Общая характеристика процедуры интерпретации.
ТЕМА № 1 Организация и проведение КСИ. Интерпретация и операционализация основных понятий КСИ. Выборочная совокупность.
Разработка программы и плана исследования. Задачи исследования.
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике.
Программа социологического исследования -это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. |
Разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.
По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных.
Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:
- подготовка исследования;
- сбор первичной социологической информации;
- подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;
- анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.
Социологическое исследование начинается с определения проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Решение той или иной проблемы социальной или научной - всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач.
В идеальном варианте программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы:
методологическая часть, в которой формулируются проблемы, дается указание объекта или предмета исследования, определение цели и задач, интерпретация основных понятий, формулировка гипотез исследования;
организационно-методическая (процедурная) часть предусматривает разработку инструментария, приемов и методов сбора информации, выбор изучаемой совокупности, способы и схемы обработки информации, сроки ее анализа.
Цель конкретного социологического исследования - это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Важнейшей частью программы конкретного социологического исследования является определение задач исследования.
Задача конкретного социологического исследования - это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. |
Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблем.
Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объектсвоего исследования.
Объект должен характеризоваться :
1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);
2) определенной временной ограниченностью;
3) возможностями его количественных измерений.
Объект социологического исследования - это явление или процесс, на которые направлено социологическое исследование. В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия.
правильное определение предмета социологического исследования.
Предметом социологического исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предложением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.
Виды гипотез в КСИ.
На основе имеющихся знаний социолог строит предварительное объяснение проблемы - некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т.е. он формулирует гипотезы.
Гипотезав социологическом исследовании - это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями. |
Выделяют гипотезы основные и неосновные.
Гипотезы делят на первичные и вторичные.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные.
Описательные- это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.
Общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:
Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.
Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.
Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений.
Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.
Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей при условии, что ее содержание не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла.
Общая характеристика процедуры интерпретации.
Анализ собранной социологической информации ( интерпретация) - проверка выдвинутых гипотез, выявление новых проблем. |
Для начала группировка и классификация - элементарные процедуры упорядочения собранной информации.
Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Можно применить такие статистические приемы обработки информации, как вычисление медианы, среднеарифметических показателей, исчисление частот по процентам.
Перекрестная группировка - это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Основная задача перекрестной группировки - поиск устойчивых связей изучаемых объектов.
Эмпирическая типологизация, поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а в нескольких измерениях одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации решают с помощью математических процедур распознавания образов - таксономии. В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа.
Более сложные приемы анализа информации: критерий Юла, метод корреляционного графа, факторный анализ, всевозможные коэффициенты, например Пирсона.
Используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.