследования является тот фактор, который изучается. В нашем исследовании – это мотивация труда; 5) – выборка. Определяют долю задействования людей в исследовании. Может быть выбрана генеральная (все) и выборочная (определенный процент) совокупность. Выборочная совокупность облегчает процесс обработки информации. Однако выборка должна удовлетворять условию репрезентативности (представительности), т.е. информация должна представлять мнение всей совокупности исследуемого персонала; 6) – средства исследования. Определяется то, каким методом будет проводиться исследование (анкетирование, интервью и др.). | |
При коллективной экспертизе основными методами опроса являются анкетирование, интервьюирование, дискуссия. Выбор того или иного вида опроса определяется целями экспертизы, сущности решаемой проблемы, полнотой и достоверностью исходной информации, располагаемым временем, затратами на проведение опроса. Анкетирование представляет собой опрос экспертов в письменной форме с помощью анкет. В них содержатся вопросы, которые классифицируются по содержанию и по типу. По содержанию вопросы делятся на 3 группы: - объективные - данные об эксперте (возраст, образование, должность, стаж работы, специальность); - основные вопросы - по сути анализируемой проблемы; - дополнительные вопросы, которые позволяют выяснить источник информации, аргументацию ответов, самооценку компетентности эксперта. По типу основные вопросы классифицируются на: - открытые (свободные) - предполагают ответы в произвольной форме; - закрытые – это такие вопросы, ответы на которые могут быть даны в виде «да», «нет», «не знаю»; - с веером ответов- предполагают выбор экспертами одного из совокупности предлагаемых ответов. Открытые вопросы целесообразно применять в случае большой неопределенности проблемы. Этот тип вопросов позволяет широко охватить рассматриваемую проблему, выявить весь спектр мнений экспертов. НЕДОСТАТОК: возможны большое разнообразие и произвольная форма ответов, что существенно затрудняет обработку ответов. Количественная обработка таких ответов часто бывает невозможна. Закрытые применяются в случаях рассмотрения четко определенных двух альтернативных вариантов, когда требуется по существу определить степень большинства мнений по этим альтернативам. Обработка их не вызывает каких-либо трудностей. Вопросы с веером ответов целесообразно использовать при наличии нескольких четко определенных альтернативных вариантов. Эти варианты формулируются заранее, причем для удобства, с целью получения более детальной информации, по каждому вопросу могут быть предложены порядковая и балльная шкалы. Эксперт, к примеру, может использовать следующие значения порядковой шкалы: очень хорошо, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно; либо эксперту предлагается проранжировать по баллам все варианты ответов. Обработка ответов с такими вопросами по сложности занимает промежуточное место между открытыми и закрытыми вопросами. Данное обстоятельство служит причиной более широкого использования в анкетах закрытых вопросов и вопросов с веером. Однако использование таких вопросов несет в себе недостаток, выражающийся в навязывании определенного мнения эксперту. Поэтому рекомендуется при составлении вопросов использовать более широкий «веер» ответов, либо помимо «веера» ответов давать последнюю строку свободной с пометкой «ваш вариант». Анкетирование может быть очным и заочным. При очной форме заполнение анкеты экспертом производится в присутствии члена исследовательской группы. При заочном анкетировании непосредственный контакт отсутствует. Здесь могут использоваться почта, СМИ и т. д. При этом заочная форма обходится дешевле. Данная форма может привести к затруднениям в вопросах по заполнению анкеты. Вопросы могут быть неправильно истолкованы, могут возникнуть затяжки в ответах. Кроме того, не исключено, что ответы будут даны экспертом не самостоятельно и вообще не тем человеком, которому они были адресованы. Недостатком же очного анкетирования является возможность оказания влияния на эксперта человеком, раздающим анкеты. Анкетирование может проводиться в несколько туров, когда проблема слишком сложна. В этом случае в начале используют открытые вопросы, а потом закрытые и вопросы с «веером». Кроме анкеты анкетируемому необходимо предоставить объективную информацию по проблеме и рекомендации по заполнению анкеты. При составлении анкеты надо максимальным образом выказать уважение к анкетируемому. Для того, чтобы расположить отвечающего к более откровенным ответам необходимо использовать «размягчающие» вопросы типа «ваш любимый цвет, блюдо» и т. п. Также в анкете используются «вопросы-ловушки», которые