Предмет социологии культуры

Предметом социологического изучения культуры может быть: во-первых, вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятые во взаимодействии с другими общественными системами; во-вторых, каждый из элементов социодинамики куль­туры, культурной коммуникации, взятый в соотношении с другими элементами культуры или в соотношении с другими системами общества,

Б первом случае исследуется: 1)роль и место культуры в жизни данного социума. Цель такого исследования — изучение культур­ного уровня тех или иных социально-демографических групп (на­селения города или деревни, населения регионов, профессиональ­ных групп и т. д.). Это наиболее трудоемкие и обширные по своему объему исследования. Действительно, исследователю пред­стоит дать анализ уровня развития всех видов материальной и духовной культуры, учитывая, что у каждого индивида развитие различных видов культуры происходит неравномерно в зависимо­сти от его склонностей И интересов, от специфики его профессио­нальной деятельности. Не случайно в западной социологической литературе распространены термины: «человек политический», «человек художественный» и т. д. Равномерного овладения всеми видами культуры не бывает, и противном случае мы бы имели дело с идеальным типом дилетанта. Поэтому, на наш взгляд, инге-гративный показатель культурного развития человека (или групп) весьма условен и относителен. В советской социологической лите­ратуре в качестве такого интегративного показателя нередко берет-

ся уровень общего образования (низшее, среднее, высшее). Однако тот показатель тоже весьма относителен, ибо, как известно, высо-кий уровень образования далеко не всегда гарантирует соответ­ствующий уровень культуры. Во всяком случае, такой надежный интегративный показатель нам не известен; 2) уровень освоения того или иного вида культуры отдельной личностью, группой или социумом в целом; 3) методы социологического анализа отношения общества. его руководящих органов к культуре. Методы такого гшадиза различны, к ним относятся: а) анализ статистики ассигно­ваний на культуру в сравнении с затратами на другие социальные нужды (одномоментный или лучше в динамике): б) анализ затрат времени на культурную деятельность в общей структуре бюджета времени личности, группы или общества в целом; в) контент-ана-дпз материалов, связанных с культурой, в печати, в перезачах радио и телевидения, письмах и жалобах населения и т. д. Боль­шое значение имеет анализ официальных документов, затрагиваю­щих проблемы культуры.

Во втором случае можно говорить о трех основных аспектах исследования: 1) изучение внутреннего изаимодейстяия элементов культурной коммуникации. При таком подходе предметом изуче­ния окажется взаимодействие между производством, сохранением. распределением и потреблением культуры, причем предметом изу» чения может быть любой из этих элементов в соотношении с остальными (или любым из них). Распространены также исследо­вания взаимоотношений профессиональных или самодеятельных торцов культуры с потребителями' (например, «писатель — читатель», «идеолог — участники политических действий*. «артист — публика» и т. д.)- критикой, органами управления н т. д. Соот­ветственно.таким же предметом исследования может стать критик "ли потребитель культуры, т. е. любой участник культурной ком­муникации; 2) любой из перечисленных выше элементов культур­ой коммуникации может исследоваться i! соотношении с иными системами общества (экономической, политической, семейно-бьттовой, экологической, художественной н др.). На «стыках» этих "•пцественных систем возникают специфические предметы соцчо-тигиче.ского исследования культуры: производство, семья, быт. Досуг, воспитательная деятельность и т. д ; 3) наконец, возможны сравнителъные исследования степени освоения личностью, группой или обществом того или иного вида культуры, который в этом слу-чае и становится предметом исследования (например, нравствен-ная художественная и другие виды культуры).

Ог точного определения предмета социологии культуры во мно-гом зависят направление и характер исследований, применяемый социологом инструментарий. В современных исследованиях наших социологов основное внимание уделяется, к сожалению, не внут­ренним закономерностям самой культуры, а влиянию на нее. других общественных систем. При этом в тени остается относительная самостоятельность развития культуры, источнпкт-i ее самодвижения.^ Мы полагаем, что такой особой, имманентной для культуры зако-померностпо является ее диалогичность. Культура всегда диалог, обмен сущностными силами между группами и отдельными людь-.ми. В отношениях между коммуникатором и объектом (потребите­лем) культурiii последний hp пассивен: в процессе активного вос­приятия ценностей культуры он выступает субъектом творческом деятельности, оказывающим определенное влияние на коммуника­тора, им сам процесс духовного производства. Проще гопоря, творец культурных ценностей (кто бы он ни был -политик, этик, теолог. ученый, художник н т. д.) сознательно или бессознательно вынуж­ден учитывать реальные потребности социума, потребителей куль-туры. Субъект-объектное отношение фактически превращается здесь в субъект-субъектное. Например, ученик па уроке в шкотг или студент на лекции включается в культурную коммуникацию лишь i! том случае, сед к он перестает быть субъектом, .пассивно воспри­нимающим монолог учителя, лектора, вступает в активный диалог с ним. Практически это может выражаться в вопросах аудитории, потере или напряжении ее внимания, словом, в обратной еиязи. т? сигналах аудитории, которые чувствует любой опытный лгктор. Порочность системы преподавания п няшей школе (средней и выс­шей) как раз и состоит в монологичности обучения, в присущем авторитарно;": педагогике превращении учащегося в гпзостой пас­сивный «объект», что ведет к разрыву культурной коммуникации. потное интереса к учебе.

