Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Данная дисциплина (модуль) реализуется базовой части профессионального цикла программы бакалавриата.

Данная дисциплина (модуль) реализуется базовой части профессионального цикла программы бакалавриата.

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7-8 семестрах.

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетные единицы (ЗЕ), 288 академических часа.

3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

Объём дисциплины Всего часов
для очной формы обучения для заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)    
Аудиторная работа (всего):
в том числе:    
Лекции
Семинары, практические занятия
Практикумы -  
Лабораторные работы -  
в т. ч. в активной и интерактивной формах
Внеаудиторная работа (всего):    
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: -  
Курсовое проектирование -  
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем -  
Творческая работа (эссе) -  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
Вид промежуточной аттестации обучающегося (экзамен) экзамен (36 час.) экзамен (13 час.)

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

Для очной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
лекц. семин. Срс  
1. Предмет социологии управления 1-4 Самостоятельные работы к семинару, опрос
2. Социальные цели управления 5-7 Самостоятельные работы к семинару, письменный анализ статьи
3. Принципы управления 8-9 Самостоятельные работы к семинару, опрос
4. Система управления: ретроспектива и современное состояние в российском обществе. Виды управления. 10-15 Самостоятельные работы к семинару, дискуссия «Последствия социального управления»
5. Решения. 1-6 Самостоятельные работы к семинару, «дерево решений»
6. Управленческие кадры и отношения (социальные проблемы) 7-13 Самостоятельные работы к семинару, анализ конкретных ситуаций
Итого   Экзамен – 36 час.

Для заочной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость(часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Предмет социологии управления    
2. Социальные цели управления    
3. Принципы управления Самостоятельные работы к семинару, письменный анализ статьи
4. Система управления: ретроспектива и современное состояние в российском обществе. Виды управления. Самостоятельные работы к семинару, дискуссия «Последствия социального управления»
5. Решения. Самостоятельные работы к семинару, «дерево решений»
6. Управленческие кадры и отношения (социальные проблемы) Самостоятельные работы к семинару, анализ конкретных ситуаций
7. Итого Экзамен – 13 час.

