Социальная и академическая мобильность студентов в самооценках

«Социальная мобильность» — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

В контексте изучаемой проблемы выделяется необходимость оценки и максимального использования имеющегося у студентов потенциала социальной мобильности, обеспечения условий для наиболее полной его реализации.

Термин «академическая мобильность» подразумевает деятельность, связанную с обучением, преподаванием и/или исследованием в иной стране, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала.

Мы обратились к исследованию понимания мобильности, самооценок и ее выражению современными студентами как важнейшему фактору становления их как мобильной личности.

Использованы следующие показатели: компетентность студентов в определении мобильности; успеваемость в вузе; самооценка мобильного потенциала студентов; оценка роли вуза в развитии мобильного потенциала студентов.

Возрастающий интерес к мобильности закономерен и оправдан. Успешно самореализоваться и чувствовать себя комфортно в современном обществе, одновременно способствуя обеспечению его устойчивого развития, смогут только люди, обладающие качеством личностной мобильности.

В этой связи подготовка личностно мобильных специалистов становится одной из главных целей образования. И вуз должен в первую очередь оказывать влияние на развитие мобильности у студентов.

Для начала разберемся каким должен быть мобильный человек по мнению студентов.

По результатам исследования сложился список качеств, которые, по мнению студентов, присущи мобильному человеку (мы разбили их по степени уменьшения значимости для студентов):

1. Способность к постоянному самосовершенствованию – 25%

2. Совмещение учебы в вузе и работы – 20%

3. Знание одного или нескольких иностранных языков – 20%

4. Возможность получения новой специальности в другой стране – 16%

5. Получение параллельно нескольких специальностей в России -15%

6. Возможность реализовать себя в научной работе одновременно с учебой – 14%

7. Получение социального статуса более высокого, чем у родителей – 14%

8. Параллельно с получением профессии реализация в культурном творчестве – 11%

9. Возможность получения дополнительного образования на курсах – 10%

10. Возможность участия в общественных организациях, волонтерских движениях – 8%

Итак, понимание понятия мобильности у студентов присутствует и многие из них могут применить этот термин к собственной личности, но с этим разберемся поподробнее.

Если говорить о том, что в наибольшей степени влияет на социальную мобильность молодого человека то ответы респондентов распределились следующим образом:

Социальная и академическая мобильность студентов в самооценках - student2.ru

Рис. Социальная мобильность

На социальную мобильность молодого человека, по мнению опрошенных, в большей степени влияют усилия самого молодого человека. Так считают 43% опрошенных. 38% из них считают, что на мобильность влияет воспитание, культурный потенциал и 34% считают, что мобильность развивается благодаря способностям и таланту человека. Также существенный процент студентов считает, что на развитие мобильности влияет состояние здоровья (17%) и социальные связи родителей (16%). Это свидетельствует о том, что, по мнению студентов, в основном в семье формируются все ценности и нормы человека, но и роль друзей и образования также играет немаловажную роль. Поэтому вуз должен больше концентрировать внимание на развитии мобильности студентов, причем не только профессиональной и академической, но и социальной и социокультурной.

Наши рекомендации