Я умышленно взял простейший случай непосредственной личной коммуникации (урок, беседа, лекция, митинг). Чаще всего ее уча­стники разделены впространстве и времени. Посредником между ними оказывается ценность культуры, тиражированная, сохранен­ная и распространенная социальными институтами культуры. Эти институты осутцестр/игют и отбор поступающих к потребителю про­изведений нч основе определенных содержательных, идеологиче­ских и коммерческих критериев.

Именно эту культурную коммуникацию б конкретных условиях .чанного социума, определенной социальной к культурной среды. и изучает социолог кулг-туры, причем под одним обязательным углом зрения: к-ж эта коммуникация влияет на развитие личности потребителей культуры и ее творцов (п народной, фольклорной культуре эти социальные роли совпадают)..

Долгое время любое социологическое исследование1, если оно связано с культурой, относилось у нас к социологии культуры, что совершенно неверно. Поэтому если социолог изучает структу­ры управления учреждениями культуры, то его исследования сле­дует отнести отнюдь не к социологии культуры, а к социологии управления, изучение структуры руководства в театре или в клу- l бе — к социологии организаций. Вообще, занимаясь учреждениями культуры (и ограничивая свое исследование только ими), социолог тем самым рассматривает лишь условия культурной дея­тельности, а не ее саму. Учреждения культуры, разумеется, всегда интересовали и будут интересовать социологию культуры, но лишь !<ак необходимый элемент культурной коммуникации.

Сложность анализа предмета культуры обусловлена и тем, чго культура выступает «вертикальным сечением» всех общественных систем, не включаясь полностью ни в одну из них. С этом смысле мы можем говорить о культуре производства, быта, экономиче­ской, политической, экологической, эстетической, нравственное, правовой, физической культуре и др. Существует столько видок культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.

При наличии общих закономерностей каждый из перечисленные видов культуры обладает своими специфическими закономерно­стями, учитывать которые должен любой социолог, занимающим­ся конкретными видами культуры. Таким образом, социология культуры включает в себя несколько относительно самостоятельных; научных дисциплин, которые могут быть объединены в три свя­занные друг с другом группы.

1. Группа социологических дисциплин, связанных преимуще­ственно с изучением материальной культуры; а) социология куль­туры материального производства; 6} социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры.

2. Группа социологических дисциплин, относящихся преиму­щественно к духовной культуре: а) социология образса-шия: б) со­циология науки: в) социология нравственной культуры: г) социо­логия религиозной культуры; д) социология художественной куль­туры.

3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к ду-хопной культуре, т, е, представляющих собой «вертикальное сече­ние» и материальной и духовной культуры: а) социология полити­ческой культуры; б) социология правовой культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры.

Разумеется, охватить все эти сферы не сможет ни один социо­лог, ибо для этого надо иметь специальные познания с каждом из видов культуры, что, по понятным причинам, невозможно. Поэто­му и мировой практике социология культуры ограничивается обыч­но только вторым из перечисленных выше «блоков», т. е. социоло­гией духовной культуры. При этом социолог чаще всего ограничи­вается каким-либо ее видом: социологией образования, науки, морали, религии, искусства. Более того, в современный период наблюдается и более узкая специализация. Скажем, в социологии искусства выделяются как особые научные дисциплины социология театра, чтения, кино, концертной деятельности, изобразительных искусств. В социологии образования выделяются социология сред-

ней школы, профессионально-технического образования. высшей школы. Можно предположить, что такая дифференциация социо­логических дисциплин со временем будет углубляться.

Сложность социологии культуры заключается, наконец, s тол, что квалифицированный социолог культуры должен хорошо знать и ряд смежных наук, а именно: историю данного вида кулыуры (морали, религии, искусства и т. д.); теорию (для социолога, изу­чающего образование, необходимо знание педагогики, для социоло-гa морали—этики, для социолога науки — философии науки, для социолога религии —теологии, для социолога искусства — искусство-ведения); специальные методики исследования данного вида куль-туры.

Наши рекомендации