Требования к оформлению работ. Методическая инструкция

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

_______________ С.Н. Волков

«____» ____________ 2012 г.

Система МЕНЕДЖМЕНТА качества

Методическая инструкция

Требования к структуре, оформлению и изложению

Самостоятельных работ студентов

МИ СМК – 4.2.03 - 12

Выпуск 1.0

Методическая инструкция

Соответствует требованиям

ИСО 9001:2008

Проректор по учебной работе –

Представитель руководства по качеству

________________ И.И. Широкорад

«____» ____________ 2012 г.

Москва 2012

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНА отделом управления качеством образования ГУЗ.

2 УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА в действие Приказом ректора № 01-03/30 от 15 марта 2012 г. Дата введения: 15 марта 2012 г. Одобрена на заседании Методического совета университета 14 марта 2012 г.

3 ВВЕДЕНА ВПЕРВЫЕ.

Требования к оформлению работ. Методическая инструкция - student2.ru

Содержание

1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения и сокращения
4 Требования к оформлению работ
4.1 Общие положения
4.2 Структура документа
4.3 Оформление документа
4.4 Изложение документа
4.5 Содержание структурных элементов документа
5 Ответственность
Список использованных источников
Приложение А Формы титульных листов
Приложение Б Форма Задания на выпускную квалификационную работу
Приложение В Пример оформления Списка использованных источников
Лист согласования

Область применения

1.1 Настоящая методическая инструкция является нормативным документом, устанавливающим требования к структуре, оформлению и изложению самостоятельных работ студентов.

1.2 Требования, установленные в методической инструкции, сформулированы на основе положений правовых и нормативных документов РФ, требований международных и межгосударственных стандартов внутренних нормативных документов СМК ГУЗ, указанных в разделе 2.

Кроме того, была использована установившаяся практика в университете [1 - 5], в той её части, которая не противоречит действующим нормативным документам.

1.3 Положения методической инструкции распространяются на следующие виды документов на бумажных и электронных носителях информации:

· рефераты;

· эссе;

· все виды отчётов (по лабораторным, контрольным и курсовым работам, по производственной практике, по расчётно-графическим и курсовым научно-исследовательским работам студентов);

· выпускные квалификационные работы (дипломные работы/ проекты;).

Все эти виды работ в той или иной степени являются отчётом о работе или отчётом о НИР, подтверждающим компетенции студентов в тех или иных областях, их способность к самостоятельной работе. Поэтому, в основе требований к этим документам, являются положения ГОСТ 7.32 и ГОСТ Р 2.105.

1.4 Унификация требований по оформлению указанных документов, которые являются записями и/ или данными по качеству (СТО СМК 4.2.02) в СМК университета, будет способствовать обеспечению гарантий качества образовательной деятельности и её дальнейшему упорядочению.

1.5 Обеспечение соблюдения требований настоящей методической инструкции в работах студентов осуществляется преподавателями, научными руководителями, рецензентами при проверке работ и их защите.

Выборочная проверка соблюдения этих требований в работах студентов осуществляется внутренними аудиторами при проведении внутренних аудитов кафедр в соответствии с СТО СМК 8.2.01. Выявленные несоответствия управляются в соответствии с СТО СМК 8.3.01 и СТО СМК 8.5.01.

1.6 Официальным языком документов является русский язык.В университете используются бумажный и электронный носители информации (СТО СМК 4.2.01).

1.7 Требования настоящей методической инструкции обязательны для студентов, преподавателей и научных руководителей/ научных консультантов университета. Однако в отдельных случаях, преподаватель или научный руководитель могут выдвинуть дополнительные требования к работе, не противоречащие требованиям настоящего документа.

Нормативные ссылки

В настоящей документированной процедуре использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования.

ИСО 19011:2002. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды.

ИСО 15489-1:2001 Информация и документация. Управление записями. Часть 1. Общие требования.

ГОСТ 2.105-95 Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.111 - 68 Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль.

ГОСТ 7.0-99 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационо-библиографическая деятельность. Библиография.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления

ГОСТ 7.9–95 (ИСО 214-76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.11–2004 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.

