Понятие науки и предмета научного исследования

I.Учебные цели

1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

2. Подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области международного сотрудничества в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы: 1. Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет. 2. Функции теории государства и права. 3. Методология теории государства и права. 4. Система теории государства и права.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                  

III. Литература

Основная

1.Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 3-изд., перераб. и доп.М.: ЭКСМО, 2008 .

2.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е перераб. и доп. М.: Проспект, 2007.

3.Ромашов Р.А. Теория государства и права: тематический словарь. СПб.: Фонд «Университет», 2005 .

4.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интерстиль: М: Омега - Л, 2006.

Дополнительная

1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. СПб.: Питер. 2003.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Новый Юрист. 1998.

3. Григонис Э.П. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. СПб.: МИЭП. 2004.

4.Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»».1999.

5. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: учебник. Барнаул: «Алтайский полиграфический комбинат». 2007.

6. Теория государства и права: лекции / И.В. Упоров, О.В. Старков, Л.П. Рассказов. М.: Экзамен. 2007.

Нормативные правовые акты

Федеральные конституционные законы

Международные нормативные правовые акты

Федеральные законы

Законы

IV. Учебно-материальное обеспечение

1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

3. Слайды.

V. Текст лекции

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему №1 «Теория государства и права как наука: предмет, методология, система»

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет.

2. Функции теории государства и права.

3. Методология теории государства и права. 4. Система теории государства и права.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

Учебные вопросы

Вопрос 1.Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет.

Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабаьываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения и предмете познания.

Теория – это система понятий, в которых научно отражены природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.

Теория государства и права – базовая общеюридическая наука, фундаментальная учебная дисциплина, которая вводит в мир понятий о государстве и праве, закладывает основы юридического мышления и мировоззрения.

Значение теории государства и права состоит в том, что:

1) ТГП формулирует свои выводы и рекомендации для отраслевых дисциплин;

2) ТГП дает студенту общетеоретические знания, необходимые как для изучения других юридических дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности юриста-практика;

3) из всех юридических наук общая теория государства и права наиболее тесно связана с мировоззрением юристов.

Вопросы права для юристов имеют, прежде всего, профессиональное значение, так как с правом связана их профессиональная деятельность. Юристам для решения чисто практических вопросов, а также для изучения отраслевых юридических наук предварительно нужно иметь четкие представления об общих юридических понятиях.

Хотя юридическая наука возникла и долго развивалась преимущественно как прикладная область знаний для обслуживания юридической практики, в ней постепенно формируется теория права как наука, изучающая закономерности функционирования и развития права и государства.

Теория государства и права – одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе юридических вузов.

При изучении курса теории государства и права курсанты, как правило, сталкиваются с определенными трудностями, в частности:

- дисциплина содержит общие понятия, конструкции, выработанные юридической наукой в целом на основе обобщения обширного теоретического и фактического материала, который еще не знаком студентам

- абстрактные категории, отражающие различные стороны государственно-правовой действительности

Теория государства и права уже в течение ряда десятилетий является одним из ведущих курсов, изучаемых студентами по специальности «Юриспруденция». Зна­чимость вопросов, изучаемых в рамках этого курса, прежде всего, в том, что их изучение позволяет студенту не просто приоткрыть, а действительно открыть окно в мир знаний о государстве и праве.

Знание же их особенно важно на нынешнем во многом пере­ломном этапе истории России, да и всего постсоветского про­странства, чтобы понимать основные каноны государственно-правовой сферы жизни общества (и международного сообщества), видеть мотивы и интересы различных борющихся социальных сил. Много веков назад Гай Саллюстий Крисп, описывая Рим пе­риода кризиса республики, писал, что «всякий, кто приводил го­сударство в смятение, выступал под честным предлогом: одни якобы охраняли права народа, другие поднимали как могли выше значение сената – и все, крича об общей пользе, сражались только за собственное влияние».

Государство и право – те общественные явления, которые кладут предел борьбе различных сил. В этом их большая социаль­ная ценность, осознаваемая, впрочем, не всегда, не всеми и, ко­нечно же, не сразу. Наверное, был прав Н. Бердяев, заметивший, что государство (а это применимо и к праву) «существует не для создания на земле рая, а для того, чтобы не дать ей превратиться в ад».

Между тем, сегодня наука «Теория государства и права» пе­реживает непростые времена. Серьезные изменения, произошед­шие в мире и в нашей стране, оказали большое воздействие на нее. Возникла необходимость переосмысления многих, казалось бы, устоявшихся представлений о государстве и праве.

Изменения коснулись не только периферийных, второстепенных, но и самых фундаментальных вопросов: предмета и методо­логии науки, происхождения и эволюции государства и права, их типологии и роли в современном взаимосвязанном, взаимозави­симом, во многом целостном мире и др. Сегодня, как никогда ра­нее, становится очевидным, что «Теория государства и права» – это одновременно теория «государственно-правовой истории» и теория «государственно-правовой географии». То есть это теория государства и права как «во времени», так и «в пространстве». Все это в той или иной мере находит выражение и в новейших учеб­ных курсах.

Современный юрист – это профессионал, работающий в са­мых различных сферах: в коммерческих и некоммерческих орга­низациях, в органах государственной власти, правоохранительной системе и т.д. Ему постоянно приходится сталкиваться со многи­ми сложными государственно-правовыми вопросами как внутри-российскими, так и международными.

Изначально следует стремиться к формированию широкой правовой культуры, позволяющей адекватно осмысливать все современное мировое государственно-правовое пространство. А сами проблемы госу­дарства и права в их реальном социальном контексте общества и международного сообщества.

В оптимизации процесса обучения теорию государства и права следует рассматривать в двух аспектах:

– в качестве науки;

– в качестве учебной дисциплины.

Понятие науки и предмета научного исследования

В познании окружающего мира особое место занимает наука, представляющая собой одну из сфер человеческой деятельности.

Наука – это теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества закономерностях их возникновения и развития. Ее функция – выработка и теоретическая систематизация объективных данных.

Любая наука или учебная дисциплина, претендующая на самостоятельность, должна иметь свои собственные предмет и метод исследования, а также объект исследования.

Объект и предмет исследования тесно соотносятся между собой, но не совпадают.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода.

По мнению Владика Сумбатовича Нерсесянца, в весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки – это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет – это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания.

Наши рекомендации