Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Данная дисциплина (модуль) реализуется базовой части профессионального цикла программы бакалавриата.
Данная дисциплина (модуль) реализуется базовой части профессионального цикла программы бакалавриата.
Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7-8 семестрах.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетные единицы (ЗЕ), 288 академических часа.
3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины | Всего часов | |
для очной формы обучения | для заочной формы обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Семинары, практические занятия | ||
Практикумы | - | |
Лабораторные работы | - | |
в т. ч. в активной и интерактивной формах | ||
Внеаудиторная работа (всего): | ||
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: | - | |
Курсовое проектирование | - | |
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем | - | |
Творческая работа (эссе) | - | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации обучающегося (экзамен) | экзамен (36 час.) | экзамен (13 час.) |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Для очной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
лекц. | семин. | Срс | |||||
1. | Предмет социологии управления | 1-4 | Самостоятельные работы к семинару, опрос | ||||
2. | Социальные цели управления | 5-7 | Самостоятельные работы к семинару, письменный анализ статьи | ||||
3. | Принципы управления | 8-9 | Самостоятельные работы к семинару, опрос | ||||
4. | Система управления: ретроспектива и современное состояние в российском обществе. Виды управления. | 10-15 | Самостоятельные работы к семинару, дискуссия «Последствия социального управления» | ||||
5. | Решения. | 1-6 | Самостоятельные работы к семинару, «дерево решений» | ||||
6. | Управленческие кадры и отношения (социальные проблемы) | 7-13 | Самостоятельные работы к семинару, анализ конкретных ситуаций | ||||
Итого | Экзамен – 36 час. |
Для заочной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость(часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Предмет социологии управления | |||||
2. | Социальные цели управления | |||||
3. | Принципы управления | Самостоятельные работы к семинару, письменный анализ статьи | ||||
4. | Система управления: ретроспектива и современное состояние в российском обществе. Виды управления. | Самостоятельные работы к семинару, дискуссия «Последствия социального управления» | ||||
5. | Решения. | Самостоятельные работы к семинару, «дерево решений» | ||||
6. | Управленческие кадры и отношения (социальные проблемы) | Самостоятельные работы к семинару, анализ конкретных ситуаций | ||||
7. | Итого | Экзамен – 13 час. |
4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Предмет социологии управления | Специфика социологического познания управленческой реальности (явлений, процессов, институтов, технологий, отношений и т.д.). Различные трактовки предмета социологии управления в современной социологической науке. Социология управления как наука об управленческих отношениях в системе управления. Практические и теоретические ограничения данного понимания социологии управления. Более широкие трактовки предметной области социологии управления. Разграничения с предметом экономического менеджмента, общей теорией управления. Связь с социологией организацией и теориями политического управления. История становления и современное состояние социологии управления. Структура социологии управления. Управление как объект междисциплинарных научных исследований. Влияние кризиса общественных наук на развитие социологии управления. Роль новых научных парадигм в социологическом осмыслении проблем управления. Понятийный аппарат социологии управления. Генезис понятий «управление», «социальное управление», «научное управление», «политическое управление», «руководство», «самоуправление», «система управления», «управленческий персонал», «управленческие отношения» и т.д. | |
Социальные цели управления | Социальная реальность и состояние общественной жизни как источники целей управления. Роль прикладных исследований в выявлении объективно созревших и актуальных целей управления. Стратификационные критерии в определении иерархии целей и задач. Социальные различия в обществе и давлении дифференцированных интересов населения на субъектов управления. Необходимость учета общих и дифференцированных, актуальных и перспективных интересов населения и поселенческой, этнополитической и национальной специфики в управленческих процессах, в том числе и на этапе постановки и обоснования цели. | |