ГОСТ 7.12–93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ 7.32-2001 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 7.76–96 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения.

ГОСТ 7.80–2000 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись.

ГОСТ 7.82–2001 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 8.417-90 Межгосударственный стандарт. Государственная система измерений. Единицы физических величин.

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 6.30-2003 Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

ГОСТ Р 51141-98 Государственный стандарт РФ. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

РК 01 – 10 Система менеджмента качества. Руководство по качеству.

СТО СМК 4.2.01 - 09 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Управление документами.

СТО СМК 4.2.02 - 09 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Управление записями.

СТО СМК 8.2.01-10 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Внутренние аудиты.

СТО СМК 8.3.01-10. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Управление несоответствиями.

СТО СМК 8.5.01-10. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Улучшение. Управление корректирующими и предупреждающими действиями.

МИ СМК 4.2.02 - 10 Методическая инструкция. Система менеджмента качества. Управление организационно-распорядительной документацией.

Определения и сокращения

В методической инструкции применены термины в соответствии с нормативными ссылками раздела 2, а также же по «Краткому терминологическому словарю в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования [6].

Библиографическая информация– информация о документах, необходимая для их идентификации и использования (ГОСТ 7.0).

Библиографическое описание - библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, которые устанавливают наполнение и порядок следования областей и элементов описания, и которые предназначены для идентификации и общей характеристики документа (ГОСТ 7.76).

Библиографическая ссылка совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска (ГОСТ 7.0).

Гарантии качества образования –все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению вузом применительно к качеству и включающее в себя планирование, управление, обеспечение, оценку и улучшение качества [6].

Документ– информация и поддерживающий её носитель (ИСО 9000).

Записи – документ, содержащий достигнутые результаты или предоставляющий свидетельства осуществленной деятельности (ИСО 9000) (Виды записей приведены в РК 01 и СТО СМК 4.2.02).

Информация– сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0).

Квалификационная работа – работа, подтверждающая соответствующий уровень квалификации и компетенций, определяемый стандартами образования и требованиями других нормативных документов. Примеры: дипломная работа, дипломный проект [6].

НИР – научно-исследовательская работа(ГОСТ 7.32)

Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам (ИСО 9000);

Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса (ИСО 9000);

Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа (ГОСТ Р 51141).

Термины, введённые университетом:

Адекватность – подтверждённое соответствие документа тем или иным установленным требованиям. Адекватность документа подтверждается его проверкой перед выпуском (в общем случае это осуществляется: автором, преподавателем, научным руководителем выпускной квалификационной работы, экспертом - метрологом и/ или нормоконтролёром, при необходимости, рецензентом, оппонентом, заведующим кафедрой, деканом, проректором, ректором).

Примечание:

соответствие установленным требованиям проверяется по следующим позициям:

v внешний вид документа, его полнота;

v терминология, стиль, морфология, синтаксис, пунктуация;

v метрологическая экспертиза, при необходимости (см. далее);

v нормоконтроль (см. далее).

Выпускная квалификационная работа – один из видов итоговой государственной аттестации выпускников (бакалавров, магистров, специалистов) высших учебных заведений РФ, по результатам защиты которой принимается решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации по направлению или специальности и выдаче ему диплома.

Данные– информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшей обработки.

Данные по качеству- документ, содержащий объективные свидетельства выполненной деятельности и/или качества её результатов, но не имеющий статуса записей по качеству (Виды данных по качеству приведены в РК 01 и СТО СМК 4.2.02).

Жизненный цикл документа – этапы управления документами:

1) планирование (выполняется студентом при участии преподавателя, научного руководителя, консультанта). К этапу планирования относится также разработка и выдача задания на выполнение работы (выполняется руководителем при участии студента);

2) разработка (выполняется студентом при консультировании преподавателем, научным руководителем/ консультантом);

3) проверки проекта документа на адекватность (выполняется автором, преподавателем, научным руководителем/ консультантом, экспертом- метрологом, нормоконтролёром);

4) внесение необходимых исправлений в проект документа (выполняется автором);

5) печать документа (выполняется автором);

6) верификация документа (включает окончательную проверку и подписание автором, руководителем, экспертом, оформление отзыва/ рецензии, решение кафедры о допуске к защите);

7) окончательное оценивание после защиты документа (выполняется уполномоченными лицами);

8) архивирование.

