Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Факультет социологии
Кафедра теоретической и прикладной социологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Маркетинг»
для специальности 540400 Социально-экономическое образование. Социология
по циклу ГСЭ.Р.06 – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
I. Введение 2
Цели и задачи дисциплины 2
Специфика содержания программы 2
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины 2
Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы 2
II. Учебно-тематический план 3
III. Содержание дисциплины 4
Темы и содержание семинарских занятий 8
IV. Самостоятельная работа 9
Темы, вынесенные на самостоятельное обучение: 9
Вопросы к зачету 10
V. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе 11
VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 11
Дидактическое и материально-техническое обеспечение дисциплины. 11
Основная литература. 11
Дополнительная литература. 12
VII. Выходные данные автора программы 12
I. Введение
Цели и задачи дисциплины
Цель курса – дать студентам вводные знания о системе маркетинга и сущности маркетинговых технологий. Реализация цели предполагает решение следующих задач:
· Рассмотрение основных понятий и теорий маркетинга;
· Знакомство студентов с технологиями изучения рынка;
· Практическое освоение навыков решения маркетинговых задач.
Специфика содержания программы
Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности: в лекционном курсе рассматриваются теоретические темы, модели анализа рынка; семинарские занятия посвящены практическому освоению навыков анализа рынка, решению практических задач на примере кейсов.
При отборе материала учитывается то, что курс рассчитан на студентов отделения социологии, поэтому акцент в курсе сделан именно на маркетинговые исследования, их возможности, специфику методов сбора и анализа информации в маркетинге.
Курс маркетинга опирается на предметы основной образовательной программы, освоенные студентами на 2-4 курсах: экономика, методология социологического исследования, методы сбора социологической информации, методы обработки и анализа социологической информации.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины
Практический компонент дисциплины опирается на два основных вида работ:
1. Семинарские занятия, на которых происходит освоение материала в форме решения задач и рассмотрения кейсов – случаев из практики.
2. Самостоятельная работа студентов, включающая анализ примеров реализации маркетинговых исследований и практических маркетинговых проектов, а также сбор материалов и анализ одного из рынков товара или услуги.
Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы
Формы контроля самостоятельной работы:
1. Контроль работы по освоению теоретического материала, знакомства с примерами реализации маркетинговых исследований и практических маркетинговых проектов: доклады и сообщения на семинарских занятиях.
2. Контроль работы по сбору материалов и анализу одного из рынков товара или услуги: письменная работа, включающая следующие пункты:
· Концепция продукта: потребности, которые он удовлетворяет («товар по сути»), фактическое описание, добавленные характеристики. Как можно классифицировать продукт по маркетинговым типологиям.
· Описание рынка: географические границы рынка, емкость рынка (если возможно вычислить по стат. данным).
· Потребители. Тип потребителей, описание сегмента, которому адресован продукт. Особенности потребительского поведения сегмента.
· Конкуренты. Характеристика ближайших конкурентов, анализ их рекламных усилий и особенностей позиционирования.
· Выводы по перспективности продукта на рынке, методам его продвижения.
Написание работы предполагает знакомство с публикациями по теме, обзорами рынка, а также анализ открытых источников информации – стат. данных, рекламы конкурентов.
См. задание для самостоятельной работы для очного и для заочного отделений.
II. Учебно-тематический план
ТЕМЫ | Дневное отделение | Заочное отделение | ||||||
Количество часов | Лекции | Семинары | Самост. работа | Количество часов | Лекции | Семинары | Самост. работа | |
1. Комплекс маркетинга. Эволюция маркетинга. | ||||||||
2. Роль маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований. | ||||||||
3. Маркетинговая концепция продукта (товара или услуги). | ||||||||
4. Торговая марка. Брэндинг как технология маркетинга. | ||||||||
5. Определение рынка и методы расчета емкости рынка. | ||||||||
6. Потребительское поведение, типологии потребителей. | ||||||||
7. Методика сегментации потребителей. | ||||||||
8. Лояльность потребителей. | ||||||||
9. Конкуренция и исследование конкурентной среды. | ||||||||
10. Анализ положения предприятия на рынке. | ||||||||
11. Товарная политика компании, анализ ассортимента. | ||||||||
12. Маркетинговый анализ цены и ценообразования. | ||||||||
13. Маркетинговый анализ каналов дистрибуции. Мерчендайзинг. | ||||||||
14. Коммуникационная политика компании и роль рекламы. | ||||||||
15. Рекламный цикл и информационное сопровождение рекламного цикла. | ||||||||
16. Основные маркетинговые стратегии развития предприятия. Возможности и ограничения современного российского (уральского) рынка. | ||||||||
ИТОГО |
III. Содержание дисциплины