3. | Принципы управления | Социальное содержание принципов справедливости, гуманизма в управлении. Объективность и конкретность управления, его деловой характер. Принципы профессионализма, компетентности и открытости управления, их противоречия и возможности преодоления социальных напряжений и асоциального бюрократизма в управленческих организациях. Гласность и подконтрольность, доступность социальному контролю и экспертному сопровождению как условия эффективности управленческих принципов. Рациональность, эффективность и оптимальность управления, их соотношение и взаимодополнение. Обратная связь как управленческий принцип. Виды обратной связи: «мягкая» и «жесткая», открытая-скрытая, положительная и т. д. Обратная связь в механизме торможения управленческих действий, сопротивления им. Роль социального контроля и производственной демократии, опросов общественного мнения, приемов по личным вопросам, средств массовой информации, сетей Интернет в налаживании эффективной обратной связи. Реализация принципов в стиле управления. Социальные факторы, формирующие стиль управления. Отступление от принципов, ошибки в управлении: их объяснение, возможности оправдания. Социальный контекст реализации принципов. |
4. | Система управления: ретроспектива и современное состояние в российском обществе. Виды управления. | Понятие системы управления. Социальные основы системного взаимодействия на управленческих уровнях. Функции управления. Этапы управленческого цикла. Видовое разнообразие управления. Социологические критерии видовой спецификации управления. Институциализация управления. Государственное управление в системе управления. Виды управления на различных уровнях социальной организации. Оперативное и стратегическое управление. Отраслевое и территориальное управление. Региональное управление и местное самоуправление. Политическое и неполитическое управление, его субъекты и объекты. Научные основы управления. Роль программирования, прогнозирования и планирования в различных видах управления. Виды и сферы управления. Роль политической и экономической элиты, политического лидерства в социальном управлении обществом. Социальный контроль в системе управления. Управленческие циклы, их специфика. Социальные последствия управления. |
5. | Решения | Понятие решений. Специфика управленческих решений, их отличие от политических решений. Субъекты решения. Обоснование решений (социологическое, экономическое, правовое, техническое, эколого-валеологическое и т. д.). Социальная диагностика и решения. Социологическая экспертиза решений (выявление интересов и степени их отражения в решениях, определение риска и социальной тяжести решения, бремени его последствий для различных групп и категорий населения, учет необходимости социальной защиты поддержки населения в случаях осложнения ситуаций после решения, взвешивания тягот и выгод для населения от данного управленческого решения и т. д.). Возможности социологического сопровождения управленческих решений в регионе для оптимизации решения на стадиях его подготовки и осуществления, а также для урегулирования процессов взаимодействия управленческих структур с населением по поводу принимаемого решения. Социологические признаки решений: обоснованность, актуальность, ресурсная обеспеченность, информационная достаточность, адресность, четкая масштабность, непротиворечивость с ранее принятыми решениями по данному вопросу и т. д. Специфика управленческих технологий. Технологические циклы, их взаимосвязь. Возможности оптимизации управленческих процессов через их технологизацию. Современная материально – техническая база технологий в государственном управлении, в том числе – в регионе. Соотношение социальных и управленческих технологий. Социальное управление и власть: роль разнообразия во взаимосвязях и взаимодействиях, адаптационные и социокультурные механизмы и технологизация управленческих функций. Управленческие инновационные технологии. Внутриорганизационные инновации. Нетрадиционные методы управления в условиях социальных изменений.. |
6. | Управленческие кадры и отношения (социальные проблемы) | Типология управленческих стилей по социологическим критериям. Социальные факторы, формирующие стиль управления. Влияние имиджевых и индивидуально-личностных характеристик руководителя на формирование стиля управления. Реализация принципов управления в стиле в стиле управления. Социальный контроль и стиль управления. Статусно-должностная иерархия в управленческих отношениях. Отношения руководства-подчинения как социальное взаимодействие. Социальное управление и власть. Проблема компетентности управленческих кадров в определении возможностей соучастия населения в управлении. Социальная характеристика управленческих кадров. Источники пополнения кадров, их движение и деловая карьера. Обновление персонала и проблемы адаптации. Кадровые работники: карьера и репутация управленческих органов. Проблема «держателей кресел» – неэффективных работников с большой выслугой лет. Профессионализм и карьера. Имидж организации и репутация персонала. Выборный и невыборный управленческий персонал. Формальные управленческие отношения в ситуациях реорганизации кадров и перераспределения властных функций. Полномочия, ответственность и качество исполнения управленческих ролей. Проблема корпоративной солидаризации и бюрократизации управленческого персонала. Необходимость модернизации системы управленческих отношений и поиска новых форм и способов внешнего социального контроля в современном российском обществе. Дискуссии на этот счет в социальных науках и средствах массовой информации. |