Курсовая/ расчётно-графическая работа– логически завершенное и оформленное в виде отчёта изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области науки и выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем соответствующих учебных дисциплин и овладения исследовательскими навыками. Один из видов учебной работы студента, предусмотренный учебным планом специальности/ направления.

Метрологическая экспертиза - анализ и оценка выполненной работы в части метрологического обеспечения (технических решений по выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений, их метрологическому обслуживанию). Включает в себя проверку обозначения величин и их единиц; сведений о применении поверенных, откалиброванных, аттестованных или проверенных средствах измерения, контроля, испытаний; точности выполненных измерений; достоверности полученных результатов и их обработки.

Нормоконтроль - соблюдение в выполненных работах требований, установленных во внешних и внутренних НД ( см. сокращения).

Включает в себя проверку:

v правильности оформления:

· наименования;

· идентификационных признаков (реквизитов документа);

· страниц;

· текста;

· таблиц;

· иллюстраций;

· содержания;

· расчётов;

· графического материала;

· терминологии;

· применённых сокращений слов и словосочетаний;

· ссылок на НД и другие документы;

v структурного построения;

v соответствие показателей и расчётных величин нормативным данным.

Отчёт о КНИРС– научно-технический документ, выполненный студентом и содержащий систематизированные данные о курсовой научно–исследовательской работе. В отчёте описывается какой-либо процесс или результаты научно-технического исследования или состояния научно-технической проблемы.

Персонификация – наделение неодушевлённых объектов, отвлеченных понятий, природных явлений свойствами человека. Распространена в мифологии, сказках, притчах.

Реферат (1)(как составной элемент структуры отчёта о НИР) – в соответствии с ГОСТ 7.32 обязательный элемент отчета о НИР, в котором согласно ГОСТ 7.9 приведены сведения о числе страниц, частей, иллюстраций, таблиц, приложений, количество использованных источников, ключевые слова и кратко изложены (не более 25 строк) содержание и основные выводы.

Реферат (2) (как самостоятельная работа) – документ, подготовленный на основе внеаудиторной самостоятельной работы по теме (рекомендуемой учебным планом, преподавателем или выбранной самим студентом) для приобретения им навыков поиска необходимой информации, её анализа и последующего письменного оформления текста. Объем реферата составляет 10-15 страниц машинописного текста.

Статус –положение, состояние кого - или чего-либо.

Форма – документ (внешнего или внутреннего происхождения, как правило, унифицированный), в который вносятся сведения, необходимые для подтверждения осуществленной деятельности и/или её результатов;

Примечание: после заполнения форма становится записями или данными по качеству.

Электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Эссеили «попытка, проба, опыты» - прозаический этюд свободной композиции, выражающий индивидуальные впечатления и соображения о каком-либо предмете. Повествование спокойного наблюдателя, для которого главное - искренность, честность мысли.

Сокращения:

В настоящем документе приняты следующие сокращения:

БЖД– безопасность жизнедеятельности;

ВКР– выпускная квалификационная работа. ВКР может быть в форме бакалаврской работы, дипломной работы или проекта, магистерской диссертации;

вуз– высшее учебное заведение;

ГОСТ – межгосударственный стандарт, введённый межгосударственным комитетом по стандартизации стран Содружества независимых государств;

ГОСТ Р - национальный стандарт Российской Федерации;

ДЗ– домашнее задание;

ДП - документированная процедура;

И – инструкция;

КНИРС – курсовая научно-исследовательская работа/ проект студента;

КР–контрольная работа;

МИ - методическая инструкция;

НД – нормативная документация;

НИР – научно -исследовательская работа;

ОТ и ТБ – охрана труда и техника безопасности;

ОУКО - отдел управления качеством образования;

ПРК – представитель руководства по качеству;

СТО- стандарт организации;

СМК - система менеджмента качества;

ТД – техническая документация;

УМУ – учебно-методическое управление;

ФГОС/ ГОС – федеральный государственный образовательный стандарт/ государственный образовательный стандарт.

