Теория разделения труда, механической и органической солидарности.
Основные идеи о разделении труда и солидарности изложены в работе «О разделение общественного труда».
Определил основную функцию разделения труда – сохранение и укрепление социальных связей.
Разделение труда – это источник цивилизации, необходимое условие материального и духовного развития общества, фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию солидарности:
- В архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»),по сути это «согласие однородных»;
- В развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере.
Разделение труда, понимаемое как всеохватывающее социальное явление – это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.
В качестве эмпирической базы исследования Дюркгейм использует анализ некоторых древних и современных систем нравственно-правовых норм, различающихся между собою характерными видами санкций: репрессивными (наказание) и реститутивными (восстановительными) санкциями.
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)
Механическая солидарность | Органическая солидарность | |
1) Морфологическая (структурная) основа | Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах) | Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах) |
Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе) | Организованный тип (слияние рынков и рост городов) | |
Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи) | Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи) | |
Относительно малый объем населения Относительно низкая материальная и моральная плотность | Относительно большой объем населения Относительно высокая материальная и моральная плотность | |
2) Типы норм (воплощенные в праве) | Правила с репрессивными санкциями Преобладание уголовного права | Правила с реститутивными санкциями Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного) |
За) Формальные признаки коллективного сознания | Большой объем Высокая интенсивность Высокая определенность Власть группы абсолютна | Малый объем Низкая интенсивность Низкая определенность Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии |
3б) Содержание коллективного сознания | Высокая степень религиозности Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность) Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого Конкретность и детальный характер | Возрастающая светскость Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения) Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости Абстрактность и общий характер. |
Солидарность для Дюркгейма – синоним общественного состояния.
Дюркгейм признает сохранение элементов «механической» солидарности при господстве «органической».
Источником солидарности и разделения труда у Дюркгейма выступают процессы роста материальной и моральной (динамической) плотности. Процесс выглядит следующим образом:
рост материальной и моральной плотности по ходу исторического развития, т.е. происходит рост численности населения в очагах цивилизации, увеличивается плотность проживания и интенсивность взаимодействия (в т.ч. и по поводу дефицитных ресурсов), усиливается потенциальное и актуальное конкурентное давление внутри общества => необходимость выработки и освоения новой модели социальной адаптации (специализация деятельности, удовлетворяющей ту или иную значимую общественную потребность, конкуренция знаний, умений и навыков, а не грубой силы) => разделение труда => органическая солидарность.