Предмет социологии культуры
Предметом социологического изучения культуры может быть: во-первых, вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятые во взаимодействии с другими общественными системами; во-вторых, каждый из элементов социодинамики культуры, культурной коммуникации, взятый в соотношении с другими элементами культуры или в соотношении с другими системами общества,
Б первом случае исследуется: 1)роль и место культуры в жизни данного социума. Цель такого исследования — изучение культурного уровня тех или иных социально-демографических групп (населения города или деревни, населения регионов, профессиональных групп и т. д.). Это наиболее трудоемкие и обширные по своему объему исследования. Действительно, исследователю предстоит дать анализ уровня развития всех видов материальной и духовной культуры, учитывая, что у каждого индивида развитие различных видов культуры происходит неравномерно в зависимости от его склонностей И интересов, от специфики его профессиональной деятельности. Не случайно в западной социологической литературе распространены термины: «человек политический», «человек художественный» и т. д. Равномерного овладения всеми видами культуры не бывает, и противном случае мы бы имели дело с идеальным типом дилетанта. Поэтому, на наш взгляд, инге-гративный показатель культурного развития человека (или групп) весьма условен и относителен. В советской социологической литературе в качестве такого интегративного показателя нередко берет-
ся уровень общего образования (низшее, среднее, высшее). Однако тот показатель тоже весьма относителен, ибо, как известно, высо-кий уровень образования далеко не всегда гарантирует соответствующий уровень культуры. Во всяком случае, такой надежный интегративный показатель нам не известен; 2) уровень освоения того или иного вида культуры отдельной личностью, группой или социумом в целом; 3) методы социологического анализа отношения общества. его руководящих органов к культуре. Методы такого гшадиза различны, к ним относятся: а) анализ статистики ассигнований на культуру в сравнении с затратами на другие социальные нужды (одномоментный или лучше в динамике): б) анализ затрат времени на культурную деятельность в общей структуре бюджета времени личности, группы или общества в целом; в) контент-ана-дпз материалов, связанных с культурой, в печати, в перезачах радио и телевидения, письмах и жалобах населения и т. д. Большое значение имеет анализ официальных документов, затрагивающих проблемы культуры.
Во втором случае можно говорить о трех основных аспектах исследования: 1) изучение внутреннего изаимодейстяия элементов культурной коммуникации. При таком подходе предметом изучения окажется взаимодействие между производством, сохранением. распределением и потреблением культуры, причем предметом изу» чения может быть любой из этих элементов в соотношении с остальными (или любым из них). Распространены также исследования взаимоотношений профессиональных или самодеятельных торцов культуры с потребителями' (например, «писатель — читатель», «идеолог — участники политических действий*. «артист — публика» и т. д.)- критикой, органами управления н т. д. Соответственно.таким же предметом исследования может стать критик "ли потребитель культуры, т. е. любой участник культурной коммуникации; 2) любой из перечисленных выше элементов культурой коммуникации может исследоваться i! соотношении с иными системами общества (экономической, политической, семейно-бьттовой, экологической, художественной н др.). На «стыках» этих "•пцественных систем возникают специфические предметы соцчо-тигиче.ского исследования культуры: производство, семья, быт. Досуг, воспитательная деятельность и т. д ; 3) наконец, возможны сравнителъные исследования степени освоения личностью, группой или обществом того или иного вида культуры, который в этом слу-чае и становится предметом исследования (например, нравствен-ная художественная и другие виды культуры).
Ог точного определения предмета социологии культуры во мно-гом зависят направление и характер исследований, применяемый социологом инструментарий. В современных исследованиях наших социологов основное внимание уделяется, к сожалению, не внутренним закономерностям самой культуры, а влиянию на нее. других общественных систем. При этом в тени остается относительная самостоятельность развития культуры, источнпкт-i ее самодвижения.^ Мы полагаем, что такой особой, имманентной для культуры зако-померностпо является ее диалогичность. Культура всегда диалог, обмен сущностными силами между группами и отдельными людь-.ми. В отношениях между коммуникатором и объектом (потребителем) культурiii последний hp пассивен: в процессе активного восприятия ценностей культуры он выступает субъектом творческом деятельности, оказывающим определенное влияние на коммуникатора, им сам процесс духовного производства. Проще гопоря, творец культурных ценностей (кто бы он ни был -политик, этик, теолог. ученый, художник н т. д.) сознательно или бессознательно вынужден учитывать реальные потребности социума, потребителей куль-туры. Субъект-объектное отношение фактически превращается здесь в субъект-субъектное. Например, ученик па уроке в шкотг или студент на лекции включается в культурную коммуникацию лишь i! том случае, сед к он перестает быть субъектом, .пассивно воспринимающим монолог учителя, лектора, вступает в активный диалог с ним. Практически это может выражаться в вопросах аудитории, потере или напряжении ее внимания, словом, в обратной еиязи. т? сигналах аудитории, которые чувствует любой опытный лгктор. Порочность системы преподавания п няшей школе (средней и высшей) как раз и состоит в монологичности обучения, в присущем авторитарно;": педагогике превращении учащегося в гпзостой пассивный «объект», что ведет к разрыву культурной коммуникации. потное интереса к учебе.