Требования к оформлению работ

Общие положения

При подготовке и оформлении работ их авторы должны руководствоваться правовой, нормативной и технической документацией, использовать научные разработки в соответствующей области знаний по теме работы.

Главное в любой самостоятельной работе – это достоверные факты, их объяснение, интерпретация, сопоставление, демонстрация способности автора применять освоенные научные методы работы.

При выполнении работ авторы, а при их проверке и оценке преподаватели, руководители, эксперты, рецензенты, должны обращать внимание на выполнение следующих общих требований:

v аккуратный внешний вид документа;

v структурная полнота;

v оформление (соответствие: страниц принятой форме; размеров полей; шрифта, интервалов, рубрикации, оформления таблиц и иллюстраций);

v наличие всех реквизитов в документе, необходимых для его однозначной идентификации:

î наименование министерства, вуза, кафедры, темы, дисциплины, вида работы;

î реквизиты преподавателя, научного руководителя, консультанта, оппонента, рецензента (должности, научные степени и звания, их подписи и даты);

î реквизиты студента, его подписи и даты;

v целевая направленность;

v морфология, синтаксис, пунктуация, терминология, стиль;

v достоверность фактов, четкость и логическая последовательность, убедительность аргументации;

v краткость и точность формулировок, исключающих неоднозначное толкование;

v использование стандартизованной терминологии;

v использование терминологии, принятой в вузе, при её отсутствии в нормативных документах внешнего происхождения;

v доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Структура документа

Структура документа представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура работ

Структурный элемент документа Вид документа
Отчёт КР/ ДЗ Реферат Эссе ВКР
Лабор. работа Курсовая / расч.-графич. работа Практика КНИРС Дипл. работа Дипл. проект
Титульный лист        
Наименование        
Задание        

Продолжение таблицы 1

Структурный элемент документа Вид документа*
Лабор. работа Курсовая / расч.-графич. работа Практика КНИРС КР/ ДЗ Реферат Эссе ВКР дипл. работа/ проект
Введение        
Содержание       +  
Определения, обозначения и сокращения + + + + +  
Основная часть (разделы 1, 2, …)        
Заключение        
Список использованных источников        
Приложения + + + + + + +

Примечание* – Заштрихованные ячейки обозначают, что соответствующий элемент должен быть в документе; ячейка со знаком «+» обозначает, что соответствующий элемент может быть добавлен при необходимости; не залитые ячейки обозначают, что соответствующий элемент отсутствует в документе.

Структура основной части документа представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура основной части работ

Вид документа Возможные структурные элементы основной части работы*
1 Аналитический обзор 2 Объект исследования/проектирования и методика выполнения работы 3 Теоретическая часть 4 Экспериментальная (проектная) часть 5 Экономическая часть 6 Экология 7 БЖД
Реферат         +    
Эссе              
Отчёт по лабораторной работе + +
Контрольная работа        
Отчёт по курсовой/ расч. - граф. работе         + + +
Отчёт по производственной практике         + + +
Отчёт по НИРС         + + +
Дипломные проект или работа (согласно ФГОС/ ГОС)            
Диссертация (магистерская)         + + +

Примечание* – Заштрихованные ячейки обозначают, что соответствующий элемент должен быть в документе; ячейка со знаком «+» обозначает, что соответствующий элемент может быть добавлен при необходимости; не залитые ячейки обозначают, что соответствующий элемент отсутствует в документе.

Оформление документа

Требования к оформлению документа приведены ниже в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32, ГОСТ Р 6.30, СТО СМК 4.2.01 и МИ СМК 4.2.01.

Лист.В работах используются листы (для вертикального и горизонтального расположения текста) белой бумаги формата А4. Для больших массивов информации (таблицы, рисунки, графики, схемы) допускается использовать формат А3. Идентификация всех листов любого документа (кроме дипломных работ и диссертаций) осуществляется с помощью колонтитула.

Поля.Размеры полей, ограничивающие текст: левое, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм при вертикальном и горизонтальном расположении текста.

