Впечатления от школы на Соловках
Несколько месяцев назад я и другие участники школы узнали, что едем на летнюю школу, которая будет проходить на Соловках. Место до этого мне совсем незнакомое. И даже сейчас, после проведенной там недели я понимаю, что не знаю об истории Соловков, природе и прочих особенностях острова и наполовину. Потому что этот маленький остров содержит в себе такую огромную историю и столько всего удивительного, что только прожив там достаточно долгое время, пообщавшись с местными жителями и прочитав множество книг о Соловках можно хоть немного узнать о них. Однако, для нас было проведено множество экскурсий, поездок, походов по этому острову и не только.
Спасибо этой школе за выбор экскурсоводов, хотя их так, наверное, и не назовешь. Эти люди не просто экскурсоводы, они эксперты по Соловкам. Особенно запомнился день, когда мы поднимались на Секирную гору с Бродским Ю.А. и момент, когда он нас попросил подойти к вбитым в землю кирпичам, следующая фраза Юрия Аркадьевича: «на этом месте выстраивались заключенные С.Л.О.На для расстрела». В этот момент, наверное, каждый почувствовал себя не в своей тарелке. А посещение кладбища С.Л.О.Н. только усилили это ощущение.
Нужно сказать, что это не единственная экскурсия, где мы слышали о заключенных. Функцию тюрьмы, как оказалось, давно выполняет монастырь, который в своих стенах с давних времен принимает инакомыслящих и других заключенных. Также в стенах монастыря посетили трапезную, экспозицию печей и другие не менее значимые места для монастыря. По стоящему в стенах храма холоду поняли, что он здесь на века. После экскурсии по храму вышли на улицу, пока дослушивали своего экскурсовода Максима, кто-то пошёл за монастырским квасом и плюшками. Другие пошли в монастырскую лавку, а я наблюдала за местной кошкой, которая тут же при нас поймала в свои цепкие зубы и когти воробушка.
Храм, конечно, здесь уникальное место, мне, как и многим другим посетителям (нашим респондентам) очень бы хотелось посмотреть на его величие после его реконструкции в 2019 году. Был замечательный момент, когда мы пошли с другими участниками школы на Святое озеро. Во-первых, это не просто озеро, а святое, во-вторых, оно находится сразу за стенами монастыря, в третьих, пока мы купались и загорали шёл крестный ход вдоль стен монастыря. Ещё про местные особенности, которые добавляли «атмосферности» в нашу школу – местное молоко и творог, многие им были очень рады. Некоторые не переставая фотографировал самих коров и коз. После того как мы сами купили местного молочка, угостили им участника из университета Гумбольда, он пил парное молоко впервые и тоже решил взять парного молочка.
Ещё один из главных дней на школе – поход по тундре к морю, смотреть на соловецких китов – белух. Семь километров по тундре прошли незаметно, наверное, потому что мы останавливались возле каждого нового для нас кустика, веточки и слушали от нашего экскурсовода, ещё одного эксперта по Соловкам Татьяны Фокиной, про это растение и другие особенности этой тропы и в целом про особенности этого леса. Часто видели на своем пути «следы» лосей. Хотя нам сразу сказали, что шансы встретить лося стремятся к нулю, зато мы все-таки надеялись на встречу с белухами и, несмотря на ухудшающуюся погоду, наша встреча состоялась. Видели только спинки китов, но и это зрелище производило на всех восторг. Местные крачки были недовольны нашим появлением, и это понятно, т.к. мы проходили и видели их птенцов, даже успели их сфотографировать. Но мы уже были снабжены веточками, ручками и прочими возвышающимися над нами точками, в которые должны были бить крачки, если захотят напасть на нас.
Хотя организаторы летней школы подготовили для нас программу на все 8 дней, и каждый день мы действительно ходили в маленькое путешествие, у меня осталось ощущение, что видели мы слишком мало. Поэтому совет для следующих участников летней школы – не теряйте ни секунды на острове. В последний день побежали купаться в белом море, посмотрели на местные лабиринты и покатались на великах. Может быть такое позитивное впечатление от острова ещё и потому что все 8 дней на острове нас сопровождала хороша погода (за исключением 2х дней, когда погода по несколько раз в день стремительно менялась). По словам моих респондентов из Краснодара, погода в день их пребывания на острове не отличается от погоды в Краснодарском крае.
Наверное, здесь нужно упомянуть ещё и об образовательной составляющей нашей школы. Лекции во время школы были разнообразными и от этого ещё более интереснее. Отдельное спасибо тем лекторам, кто делал эти лекции ещё и интерактивными. Ограниченность лекций в аудиториях, возмещалась лекциями во время экскурсий и работой в проектных группах. Во всяком случае, работа в группе социологов «кипела», и это заметили многие другие участники, которые удивлялись нашим постоянным собраниям и достигнутым результатам. Спасибо всем участникам, а в особенности Ольге Руссовой и Екатерине Шишовой за рабочую атмосферу в группе, конструктивные дискуссии и споры. Да, и споры тоже были, а куда же без них, когда речь идет о диалоге и работе двух школ над одним проектом. В результате нашей работы было проведено исследование на тему «Соловки как туристическая дестинация: возможности, проблемы, перспективы».
Настоящие белые ночи на Соловках помогли продержаться нашей команде до 4х утра и все-таки доделать презентацию по результатам нашего опроса! Мне было очень приятно представлять результаты нашего исследования, а количество вопросов, которые, казалось не закончатся, говорят только о том, что исследование действительно заинтересовало участников школы. Надеюсь, в октябре мы совместно представим результаты нашего исследования и более того, надеюсь, что эта школа положила начало сотрудничеству двух школ. И, конечно, надеюсь, что наше исследование не закончилось, а продолжится ещё и в следующем году, благодаря уже новым участникам школы на Соловках.
P.S.: При завершающем опросе на корабле, пока шли до Рабочего поселка, многие респонденты начали нас уже остерегаться и наверняка думали, что мы секта, особенно, когда мы приступили к вручению друг другу памятных сувениров и обниматься. А начали мы это делать в очень важную для нас минуту – когда получили 375ую анкету (375 туристов – наша выборка). Гуляя по Кеми встретили своих респондентов… Они тоже были «рады» нас видеть.
Разрабатываем инструментарий
Поход на Секирную гору
Поход на Белужий мыс
Защита проектов (исследования)