Я умышленно взял простейший случай непосредственной личной коммуникации (урок, беседа, лекция, митинг). Чаще всего ее участники разделены впространстве и времени. Посредником между ними оказывается ценность культуры, тиражированная, сохраненная и распространенная социальными институтами культуры. Эти институты осутцестр/игют и отбор поступающих к потребителю произведений нч основе определенных содержательных, идеологических и коммерческих критериев.
Именно эту культурную коммуникацию б конкретных условиях .чанного социума, определенной социальной к культурной среды. и изучает социолог кулг-туры, причем под одним обязательным углом зрения: к-ж эта коммуникация влияет на развитие личности потребителей культуры и ее творцов (п народной, фольклорной культуре эти социальные роли совпадают)..
Долгое время любое социологическое исследование1, если оно связано с культурой, относилось у нас к социологии культуры, что совершенно неверно. Поэтому если социолог изучает структуры управления учреждениями культуры, то его исследования следует отнести отнюдь не к социологии культуры, а к социологии управления, изучение структуры руководства в театре или в клу- l бе — к социологии организаций. Вообще, занимаясь учреждениями культуры (и ограничивая свое исследование только ими), социолог тем самым рассматривает лишь условия культурной деятельности, а не ее саму. Учреждения культуры, разумеется, всегда интересовали и будут интересовать социологию культуры, но лишь !<ак необходимый элемент культурной коммуникации.
Сложность анализа предмета культуры обусловлена и тем, чго культура выступает «вертикальным сечением» всех общественных систем, не включаясь полностью ни в одну из них. С этом смысле мы можем говорить о культуре производства, быта, экономической, политической, экологической, эстетической, нравственное, правовой, физической культуре и др. Существует столько видок культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.
При наличии общих закономерностей каждый из перечисленные видов культуры обладает своими специфическими закономерностями, учитывать которые должен любой социолог, занимающимся конкретными видами культуры. Таким образом, социология культуры включает в себя несколько относительно самостоятельных; научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы.
1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры; а) социология культуры материального производства; 6} социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры.
2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образса-шия: б) социология науки: в) социология нравственной культуры: г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры.
3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к ду-хопной культуре, т, е, представляющих собой «вертикальное сечение» и материальной и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры.
Разумеется, охватить все эти сферы не сможет ни один социолог, ибо для этого надо иметь специальные познания с каждом из видов культуры, что, по понятным причинам, невозможно. Поэтому и мировой практике социология культуры ограничивается обычно только вторым из перечисленных выше «блоков», т. е. социологией духовной культуры. При этом социолог чаще всего ограничивается каким-либо ее видом: социологией образования, науки, морали, религии, искусства. Более того, в современный период наблюдается и более узкая специализация. Скажем, в социологии искусства выделяются как особые научные дисциплины социология театра, чтения, кино, концертной деятельности, изобразительных искусств. В социологии образования выделяются социология сред-
ней школы, профессионально-технического образования. высшей школы. Можно предположить, что такая дифференциация социологических дисциплин со временем будет углубляться.
Сложность социологии культуры заключается, наконец, s тол, что квалифицированный социолог культуры должен хорошо знать и ряд смежных наук, а именно: историю данного вида кулыуры (морали, религии, искусства и т. д.); теорию (для социолога, изучающего образование, необходимо знание педагогики, для социоло-гa морали—этики, для социолога науки — философии науки, для социолога религии —теологии, для социолога искусства — искусство-ведения); специальные методики исследования данного вида куль-туры.