Текст документа набирается на компьютере и печатается на одной стороне писчей бумаги формата А4. Высота букв и цифр должна быть не менее размера 12 шрифта. Заголовки разделов и подразделов набирают 12 полужирным шрифтом. В таблицах допускается использование 10 шрифта. Используемый шрифт во всём создаваемом документе Times New Roman или Arial. Допускается выделение шрифтом первых смысловых слов абзаца (например, текст этого подраздела).

Абзацный отступ должен быть не менее пяти знаков (12,7 мм). При выделении абзацев следует стремиться к тому, чтобы они содержали законченную мысль. Принято считать, что в среднем абзац состоит из 4-6 предложений.

При переходе текста на следующую страницу не следует:

-начинать одну строку нового абзаца на заканчивающейся странице (лучше начинать новый абзац на другой странице);

-начинать в конце страницы слово с переносом (лучше перенести это слово на новую страницу);

-отрывать одну строку текста или слово от предыдущего абзаца.

Подчёркивания в тексте не допускаются. При компьютерном наборе текста повреждения листов, помарки и исправления в тексте не допускаются.

Текст может быть написан чёрными чернилами. Высота шрифта в этом случае – не менее 2,5 мм. Опечатки, ошибки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять закрашиванием штрихом и написанием исправленного текста на том же месте.

Вне зависимости от способа выполнения работы качество текста, таблиц и иллюстраций должно обеспечивать их чёткое воспроизведение.

Деление текста на фрагменты. Это разделы, подразделы, пункты и подпункты содержащие законченную информацию. Разделы (1, 2 и т.д.), подразделы (1.1; 1.2 и т.д.), пункты (1.1.1; 1.1.2; 1.1.3 и т.д.), подпункты (1.1.1.1 и т.д.), следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа без точек в конце. Пункты и подпункты, как правило, заголовков не имеют. Каждый раздел работы начинается с нового листа. Если после заголовка подраздела на странице помещается менее трех строк текста, то подраздел следует начать с новой станицы.

Страницы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать, начиная с номера, с абзацного отступа без точки в конце с заглавной (прописной) буквы, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки должны соответствовать их содержанию. Заголовки разделов и подразделов следует выделять шрифтом. Не допускается делать переносы внутри слов в заголовках (в т.ч. в заголовках таблиц и рисунков). Вторая (и третья строка) заголовка начинаются с абзацного отступа. Заголовки таблиц выполняются без абзацного отступа.

Интервалы. Текст документа печатают через полтора интервала. Перед заголовком раздела/ подраздела и после него пропускается одна строка. Расстояние между строками заголовка принимают таким, как в тексте.

Таблицы. На все таблицы в тексте должны быть ссылки. При ссылке слово «таблица» пишется полностью с указанием её номера. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, или вынесена в приложение с соответствующей ссылкой в тексте. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например, «Таблица А.2»). Слово «Таблица» пишется полностью.

Наименование таблицы выделяется шрифтом, помещается над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку. Например, «Таблица 2 – Распределение земельного фонда района по угодьям».Точка в конце наименования не ставится. Перед наименованием и после него пропускается одна строка. Примерами могут также служить таблицы в настоящем документе.

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: «Продолжение таблицы 1»). При этом, для облегчения восприятия данных таблицы необходимо повторить её заголовок (пример, таблица 1 в этом документе).

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.

Размещать отдельные графы «Номер по порядку (№ п/п)» и «Единицы измерения» в таблице не допускается.

Числовые значения однородных величин располагаются в графах так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками и т. д., а неоднородные величины — посередине. Округления числовых значений величин должно быть одинаковыми для всех граф.

Иллюстрации (рисунки). На все рисунки в тексте должны быть ссылки. Графики, диаграммы, схемы, блок – схемы, карты, картограммы, фотоснимки, зарисовки в качестве иллюстраций приводятся сразу после упоминания на том же листе или на следующем, или в приложении с соответствующей ссылкой в тексте.

Наименование рисунка выделяется шрифтом, пишется посередине под рисунком с пропуском одной строки, после обозначений и пояснений. Точка в конце наименования не ставится (например: «Рисунок 1 – Схема триангуляционной сети»). Обозначения и пояснения допускается оформлять в поле рисунка.

Рисунки (чёрно-белые и/ или цветные) могут быть выполнены как от руки, так и на компьютере. Рисунки имеют сквозную нумерацию по всей работе. Заимствованные иллюстрации должны иметь ссылку на источник. Рисунки приложений обозначаются с указанием приложения (например: «Рисунок П.1 – Вертикальная планировка фрагмента улицы методом проектных горизонталей»).

Формулы.Уравнения и формулы выделяют из текста в отдельную строку. Перед ними и после них делается пропуск один интервал. Длинные уравнения можно переносить после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причём знак повторяется в начале следующей строки.

Обозначения физических величин и их единиц выполняют в соответствии с ГОСТ 8.417 и другими нормативными и техническими документами.

Примеры типичных ошибок при написании физических величин и их единиц приведены в таблице 3.

Пояснения значений символов и коэффициентов приводят под формулой в последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы и уравнения нумеруют порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Ссылки на формулы и уравнения в тексте также дают в круглых скобках.

Таблица 3 – Примеры типичных ошибок

Правильно Неправильно
135 кВт 135кВт. (без пробела, точка в конце)
27 % 27% (без пробела)
18 оС 18оС; 18о С (без пробела, пробел должен быть после числа)
(38,00 ± 0,15) км 38,00 ± 0,15 км (без скобок)
38,00 км ± 0,15 км 38,00±0,1 км (только одно обозначение единицы физической величины, разное количество разрядов)
минус 5 0С - 5 0С (знак «-» не допустим в тексте)
Диаметр 10,25 мм Ǿ 10,25 мм (знак «Ǿ» не допустим в тексте)

Пример из работы [4]:

Диаметр визирного цилиндра пирамид рассчитать по формуле (1)

d = 0,9 Требования к оформлению работ. Методическая инструкция - student2.ru Smin (1)

где Требования к оформлению работ. Методическая инструкция - student2.ru – ширина биссектора сетки нитей теодолита в угловой мере;

Smin– минимальное расстояние между смежными пунктами триангуляции;

Требования к оформлению работ. Методическая инструкция - student2.ru = 206265.

Изложение документа

Изложение самостоятельных работ следует выполнять в стиле письменной научной речи, основанной на нормах русского литературного языка и академических традициях [5]. Письменная научная речь характеризуется формально-логическим изложением текста в форме рассуждений, предположений, доказательств и соответствующих выводов.

В самостоятельных работах нежелательна эмоциональная окраска (кроме эссе, где личное отношение подчёркивается). В стиле письменной научной речи не принято использовать личные и притяжательные местоимения в именительном и косвенном падежах («я», «мы», «мой», «мне», «я сделал», «я считаю», «я измерила», «мы провели», «мои расчёты», «мною были испытаны», «по моему мнению» и т.п.). Следует использовать безличное изложение текста: «были получены», «наблюдения показали», «были рассчитаны», «было установлено», «был использован метод …», «на основании проведённого исследования можно утверждать» и т. п.

Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов, произвольных словообразований, не установленных правилами русской орфографии и национальными стандартами сокращений слов (ГОСТ 7.11, ГОСТ 7.12). Следует избегать использования канцеляризмов, техницизмов, персонификации, длиннот.

Также желательно придерживаться правильного порядка слов в предложении [7]. В общем случае это:

1) вводные слова, при необходимости;

2) обстоятельство (времени, места, образа действия), при необходимости;

3) подлежащее;

4) сказуемое;

5) дополнение;

6) обстоятельство, при необходимости.

В соответствии с ГОСТ 2.105 в тексте не допускается:

· применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

· сокращать обозначения физических величин, если они употребляются без чисел, за исключением физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

· употреблять математические знаки и знаки «№» (номер), «%» (процент) без числовых значений. Также вместо знаков « Требования к оформлению работ. Методическая инструкция - student2.ru », « Требования к оформлению работ. Методическая инструкция - student2.ru », « Требования к оформлению работ. Методическая инструкция - student2.ru », « Требования к оформлению работ. Методическая инструкция - student2.ru », «№», «%» следует писать «меньше», «не менее», «не равно», «приблизительно», «номер», «процент»;

· применять аббревиатуры «ГОСТ, ТУ, СТО и другие» без регистрационного номера документа.

Аббревиатуры типа «РФ», «ГОСТ», «ФГОС», «ГУЗ» и т.п. пишутся заглавными буквами и не склоняются. Напротив, аббревиатуры типа «вуз», «загс», «завлаб» и т.п. пишутся строчными буквами и склоняются [7].

Ссылка на нормативный документ в тексте работы оформляется без указания года и наименования (например, «… наименование, обозначение, определение и правила применения единиц физических величин в соответствии с ГОСТ 8.417.»). Проверку нормативных документов на актуальность можно сделать по сайтам: www.gost.ru [8], www.vniiki.ru [9].

Имена собственные приводят в тексте на языке оригинала. Допускается их транслитировать в переводе на русский язык. При этом в списке сокращений и обозначений необходимо привести их оригинальное написание.

Содержание структурных элементов документа

Общие требования к содержанию структурных элементов

«Титульный лист». Титульный лист является первой страницей документа и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Формы титульных листов приведены в приложении А.

При подписях на титульном листе указывается дата подписания. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30 и ГОСТ 7.32 дата оформляется арабскими цифрами в последовательности: день месяца (двумя цифрами), месяц (двумя цифрами), год (четырьмя цифрами) (например: 07.12.2012.), допускается словесно-цифровой способ ( например: 7 декабря 2012 г.).

«Задание». Задание на выполнение работ (курсовой, реферата, эссе, отчёта по практике, дипломной работы/ проекта) подписывается руководителем и студентом. Один экземпляр выдается студенту, другой остается на кафедре. В задании указываются:

v тема работы;

v краткая аннотация задания (для курсовой и дипломных работ/ проекта);

v дополнительные требования по выполнению, оформлению работы;

v сроки сдачи и защиты работы.

Задание на дипломную работу/ проект подписывается научным руководителем и дипломником, утверждается на заседании кафедры.

Образцы заданий приведены в Приложении Б.

«Наименование».Наименование должно кратко и точно отражать описываемую работу.

Наименование записывается в именительном падеже. Пример – наименование настоящего документа.

В наименовании не допускается использование нерасшифрованных сокращений слов (аббревиатур) или словосочетаний, (кроме общепринятых стандартизованных обозначений видов, типов, марок), а также римские цифры, математические знаки, греческие буквы.

«Реферат».Реферат в соответствии с ГОСТ 7.32, в качестве элемента отчёта о НИР, выполняет следующие функции:

· даёт возможность установить основное содержание документа, определить его смысловое соответствие теме и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

· представляет информацию о документе для использования в информационных поисковых системах.

Реферат содержит следующую информацию:

· объём документа (количество страниц, таблиц, иллюстраций, источников, приложений);

· ключевые слова по теме работы;

· объекты работы;

· цель работы;

· используемые методы;

· полученные основные результаты;

· область применения;

· дополнительная информация при необходимости (место выполнения работы, ссылки на ранее опубликованные работы).

Реферат как самостоятельная работа, так же как и эссе, оформляется аналогично курсовой работе в виде отчёта.

«Введение». Если типом работы предусмотрено введение, то в нём раскрывается актуальность избранной темы, сфера деятельности, определяется цель и задачи работы. Также кратко описываются использованные методы и средства, содержание каждой главы. Для дипломной работы объём введения оставляет1 - 2 листа формата А4.

«Содержание». Содержание включает порядковые номера и наименования разделов (при необходимости - подразделов), приложения с указанием их обозначений и заголовков. Обычно этот элемент входит в состав документа, если число листов его превышает 10.

Содержание к работе размещается, начиная с новой страницы. Слово «Содержание» записывается посередине строки с прописной буквы.

Содержание включает «Введение», «Определения, обозначения и сокращения», наименование всех разделов, подразделов и пунктов (при, необходимости, если они имеют наименование), а также «Заключение», «Список используемых источников» и «Приложение». В оглавлении, против каждого названия отдельной части работы, в правой стороне листа в одну колонку, проставляется номер страницы, с которой начинается данная часть работы. Текст работы располагается в точном соответствии с оглавлением. Содержание удобнее всего оформляется в виде таблицы с линиями белого цвета. Примером оформления содержания работы является структурный элемент «Содержание» этого документа.