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
  Предмет социологии управления Специфика социологического познания управленческой реальности (явлений, процессов, институтов, технологий, отношений и т.д.). Различные трактовки предмета социологии управления в современной социологической науке. Социология управления как наука об управленческих отношениях в системе управления. Практические и теоретические ограничения данного понимания социологии управления. Более широкие трактовки предметной области социологии управления. Разграничения с предметом экономического менеджмента, общей теорией управления. Связь с социологией организацией и теориями политического управления. История становления и современное состояние социологии управления. Структура социологии управления. Управление как объект междисциплинарных научных исследований. Влияние кризиса общественных наук на развитие социологии управления. Роль новых научных парадигм в социологическом осмыслении проблем управления. Понятийный аппарат социологии управления. Генезис понятий «управление», «социальное управление», «научное управление», «политическое управление», «руководство», «самоуправление», «система управления», «управленческий персонал», «управленческие отношения» и т.д.
Социальные цели управления Социальная реальность и состояние общественной жизни как источники целей управления. Роль прикладных исследований в выявлении объективно созревших и актуальных целей управления. Стратификационные критерии в определении иерархии целей и задач. Социальные различия в обществе и давлении дифференцированных интересов населения на субъектов управления. Необходимость учета общих и дифференцированных, актуальных и перспективных интересов населения и поселенческой, этнополитической и национальной специфики в управленческих процессах, в том числе и на этапе постановки и обоснования цели.
3. Принципы управления Социальное содержание принципов справедливости, гуманизма в управлении. Объективность и конкретность управления, его деловой характер. Принципы профессионализма, компетентности и открытости управления, их противоречия и возможности преодоления социальных напряжений и асоциального бюрократизма в управленческих организациях. Гласность и подконтрольность, доступность социальному контролю и экспертному сопровождению как условия эффективности управленческих принципов. Рациональность, эффективность и оптимальность управления, их соотношение и взаимодополнение. Обратная связь как управленческий принцип. Виды обратной связи: «мягкая» и «жесткая», открытая-скрытая, положительная и т. д. Обратная связь в механизме торможения управленческих действий, сопротивления им. Роль социального контроля и производственной демократии, опросов общественного мнения, приемов по личным вопросам, средств массовой информации, сетей Интернет в налаживании эффективной обратной связи. Реализация принципов в стиле управления. Социальные факторы, формирующие стиль управления. Отступление от принципов, ошибки в управлении: их объяснение, возможности оправдания. Социальный контекст реализации принципов.
4. Система управления: ретроспектива и современное состояние в российском обществе. Виды управления. Понятие системы управления. Социальные основы системного взаимодействия на управленческих уровнях. Функции управления. Этапы управленческого цикла. Видовое разнообразие управления. Социологические критерии видовой спецификации управления. Институциализация управления. Государственное управление в системе управления. Виды управления на различных уровнях социальной организации. Оперативное и стратегическое управление. Отраслевое и территориальное управление. Региональное управление и местное самоуправление. Политическое и неполитическое управление, его субъекты и объекты. Научные основы управления. Роль программирования, прогнозирования и планирования в различных видах управления. Виды и сферы управления. Роль политической и экономической элиты, политического лидерства в социальном управлении обществом. Социальный контроль в системе управления. Управленческие циклы, их специфика. Социальные последствия управления.
5. Решения Понятие решений. Специфика управленческих решений, их отличие от политических решений. Субъекты решения. Обоснование решений (социологическое, экономическое, правовое, техническое, эколого-валеологическое и т. д.). Социальная диагностика и решения. Социологическая экспертиза решений (выявление интересов и степени их отражения в решениях, определение риска и социальной тяжести решения, бремени его последствий для различных групп и категорий населения, учет необходимости социальной защиты поддержки населения в случаях осложнения ситуаций после решения, взвешивания тягот и выгод для населения от данного управленческого решения и т. д.). Возможности социологического сопровождения управленческих решений в регионе для оптимизации решения на стадиях его подготовки и осуществления, а также для урегулирования процессов взаимодействия управленческих структур с населением по поводу принимаемого решения. Социологические признаки решений: обоснованность, актуальность, ресурсная обеспеченность, информационная достаточность, адресность, четкая масштабность, непротиворечивость с ранее принятыми решениями по данному вопросу и т. д. Специфика управленческих технологий. Технологические циклы, их взаимосвязь. Возможности оптимизации управленческих процессов через их технологизацию. Современная материально – техническая база технологий в государственном управлении, в том числе – в регионе. Соотношение социальных и управленческих технологий. Социальное управление и власть: роль разнообразия во взаимосвязях и взаимодействиях, адаптационные и социокультурные механизмы и технологизация управленческих функций. Управленческие инновационные технологии. Внутриорганизационные инновации. Нетрадиционные методы управления в условиях социальных изменений..
6. Управленческие кадры и отношения (социальные проблемы) Типология управленческих стилей по социологическим критериям. Социальные факторы, формирующие стиль управления. Влияние имиджевых и индивидуально-личностных характеристик руководителя на формирование стиля управления. Реализация принципов управления в стиле в стиле управления. Социальный контроль и стиль управления. Статусно-должностная иерархия в управленческих отношениях. Отношения руководства-подчинения как социальное взаимодействие. Социальное управление и власть. Проблема компетентности управленческих кадров в определении возможностей соучастия населения в управлении. Социальная характеристика управленческих кадров. Источники пополнения кадров, их движение и деловая карьера. Обновление персонала и проблемы адаптации. Кадровые работники: карьера и репутация управленческих органов. Проблема «держателей кресел» – неэффективных работников с большой выслугой лет. Профессионализм и карьера. Имидж организации и репутация персонала. Выборный и невыборный управленческий персонал. Формальные управленческие отношения в ситуациях реорганизации кадров и перераспределения властных функций. Полномочия, ответственность и качество исполнения управленческих ролей. Проблема корпоративной солидаризации и бюрократизации управленческого персонала. Необходимость модернизации системы управленческих отношений и поиска новых форм и способов внешнего социального контроля в современном российском обществе. Дискуссии на этот счет в социальных науках и средствах массовой информации.

Наши рекомендации