Аннотация рабочей программы дисциплины

«коми язык»

1. Цель дисциплины:

достижение студентами элементарного уровня владения языком, необходимого для повседневного общения в жизни, а также на расширение общегуманитарного кругозора.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «коми язык» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла учебного плана ООП подготовки бакалавров по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление (профиль «?») и имеет статус обязательной дисциплины.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

ОК-10 Способность работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива
ОК-11 Владение одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

-Основные отличия коми языка от русского языка;

-Основные признаки морфологического типа коми языка;

-Место коми языка в системе финно-угорских языков

-Структуру коми языка;

-Основные словообразовательные модели в коми языке;

-Основные стили речи коми языка.

Уметь:

-использовать коми язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;

-Правильно произносить слова и словосочетания.

-Интонационно оформлять предложения и части текста.

-Вступать в общение с учетом ситуации.

-Общаться на разных уровнях: с одним собеседником или с группой собеседников.

-Поддержать общение (выслушать собеседника, реагировать на его высказывания при помощи невербальных средств: мимики, жестов и т.п.).

-Овладеть лексическим минимумом в объеме, предусмотренным программой.

-Пользоваться коми-русским и русско-коми словарем, другими справочными изданиями.

-Правильно употреблять падежные формы существительного.

-Правильно употреблять временные формы глагола.

-Владеть способами выражения отрицания.

-Понимать основное содержание небольших текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов, о значении которых можно догадаться с помощью зрительной, двигательной наглядности, лингвистической догадки.

-Понимать полностью небольшие сообщения, построенные на знакомом языковом материале.

-В условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на коми языке, понимать и реагировать на устные высказывания собеседника; приветствовать собеседника и прощаться с ним; поздравлять с праздником и выражать пожелания, реагировать на пожелания; задавать вопросы и отвечать на них.

-На элементарном уровне высказываться о себе, друге, членах семьи, о родном городе (селе) и т.д., выражая при этом свое отношение к предмету высказывания.

-Выразительно читать вслух.

-Отвечать на вопросы к тексту.

-Написать короткое поздравление кому-то (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и т.п.), выразить пожелание.

Владеть

-навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на коми языке;

-навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на комиязыке по проблемам экономики и бизнеса;

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет _4_ зачетных единиц (144 часа).

5. Семестры:1

6. Основные разделы дисциплины:

1 раздел. Введение.

Раздел 2. Ас йылысь.

Раздел 3. Кад.

Раздел 4. Менам семья.

Раздел 5. Организация рабочего дня.

Раздел 6. Менам ёртъяс.

Раздел 7. Дзоньвидзалун

Раздел 8. Гортын.

Раздел 9. Коми Республика.

Автор(ы):

К.ф.н., доц. М. С. Федина

ФИО, должность, ученое звание

Программа одобрена на заседании кафедры документоведения, архивоведения и прикладной лингвистики

от «___»_______________г., протокол №________

Зав. кафедрой

_______________

«___» ________________г.

Согласовано:

Специалист по УМР

___________________

«___» ________________г.

.

Приложение 1

ТЕСТ ПО КУРСУ «КОМИ ЯЗЫК»

(для самостоятельной проверки знаний)

1. В какую языковую семью входит коми язык?

А. индоевропейская

В. тюркская

С. финно-угорская

2. Какой язык не является родственным коми языку?

А. удмуртский

B. немецкий

C. финский

D. коми-пермяцкий

3. С чьим именем связано появление древнекоми письменности?

А. Стефан Пермский

B. И.А.Куратов

C. В.И.Лыткин

4. В отличие от русского языка в коми языке… (несколько правильных вариантов):

А. отсутствует категория рода существительных

В. существительное обозначает предмет

C. насчитывается 16 падежей

D. существительное имеет категорию лично-притяжательности

5. Специфичные звуки коми языка:

A. [ i ], [ э ]

B. [ ö ], [ дж ]

C. [ θ ], [ ü ]

6. В каких словах встречается звук [ д' ] (дь)? (возможны несколько вариантов)

A. дед

B. еджыд

C. шобдi

D. дадь

7. Какие аффрикаты имеются в коми языке?

A. дз, дж, тш

B. ст, тж, пр

C. сз, жд, шт

8. В переходит в Л …

A. в начале слова

B. перед гласными в середине слова

C. после звонких

9. Форма множественного числа какого слова образована неправильно?

A. книгаяс

B. челядьян

C. пызанъяс

10. Укажите правильный перевод словосочетания менам нимöй?

A. моё имя

B. твоё имя

C. его, её имя

11. Укажите правильный перевод: Ме муна школаö.

A. Я иду в школу.

B. Вы идёте в сторону школы.

C. Он вернулся из школы.

12. Укажите правильный перевод: Студенты учатся в университете.

A. Челядь ворсöны шегйысь.

B. Велöдысьяс уджалöны университетын.

C. Студентъяс велöдчöны университетын.

13. Укажите правильный перевод: Кофе юöны йöлöн да сахарöн.

A. Кофе пьют с молоком и сахаром.

B. Кофе варят утром.

C. Кофе пьют без молока и сахара.

14. Укажите подходящее прилагательное: Волга … Камаысь.

A. паськыдджык

B. паськыд

C. медся паськыд

15. Укажите правильный перевод: Ванялöн эм öти чой.

A. У Вани есть одна сестра.

B. У Вани есть сестра и брат.

C. Сестра есть у Вани.

16. Укажите правильный перевод: Москвасянь Сыктывкародз самолет лэбзьö 2 час.

A. От Сыктывкара до Москвы можно добраться за два дня.

B. Из Сыктывкара в Москву можно добраться на самолете.

C. От Москвы до Сыктывкара самолет летит два часа.

17. В каком примере прилагательное употреблено неправильно?

A. Югыд войясо ставыс тыдалö.

B. Сыктывкарын уличаяс сöстöмöсь.

C. Аудитория сöстöмöсь.

18. Укажите время: дас час дас вит минут.

A. 10.15

B. 21.45

C. 15.10

19. Укажите время: 21.45

A. кызь öти час да нелямын вит минут

B. кызь кык час да нелямын вит минут

C. кызь кык часöдз колис дас вит минут

20. Укажите подходящее по смыслу существительное: Коми Республикалöн … – Сыктывкар.

A. вузасянiн

B. юркар

C. канпас

21. Укажите подходящее по смыслу слово: Иван Куратов, Геннадий Юшков, Иван Торопов, Альберт Ванеев – коми …

A. гижысьяс

B. нимъяс

C. гижöны

22. Употребите подходящее по смыслу слово: … Коми Республикаын кутö ыджыд тöдчанлун.

A. вöр

B. велöдчанiн

C. кар

23. Укажите существительное в нужной падежной форме: Ми велöдчам Коми Республикаса Юралысь бердын КомиРеспубликаса веськодлöм да служба академия…

A. академиялöн

B. академияын

C. академиясянь

24. Найдите и укажите "лишнее" слово:

A. чöскыд

B. юмов

C. шоныд

D. курыд

25. Найдите и укажите "лишнее" слово:

A. зэра

B. зэртöм

C. тöла

D. сола

26. Укажите правильный перевод словосочетания: Глава Республики Коми

A. Коми Республикаса Юралысь

B. веськöдлö Коми Республикаöн

C. Коми Республикаса Юралысьöс вежысь

27. Укажите правильный перевод: Ми олам Коми Республикаса юркарын.

A. Вы живете в столице Республики Коми.

B. Мы живем в столице Республики Коми.

C. Он живет в столице Республики Коми.

28. Укажите глаголы первого прошедшего времени:

A. мунi, мунiн, мунiс, мунiм, мунiнныд, мунiсны

B. муна, мунан, мунö, мунам, мунанныд, мунöны

C. эг мун, эн мун, эз мун, эгö мунöй, энö мунöй, эз мунны

29. Укажите предложение с глаголом в форме второго прошедшего времени:

A. Войнас усис лым. (Ночью падал снег.)

B. Войнас усьöма лым. (Ночью, оказывается, выпал снег.)

C. Войнас лымъялöма. (Ночью, оказывается, падал снег.)

30. Укажите подходящее по смыслу окончание предложения: Быд мортлы медся донаыс…

A. из шом перйöм

B. гöльлун

C. олöм

Приложение 2

Контрольная работа

Контрольная работа является итоговой формой контроля за семестр, где проверяется степень освоения и закрепления, в том числе самостоятельного, студентами пройденного материала. Основной целью является проверка приобретенных коммуникативных навыков общения на коми языке, поэтому она состоит из нескольких частей: аудирование, письменные ответы на вопросы и несколько тестовых заданий на грамматические формы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Ним………………………………………..

Ов…………………………………………

Группа…………………………………….

1. Поставьте в форму множественного числа существительные:

борд………………………………………..

каньпи………………………………….

кыдз………………………………………

тшак………………………………………

керка……………………………………

коз……………………………………….

моль………………………………………

чой……………………………………….

2. Образуйте порядковые числительные от количественных:

2 ……………………………………………………………………………………………

342 ……………………………………………………………………………………………

2678 ……………………………………………………………………………………………

3. Переведите числительные на русский язык:

нелямын вит………………………………………………………………

кык сюрс öкмысöд…………………………………………………………………

дас сизим……………………………………………………………………………

кöкъямысдасöд…………………………………………………………………….

4. Образуйте сравнительную и превосходную степень от прилагательных:

мича ………………………………………………………………………………..

шань………………………………………………………………………………..

ыджыд………………………………………………………………………………

сöстöм……………………………………………………………………………

5. Проспрягайте глаголы в настоящем времени в утвердительном спряжении: серавны

  Ед. число   Множ. число
1 л.   1 л.  
2 л.   2 л.  
3 л.   3 л.  

Проспрягайте глагол в настоящем времени в отрицательном спряжении: петны

  Ед. число   Множ. число
1 л.   1 л.  
2 л.   2 л.  
3 л.   3 л.  

Проспрягайте глагол в первом прошедшем времени в положительном спряжении: уджавны

  Ед. число   Множ. число
1 л.   1 л.  
2 л.   2 л.  
3 л.   3 л.  

Проспрягайте глагол в первом прошедшем времени в отрицательном спряжении: гижны

  Ед. число   Множ. число
1 л.   1 л.  
2 л.   2 л.  
3 л.   3 л.  

6. Переведите на коми язык:

Наши Родители любят нас, а мы любим и уважаем их.

Позовите меня к телефону.

Я скоро вернусь, подождите меня немного.

Ночью падал снег, оказывается.

Поезд из Воркуты приходит в 15 часов.

7. Составьте текст на тему "Моя семья"

8.

Приложение 3

Вопросы к экзамену по дисциплине «КОМИ ЯЗЫК»:

Фонетические особенности коми языка

Система гласных в коми языке

Система согласных в коми языке

Ударение в коми языке.

Особенности грамматической системы коми языка

Грамматические особенности существительного в коми языке (в сопоставлении с русским языком)

Грамматические особенности прилагательного в коми языке (в сопоставлении с русским языком)

Грамматические особенности числительного в коми языке (в сопоставлении с русским языком)

Грамматические особенности местоимения в коми языке (в сопоставлении с русским языком)

Грамматические особенности глагола в коми языке (в сопоставлении с русским языком)

Время, лицо и число глагола в коми языке

Грамматические особенности наречия в коми языке (в сопоставлении с русским языком)

Грамматические особенности служебных частей речи в коми языке (в сопоставлении с русским языком)

Морфологический тип коми языка

Заимствования русские в коми языке

Словообразование в коми языке

Стили речи коми языка

Порядок слов в коми языке

Диалекты коми языка

История коми литературного языка

Место коми языка в системе финно-угорских языков

Приложение 4.

Наши рекомендации