«Определения, обозначения и сокращения». В этом разделе приводятся термины и определения, используемые в работе. Стандартизованные термины и определения используются с обязательной ссылкой на соответствующий нормативный документ. При отсутствии терминов в нормативных документах внешнего происхождения, допускается использование терминов, разработанных и применяемых в университете. Термины, а также перечень обозначений и сокращений, используемых в документе, приводятся в алфавитном порядке. Перечень располагается в виде столбца. Слева приводятся сокращения, обозначения, единицы физических величин, справа – их расшифровка.

«Основная часть». В основной части представляется содержание темы самостоятельной работы. Эту часть рекомендуется разделить на главы, раскрывающие различные аспекты анализируемой проблемы (см. таблицу 2). Объем каждой главы варьируется в пределах 10-15 страниц, в зависимости от объема материала. Объём основной части для дипломных работ 50 – 60 страниц, для диссертаций 90 – 100 страниц. По гуманитарным и общественным наукам объём работы может быть увеличен на 1/5 – 1/3.

«Заключение». В Заключении кратко описывается проделанная работа по главным позициям, делаются основные выводы, рекомендации (при необходимости).

Объём заключения должен составлять 1 - 3 страницы.

«Список использованных источников». В нём в соответствии с ГОСТ 7.1 приводится перечень документов, на которые сделаны ссылки при изложении документа. Номера ссылок на документы оформляются арабскими цифрами в квадратных скобках в порядке упоминания в тексте. В списке должен содержаться перечень: источников по изучаемым в работе проблемам; официальных нормативных актов; специальных, периодических, методических, статистических и других материалов. Список позволяет подтвердить достоверность приводимой в работе информации по её источникам, показать глубину и охват изучения проблемы, продемонстрировать эрудицию и уровень компетентности автора.

Список по печатным изданиям и электронным ресурсам оформляется с соблюдением требований ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.11, ГОСТ 7.12, ГОСТ 7.82.

Объём библиографического списка должен зависит от вида работы. Так, для КНИРС список должен содержать около 15 наименований, в дипломной работе – около 40.

Примеры оформления ссылок приведены в приложении В.

«Приложения». В них приводятся, при необходимости, все необходимые материалы, дополняющие, поясняющие работу. Часто в приложения помещают методические и иллюстративные материалы (большие таблицы, рисунки, схемы, графики, расчёты. протоколы испытаний, описания средств измерения и испытаний).

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

Приложения обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность. Если в стандарте одно приложение, то оно обозначается «Приложение А».

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине строки слова "Приложение" и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово "обязательное", а для информационного - "рекомендуемое" или "справочное". Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой. Заголовок выделяют шрифтом и делают пропуск по одному интервалу до него и после.

Если приложение состоит из нескольких разделов, то их необходимо обозначать «Приложение А.1, Приложение А.2» и так далее, каждое со своим подзаголовком.

Приложения должны иметь общую с остальной частью стандарта сквозную нумерацию страниц.

Ответственность

Ответственность за организацию обучения преподавателей/ руководителей/ рецензентов требованиям настоящей инструкции несёт заведующий соответствующей кафедрой университета.

Ответственность за организацию обучения студентов требованиям настоящей инструкции несут преподаватели/ научные руководители/ научные консультанты соответствующих кафедр университета.

Ответственность за организацию подготовки и контроль выполнения работ студентов несут преподаватели и должностные лица соответствующих кафедр и деканатов университета.

Студенты несут ответственность за соблюдение в своих работах установленных к ним требованиям, а также за своевременное и доброкачественное выполнение соответствующих работ.

Преподаватели и руководители/ рецензенты работ несут ответственность за проверку соответствия работ студентов установленным требованиям и их оценку.

Ответственность за обеспечение подразделений университета необходимым тиражом настоящей методической инструкции, а также её своевременную актуализацию несут руководители ОУКО и УМУ.

Наши рекомендации