применяются для определения искренности, честности отвечающего. Они дублируют основные вопросы по проблеме, но в другой, завуалированной форме. Анкеты не должны быть очень объемными, в конце анкеты требуется дать кое-какую статистику о респонденте (возраст, стаж, пол, образование и др.). Интервьюирование является беседой, в ходе которой интервьюер ставит вопрос респонденту (эксперту) по заранее разработанной программе. Иногда интервью может проводиться с несколькими экспертами одновременно, но при этом есть опасность потери самостоятельности эксперта. Характерной особенностью интервью является возможность быстрого ответа респондента на вопрос, т. к. он практически не имеет времени для обдумывания. От очного анкетирования интервьюирование отличается тем, что при интервью эксперт дает ответы в устной форме на устные вопросы, точное содержание которых ему не бывает известно. Тематика интервью может сообщаться эксперту заранее, но конкретные вопросы ставятся непосредственно в процессе беседы, причем каждый последующий вопрос в значительной степени зависит от предыдущего ответа респондента. Несмотря на кажущийся экспромт, целесообразно заранее подготовить последовательность вопросов, начиная от простого, постепенно углубляя их и усложняя, конкретизируя при этом. ДОСТОИНСТВО интервью (в отличие от анкетирования): является непосредственным живым контактом между интервьюером и экспертом, благодаря чему человек, проводящий интервью, может считывать часть информации по мимике, жестам и т. д. НЕДОСТАТКИ: именно непосредственный контакт является причиной сильного влияния интервьюера на ответы респондента; отсутствие времени на обдумывание; большие затраты времени; интервью дороже анкетирования. К тому же при проведении интервью предъявляются высокие требования к интервьюеру. Дискуссия представляет собой вид экспертизы, который целесообразно проводить для решения задач, не требующих точной количественной оценки объектов. Для проведения дискуссии формируется группа экспертов количеством от нескольких до 20 – 30 человек. Человек, проводящий дискуссию, должен предварительно проанализировать проблему, четко сформулировать задачи и определиться с требованиями к эксперту. Дискуссия проводится как открытое коллективное обсуждение рассматриваемой проблемы, основной задачей которого является всесторонний анализ всех фактов, плюсов и минусов, влияющих на проблему. В ходе дискуссии разрешается критика. Очень большую роль играет ведущий. Во вступительном слове он оповещает цель и задачи дискуссии, кратко излагает результаты предварительного анализа проблемы, объявляет порядок проведения дискуссии, режим и регламент выступлений, поясняет порядок использования средств обработки информации. Кроме этого, руководит процессом создания комиссии по обработке решения. Иногда дискуссию открывает, в качестве заправки, доклад одного из участников. Однако устный доклад может отсутствовать, если участникам дискуссии заранее представлены в письменной форме результаты предварительного анализа проблемы. Типичная схема выступления участников следующая: 1) изложение собственной точки зрения с выделением моментов согласия и несогласия компонентов, 2) аргументация позиции, 3) выводы и предложения. Все выступления должны фиксироваться в виде стенограммы или записи. В конце проводится анализ этих записей. Поскольку дискуссия может длиться несколько часов, важно четко определиться с регламентом. Через каждые 50 – 90 минут работы целесообразны 10 – 20 минут перерыва, а также 1 –1,5 часа – обед. Не следует жалеть времени на перерывы, т. к. во время них дискуссия не прекращается, а кулуарное обсуждение может дать весьма интересный материал. В процессе дискуссии ведущий должен быть особенно внимателен к участникам, занимающим невысокое служебное и общественное положение. Иногда для снижения конформизма таким участникам дают высказаться в первую очередь.На роль ведущего выбирается известный специалист по обсуждаемой проблеме, но не обязательно. Каждая дискуссия должна заканчиваться конкретными выводами и предложениями, причем опыт проведения дискуссии свидетельствует о возможности получения ценных предложений от ее участников после дискуссии приблизительно через сутки. Поэтому целесообразно на следующий день обратиться к участникам дискуссии с приложением высказать свое мнение с учетом изменений и дополнений. При этом должен быть выбран индивидуальный способ общения. По результатам дискуссии с учетом стенограммы и выработанной резолюции аналитическая группа разрабатывает окончательные результаты по проблеме. Если к единому мнению придти не удается, можно провести повторную дискуссию. | |