Понятие науки и предмета научного исследования
I.Учебные цели
1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
2. Подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области международного сотрудничества в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет. 2. Функции теории государства и права. 3. Методология теории государства и права. 4. Система теории государства и права. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Литература
Основная
1.Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 3-изд., перераб. и доп.М.: ЭКСМО, 2008 .
2.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е перераб. и доп. М.: Проспект, 2007.
3.Ромашов Р.А. Теория государства и права: тематический словарь. СПб.: Фонд «Университет», 2005 .
4.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интерстиль: М: Омега - Л, 2006.
Дополнительная
1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. СПб.: Питер. 2003.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Новый Юрист. 1998.
3. Григонис Э.П. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. СПб.: МИЭП. 2004.
4.Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»».1999.
5. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: учебник. Барнаул: «Алтайский полиграфический комбинат». 2007.
6. Теория государства и права: лекции / И.В. Упоров, О.В. Старков, Л.П. Рассказов. М.: Экзамен. 2007.
Нормативные правовые акты
Федеральные конституционные законы
Международные нормативные правовые акты
Федеральные законы
Законы
IV. Учебно-материальное обеспечение
1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
3. Слайды.
V. Текст лекции
Вводная часть
Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему №1 «Теория государства и права как наука: предмет, методология, система»
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет.
2. Функции теории государства и права.
3. Методология теории государства и права. 4. Система теории государства и права. |
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
Учебные вопросы
Вопрос 1.Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет.
Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабаьываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения и предмете познания.
Теория – это система понятий, в которых научно отражены природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.
Теория государства и права – базовая общеюридическая наука, фундаментальная учебная дисциплина, которая вводит в мир понятий о государстве и праве, закладывает основы юридического мышления и мировоззрения.
Значение теории государства и права состоит в том, что:
1) ТГП формулирует свои выводы и рекомендации для отраслевых дисциплин;
2) ТГП дает студенту общетеоретические знания, необходимые как для изучения других юридических дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности юриста-практика;
3) из всех юридических наук общая теория государства и права наиболее тесно связана с мировоззрением юристов.
Вопросы права для юристов имеют, прежде всего, профессиональное значение, так как с правом связана их профессиональная деятельность. Юристам для решения чисто практических вопросов, а также для изучения отраслевых юридических наук предварительно нужно иметь четкие представления об общих юридических понятиях.
Хотя юридическая наука возникла и долго развивалась преимущественно как прикладная область знаний для обслуживания юридической практики, в ней постепенно формируется теория права как наука, изучающая закономерности функционирования и развития права и государства.
Теория государства и права – одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе юридических вузов.
При изучении курса теории государства и права курсанты, как правило, сталкиваются с определенными трудностями, в частности:
- дисциплина содержит общие понятия, конструкции, выработанные юридической наукой в целом на основе обобщения обширного теоретического и фактического материала, который еще не знаком студентам
- абстрактные категории, отражающие различные стороны государственно-правовой действительности
Теория государства и права уже в течение ряда десятилетий является одним из ведущих курсов, изучаемых студентами по специальности «Юриспруденция». Значимость вопросов, изучаемых в рамках этого курса, прежде всего, в том, что их изучение позволяет студенту не просто приоткрыть, а действительно открыть окно в мир знаний о государстве и праве.
Знание же их особенно важно на нынешнем во многом переломном этапе истории России, да и всего постсоветского пространства, чтобы понимать основные каноны государственно-правовой сферы жизни общества (и международного сообщества), видеть мотивы и интересы различных борющихся социальных сил. Много веков назад Гай Саллюстий Крисп, описывая Рим периода кризиса республики, писал, что «всякий, кто приводил государство в смятение, выступал под честным предлогом: одни якобы охраняли права народа, другие поднимали как могли выше значение сената – и все, крича об общей пользе, сражались только за собственное влияние».
Государство и право – те общественные явления, которые кладут предел борьбе различных сил. В этом их большая социальная ценность, осознаваемая, впрочем, не всегда, не всеми и, конечно же, не сразу. Наверное, был прав Н. Бердяев, заметивший, что государство (а это применимо и к праву) «существует не для создания на земле рая, а для того, чтобы не дать ей превратиться в ад».
Между тем, сегодня наука «Теория государства и права» переживает непростые времена. Серьезные изменения, произошедшие в мире и в нашей стране, оказали большое воздействие на нее. Возникла необходимость переосмысления многих, казалось бы, устоявшихся представлений о государстве и праве.
Изменения коснулись не только периферийных, второстепенных, но и самых фундаментальных вопросов: предмета и методологии науки, происхождения и эволюции государства и права, их типологии и роли в современном взаимосвязанном, взаимозависимом, во многом целостном мире и др. Сегодня, как никогда ранее, становится очевидным, что «Теория государства и права» – это одновременно теория «государственно-правовой истории» и теория «государственно-правовой географии». То есть это теория государства и права как «во времени», так и «в пространстве». Все это в той или иной мере находит выражение и в новейших учебных курсах.
Современный юрист – это профессионал, работающий в самых различных сферах: в коммерческих и некоммерческих организациях, в органах государственной власти, правоохранительной системе и т.д. Ему постоянно приходится сталкиваться со многими сложными государственно-правовыми вопросами как внутри-российскими, так и международными.
Изначально следует стремиться к формированию широкой правовой культуры, позволяющей адекватно осмысливать все современное мировое государственно-правовое пространство. А сами проблемы государства и права в их реальном социальном контексте общества и международного сообщества.
В оптимизации процесса обучения теорию государства и права следует рассматривать в двух аспектах:
– в качестве науки;
– в качестве учебной дисциплины.
Понятие науки и предмета научного исследования
В познании окружающего мира особое место занимает наука, представляющая собой одну из сфер человеческой деятельности.
Наука – это теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества закономерностях их возникновения и развития. Ее функция – выработка и теоретическая систематизация объективных данных.
Любая наука или учебная дисциплина, претендующая на самостоятельность, должна иметь свои собственные предмет и метод исследования, а также объект исследования.
Объект и предмет исследования тесно соотносятся между собой, но не совпадают.
Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода.
По мнению Владика Сумбатовича Нерсесянца, в весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки – это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет – это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания.