Модуль 1. личность и общество(базовые понятия и представления).
Социология личности
Примерный перечень вопросов теста для текущего контроля успеваемости:
МОДУЛЬ 1. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО(БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ).
1. Основные значения слова «личность» в научных дисциплинах и художественной литературе (публицистике).Соотнесите дисциплину и значение слова «личность», выбрав соответствующую цифру и букву.
Основное значение слова «личность» | Научная дисциплина или литература |
1. Субъект самосознания | А. Художественная литература |
2. Единство всех психических процессов | Б. Социология |
3. Выдающийся человек | В. Философия |
4. Носитель социальных ролей, общественных отношений | Г. Психология |
2. Аргументируйте, почему слово «личность» многозначно. Выберите вариант ответа:
а) Потому что каждый автор и люди вообще рассматривают ее со своей точки зрения;
б) Потому что сложна природа человека.
3. Человека можно назвать разными словами в соответствии с различными аспектами его природы. В соответствии с этими аспектами он входит в разные объединения людей.Соотнесите «единицы» и объединения, выбрав соответствующую цифру и букву.
Единица взаимодействия | Объединение |
1 Особь (индивид) | а) Общество (в узком смысле слова) |
2 Гражданин | б) Социум (общество в широком смысле слова) |
3 Личность | в) Церковь |
4 Представитель нации, народа | г) Государство |
5 Верующий | д) Популяция (вид) |
6 Человек | е) Народ, нация(сообщество) |
4. На основе каких типов взаимодействия, по мнению различных авторов, возникает общество?Соотнесите цифры и буквы).
Тип взаимодействия | Автор |
1 Деятельностное(обмен результатами деятельности) | а) Аристотель, Н.Луман |
2 Правовое | б) Владимир Соловьев |
3 Чувственное (любовь) | в) Платон |
4 Чувственное (доверие) | г) Томас Карлейль |
5 Чувственное (почитание героев) | д) Гоббс, Локк, Руссо |
6 Рече-коммуникационное | е) Августин Блаженный, Й.Хейзинга |
5. Человек входит в различные объединения людей на основе особых типов взаимодействия. Какие «единицы» (особь, личность, гражданин и т.п.) и на основе каких ведущих типов взаимодействия (природное, чувственное, деятельностное и т.п.) входят в соответствующие объединения (государство, общество, популяция и т.д.).Соотнесите цифры и буквы из всех трех колонок.
Единица взаимодействия | Объединение | Тип взаимодействия |
1 Особь (индивид) | а) Общество (в узком смысле слова) | а) Правовое |
2 Гражданин | б) Социум (общество в широком смысле слова) | б) Деятельностное |
3 Личность | в) Церковь | в)Природное |
4 Представитель нации, народа | г) Государство | г) Духовное |
5 Верующий | д) Популяция (вид) | д) Разнообразные типы |
6 Человек | е) Народ, нация(сообщество) | е) Рече-коммуникационное |
6. Существует две принципиально отличные процедуры социального признания: личная экспертиза и безличная (рыночная) экспертиза.Раскройте их содержание. Укажите примеры обеих экспертиз и их признаки. Соотнесите цифры и буквы.
Наименование процедур | Примеры и признаки процедур |
| А.Выборы. Б.Акт купли-продажи. В.Экзамен. Г.Решение суда. Д.Оценивается конкретный человек. Е.Человек оценивается лишь как носитель социальной функции. |
7. Укажите функции основных разновидностей деятельности в жизнедеятельности человека. Соотнесите цифры и буквы.
Разновидности деятельности | Их функции |
1 Эгодеятельность (деятельность для себя) | а) Привносит в существование деятеля радость |
2 Служебная деятельность (деятельность для другого) | б) Обеспечивает существование деятеля |
3 Игра (деятельность для деятельности) | в) Придает существованию деятеля объективный смысл |
8. Укажите признаки двух основных разновидностей деятельности (эгодеятельности и служебной деятельности).Распределите признаки на две группы. Соотнесите цифры и буквы.