Раздел 4. Дисциплинарные методы исследования журналистики.
Программа дисциплины
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Направление подготовки
Журналистика
Профиль подготовки
КАКОЙ
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Автор_______________________
Рецензенты(ы)________________
Программа одобрена на заседании кафедры__________________
от__________года, протокол №________
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии__________________факультета
от__________года, протокол №___________
Набережные Челны – 2013
Цели освоения дисциплины
Курс «Методика исследования журналистики» входит в профессиональный цикл предметов базовой (общепрофессиональной) части журналистского образования. Курс ориентирован на формирование культуры научно-исследовательской деятельности студента. Цель дисциплины – освоение студентами общей технологии проведения научного исследования, а также основных исследовательских методов - теоретических, эмпирических, дисциплинарных – применительно к исследованию явлений журналистики.
К задачам курса относятся:
- освоение технологии проведения научного исследования;
- освоение студентами эмпирических методов исследования журналистики;
- освоение студентами теоретических методов исследования журналистики;
- освоение студентами дисциплинарных методов исследования журналистики.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Методика исследования журналистики» входит в состав профессионально-творческого модуля профессионального цикла ООП (раздел Б.3). Осваивается на третьем курсе (5 семестр). Курс основывается на знаниях, полученных в рамках дисциплины «Методика научной работы студента», и дополняет их.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: культура мышления; знание основ организации научного исследования в сфере журналистики; участие в коллективном анализе деятельности СМИ и анализ результатов собственной работы (профессиональная рефлексия); осуществление сбора, анализа предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта; работа с редакционной почтой (ее анализ) – по ФГОС ОК-4, ПК-38, ПК-44, ПК-47, ПК-52.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: специфику научного познания, особенности познания явлений журналистики, основные методы исследования журналистики и область их применения;
Уметь: применять различные методы в исследованиях аудитории, журналистского творчества, деятельности редакций, анализе самих изданий;
Владеть: навыками проведения научного исследования.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Социология журналистики»
Трудоемкость дисциплины «Методика исследования журналистики» составляет две зачетные единицы, 72 часа.
В структуре дисциплины могут быть выделены четыре раздела, каждый из которых содержит в себе ряд тем:
Раздел 1. Специфика научного познания.
Темы раздела:
- Наука как форма познания мира.
- Особенности научного познания.
- Проблема метода в истории научного познания.
- Классификация методов познания.
Раздел 2. Общенаучные методы эмпирического исследования.
Темы раздела:
- Общая характеристика методов эмпирического исследования.
- Метод наблюдения, его использование при исследовании журналистики.
- Метод сравнения, его использование при исследовании журналистики.
- Метод описания, его использование при исследовании журналистики.
- Метод эксперимента, его использование при исследовании журналистики.
- Метод измерения, его использование при исследовании журналистики.
Раздел 3. Общелогические и теоретические методы исследования.
Темы раздела:
- Общелогические методы, их применение при исследовании журналистики.
- Теоретические методы, их применение при исследовании журналистики.
Раздел 4. Дисциплинарные методы исследования журналистики.
Темы раздела:
- Программа социологического исследования.
- Социологические методы в исследовании журналистики.
- Журналистские методы в исследовании журналистики.
№ | Раздел (тема) дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в (часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | ||||||
Лекции | Семинарские (практические занятия) | ||||||
1. | Специфика научного познания Темы: - Наука как форма познания мира. - Особенности научного познания. - Проблема метода в истории научного познания. -Классификация методов познания. | ||||||
2. | Общенаучные методы эмпирического исследования Темы: - Общая характеристика методов эмпирического исследования. -Метод наблюдения, его использование при исследовании журналистики. - Метод сравнения, его использование при исследовании журналистики. - Метод описания, его использование при исследовании журналистики. -Метод эксперимента, его использование при исследовании журналистики. - Метод измерения, его использование при исследовании журналистики. | ||||||
3. | Общелогические и теоретические методы исследования - Общелогические методы, их применение при исследовании журналистики. - Теоретические методы, их применение при исследовании журналистики. | ||||||
4. | Дисциплинарные методы исследования журналистики. - Программа социологического исследования. - Социологические методы в исследовании журналистики. - Журналистские методы в исследовании журналистики. | ||||||
5. | ИТОГО: |
Форма итогового контроля: Курс «Методика исследования журналистики» завершается зачетом по материалу всех разделов.
5. Образовательные технологии.
Освоение дисциплины "Методика исследования журналистики" предполагает использование как традиционных (лекции и практические занятия), так и инновационных образовательных технологий с внедрением активных и интерактивных форм проведения занятий (реализация исследовательской работы в области сбора и анализа социологической информации по возможным проблемам деятельности СМИ, игровые симуляции отдельных видов редакционной деятельности в работе с социологической информацией).
Планы практических занятий
Практическое занятие №1.