Освоения дисциплины (модуля)
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Направление подготовки
Журналистика
Профиль подготовки
Журналистика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Ростов-на-Дону
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Социология журналистики» - овладение будущими работниками СМИ проблематикой особой отрасли социологического знания - социологии журналистики, понимание ими закономерностей развития современной журналистики как социального феномена, формирование умений по использованию социологических подходов при изучении и оценке функционирования системы СМИ и ее отдельных компонентов.
Задачи курса: показать место СМИ в системе социальных институтов демократического общества, особенности деятельности журналистов в русле потребностей социума и интересов аудитории; ознакомить с социологическими подходами к функционированию печати, телевидения и радио, Интернет-СМИ; выявить направления практического применения социологических подходов и методов в программировании изданий и каналов, творческой деятельности журналистов, маркетинге и менеджменте в СМИ; ознакомить с принципами организации сбора и анализа информации о массовых коммуникациях, применяемыми в научных и коммерческих организациях, а также в работе медиаорганизаций.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Социология журналистики» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть), социально-профессиональному модулю. Реализуется в 7 семестре. Курс нацелен на соединение знаний по одной из фундаментальных обществоведческих дисциплин – социологии – с практическими нуждами медиаорганизаций и журналистов, работающих в печати, на телевидении и радио, в Интернет-СМИ. При этом он корреспондируется с предшествующими теоретическими курсами «Социология и политология», «Основы теории коммуникации», «Основы теории журналистики», «Введение в специальность», «Система СМИ», с теоретико-практическим курсом «Основы творческой деятельности журналиста», а также с последующими специальными курсами «Метод опроса в социологии и журналистике» и «Методика исследования журналистики». Знания и умения, полученные в процессе освоения дисциплины, пригодятся студенту при написании выпускной квалификационной работы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины «Социология журналистики» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);
- способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);
- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);
- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).
Профессиональные компетенции:
- ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14);
- понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16);
- осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);
- участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-45);
- привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-50);
- работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-52);
- принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.) (ПК-53);
- организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: сущность СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, ориентироваться в их функциях, содержании ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации; понимать суть взаимодействия СМИ и аудитории, социальный смысл участия общества в коммуникации; быть осведомленным относительно направлений, содержания и методов современных теоретических и эмпирических исследований СМИ.
Уметь: применять полученные знания в исследовательской и профессиональной деятельности, находить и использовать источники данных о функционировании СМИ и на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий.
Владеть: общесоциологической культурой,навыками сбора социологической информации о работе редакций и аудитории СМИ.
4. Структура и содержание дисциплины «Социология журналистики»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (С.), трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам). |
Модуль 1. Историко-теоретические аспекты социологии журналистики | |||||
Состав социологии журналистики | Л. 2 ч. Сам. р. 2 ч. | ||||
Динамика связей социологии с теорией и практикой журналистики | Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч. | ||||
Основные этапы развития социологических исследований журналистики | Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч. | ||||
Социология в работе редакции и журналиста | Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч. | Контрольная работа | |||
Модуль 2. Организация и проведение эмпирического социологического исследования | |||||
Типы, процедуры и этапы эмпирического исследования. Процесс программирования. | Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч. | ||||
Требования к выборке. Виды выборок. Измерение. | Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч. | ||||
Опросные методы сбора информации | Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч. | ||||
Наблюдение и эксперимент как методы социологического исследования | Л. 2 ч. Сам. р. 6 ч. | Контрольная работа | |||
Контент-анализ (анализ документов). Особенности процедуры и техники | 9-18 | Л. 2 ч. Лаб. 18 ч. Сам. р. 40 ч. | Проектное задание | ||
Итоговая аттестация - зачет | |||||
Итого: | Лекций 18 час, лаб. занятий 18 час, самост. работа 72 час. |
Содержание дисциплины