Аннотация рабочей программы дисциплины
«Современные типы правопонимания»
Автор-составитель: Палеха Р.Р.
Цель изучения дисциплины | Учебная дисциплина «Современные типы правопонимания» является частью системы подготовки магистров в рамках программы «Юрист в сфере уголовного судопроизводства». Данный учебный курс выстраивается на фундаментальных теоретико-методологических основаниях общей теории права, способствует формированию у студентов поисковой методологической культуры восприятия многообразия подходов к пониманию сущности и социальной природы права. Цель изучения дисциплинызаключается в формировании у студентов всестороннего и объективного представления по основным проблемам современного правопонимания отечественной и зарубежной науки в контексте развития мировой гуманитарной мысли ХХI века. Освоение данного учебного курса создает основу для понимания права как сложноорганизованного многофакторного социального феномена, всестороннее рассмотрение которого возможно только через плюрализм современных типов правопонимания. |
Место дисциплины в структуре магистерской программы | Учебная дисциплина «Современные типы правопонимания» входит в общенаучный цикл (вариативную (профильную) часть) подготовки магистров «Юрист в сфере уголовного судопроизводства». Для изучения данного курса необходимо освоение содержания таких дисциплин, как: «Философия права», «История и методология юридической науки», «Современные проблемы юридической науки», «Сравнительное правоведение» и других. Базовыми дисциплинами для данного учебного курса являются такие учебные дисциплины, как «Общая теория права», «История политических и правовых учений», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», которые закладывают основы теоретико-методологического инструментария понимания права. |
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) | К результатам обучения по дисциплине «Современные типы правопонимания» предъявляются следующие компетентностные требования: Общекультурные компетенции – далее ОК: – осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); – использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). Профессиональные компетенции – далее ПК: · в правоохранительной деятельности: – готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); · в научно-исследовательской деятельности: – способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11). |
Содержание дисциплины (модуля) | Тема 1. Общетеоретические и методологические проблемы современного правопонимания. Тема 2. Эволюция научных концепций правопонимания. Тема 3. Юридический позитивизм: история и современность. Тема 4. Нормативистское направление правопонимания. Тема 5. Историческая школа права. Тема 6. Социологическая школа права. Тема 7. Психологическая школа права. Тема 8. Естественно-правовой тип правопонимания (юснатурализм). Тема 9. Философский тип правопонимания. Тема 10. Интегративные типы правопонимания. |
Структура дисциплины (модуля), виды учебной работы | Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Рабочей программой предусматриваются следующие виды учебной работы: лекции, консультации, семинары, практические занятия, научно-исследовательская работа. |
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины | В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:основы теоретико-методологического осмысления права и правовой реальности в целом;многообразие существующих подходов в отечественной и зарубежной науке по вопросу понимания права и его сущности;понятие и признаки позитивного права;понятие и признаки естественного права; доктринальные положения исторической, психологической, социологической школы права;материалистическое понимание права и его современную интерпретацию;плюрализм интегративных подходов к пониманию права. Уметь:интерпретировать нормы действующего законодательства с позиции различных типов правопонимания;представлять теоретический анализ различным правовым институтам и процессам с позиции современных типов правопонимания; осуществлять сопоставление различных типов понимания права, выявляя их доктринальные достоинства и недостатки;характеризовать сущность и социальную природу права с позиции современных типов правопонимания;предлагать способы совершенствования механизма правового регулирования на основе современных типов правопонимания. Владеть:доктринальными концепциями современных типов правопонимания;практическими навыками интерпретации норм действующего законодательства с позиции различных типов правопонимания. |
Технология поведения занятий | Используются следующие образовательные технологии: научная дискуссия (темы № 1 и №.2); круглый стол (темы № 3, 6, 10); тематическое тестирование (тема № 9). |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства | В процессе обучения используются учебники, учебные пособия, комментарии законодательства, судебная практика, статьи, справочно-поисковые системы «Консультант-плюс» и «Гарант», электронные справочники, энциклопедии. |
Формы текущего контроля успеваемости | проверка знаний и навыков студентов на семинарских и практических занятиях посредством устного опроса (групповой или индивидуальный, фронтальный экспресс-опрос группы), проверка рефератов, проведение контрольных работ, тестирование, собеседование. |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен |