Определение объекта и предмета научного исследования

Определение объекта и предмета исследования является важным методологическим этапом всякой научной работы. Объект исследования – это собственно тот феномен или процесс, который демонстрирует наличие некоего противоречия или затруднения, порождая, таким образом, определенную проблемную ситуацию и в силу этого подлежа изучению. Предмет исследования – это наиболее значимые с точки зрения практических и теоретических нужд свойства, стороны либо особенности объекта, рассмотрение которых предполагает последующее разрешение изначальной проблемной ситуации.К примеру, если тема научной работы связана с исследованием последствий воздействия различных погодных условий на работу того или иного устройства, то объектом исследования здесь будут являться принципы функционирования этого устройства, а предметом – изменения в этих принципах, связанные с изменением внешней среды. Следовательно, в самом общем виде можно сказать, что объект исследования – это часть реальности, на которую направлена деятельность субъекта познания, а предмет – это те характеристики объекта, которые непосредственно участвуют в данном взаимодействии с субъектом. Именно поэтому исследования одного и того же объекта могут иметь разные предметы и принадлежать к разным научным направлениям. Например, демографические процессы в Омской области в определенный хронологический период можно изучать либо с точки зрения состояния здоровья населения (в рамках медицины), либо с точки зрения эффективности социальных программ (в рамках социологии). Конкретное научное исследование всегда осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Подобные планы могут быть условно поделены на разведывательные, аналитические и экспериментальные. Разведывательный план применяется в тех случаях, когда об объекте исследования нет ясных представлений и выдвижение рабочей гипотезы затруднено. Целью составления такого плана является уточнение темы исследования и формулировка принципов, на основании которых в дальнейшем можно было бы построить некоторую гипотезу. Аналитический план используется тогда, когда объект и предмет исследования уже более или менее однозначно выделены и некоторая (пусть приблизительная) гипотеза в отношении изучаемых феноменов уже сформулирована. Цель такого плана заключается в проверке этой гипотезы и в описании фактов, характеризующих объект исследования. Экспериментальный план включает в себя проведение определенного научного эксперимента и применяется в тех ситуациях, когда уже четко сформулированы и научная проблема, и объяснительная гипотеза. Целью такого плана выступает определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте. В процедурной части всякого плана обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с его целями, задачами и гипотезами.Основой реализации любого исследовательского плана является сопоставление выдвинутой рабочей гипотезы с опытными данными наблюдений.Критериями такого сопоставления могут быть минимальные, средние и максимальные отклонения экспериментальных результатов от данных, установленных расчетами на основе выявленных теоретических зависимостей. Однако наиболее достоверными следует считать критерии адекватности теоретических зависимостей экспериментальным.Результатом сопоставления гипотезы с опытными данными может явиться возникновение трех различных ситуаций.1) Устанавливается полное или достаточное совпадение рабочей гипотезы, теоретических предпосылок с результатами опыта. В этом случае полученный исследовательский материал группируют таким образом, чтобы из него вытекали основные положения разработанной ранее рабочей гипотезы, в результате чего последняя превращается в доказанное теоретическое положение, т. е. собственно в теорию.2) Экспериментальные данные оказываются лишь частично подтверждающими положения рабочей гипотезы и в той или иной ее части противоречат ей. В этом случае рабочую гипотезу изменяют и перерабатывают так, чтобы она наиболее полно соответствовала результатам эксперимента. Чаще всего производят дополнительные корректировочные эксперименты с целью подтвердить изменения рабочей гипотезы, после чего она также превращается в теорию.3) Рабочая гипотеза не подтверждается экспериментом. В этой ситуации ее критически анализируют и полностью пересматривают. Затем проводятся новые экспериментальные исследования с учетом новой рабочей гипотезы. Надо также понимать, что отрицательные результаты научной работы, как правило, не являются знаком полного поражения исследователя. Они во многих случаях помогают выработать правильные представления об объектах, явлениях и процессах, которые могут быть использованы в последующей научной деятельности.Таким образом, без грамотного и адекватного определения объекта и предмета изучения невозможно вести разговор о методологической целостности исследования в целом.



Наши рекомендации