Перечень тем лекционных занятий
ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ.
Перечень тем | Содержание | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1. Социология, её предмет и функции | Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной общественной науки. Огюст Конт – родоначальник социологии. Объект и предмет современной социологии. Многообразие теоретических подходов к определению предмета социологии. Структура и уровни социологического знания. Место и роль социологии в системе социогуманитарных наук. Основные функции социологии. Роль социологии в профессиональной подготовке инженеров. | 2 |
2. Методология и методика социологических исследований | Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования. Методология, методика, техника и процедура социологического исследования. Организация, структура и этапы социологического исследования. Виды социологических исследований. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование. Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент и др. Разовые и повторные исследования. Выборка в социологическом исследовании. Методы выборки и её репрезентативность. Методы обработки и анализа социологической информации. Программа социологического исследования – основной научно-методиче-ский документ организации и проведения социологического исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. | 4 |
3. Общество как социальная система | Понятие об обществе как системном образовании. Признаки общества как социальной системы. Социальная структура и её основные элементы. Основные характеристики конкретной социальной системы. Типология общества. Понятие социального института. Структура социальных институтов, их типология. Цели и задачи со- | 3 |
1 | 3 | |
циальных институтов. Анализ условий, необходимых для эффективного функционирования социальных институтов. Специфика функционирования социальных институтов в Республике Беларусь. Социальный статус и его разновидности. Неравенство как критерий стратификации. Социологические теории социальной стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование, престиж профессии. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Социальная мобильность: природа и типология. Социальная структура современного белорусского общества. Формирование среднего и «предпринимательского» класса в постсоветских обществах. | ||
4. Социология личности | Понятие личности. Человек как биосоциальная система. Особенности социологического подхода к исследованию личности. Основные концепции личности в современной социологической науке. Структура личности. Социальные типы личности. Социализация индивида как процесс становления личности. Этапы и механизмы социализации. Агенты социализации и их влияние на формирование личности. Десоциализация и ресоциализация. Личность и общество, их взаимодействие как центральное отношение социальной жизни. Понятие социальной деятельности. Механизм социальной деятельности личности. Ценностные ориентации как связующее звено между личностью и обществом, их основные типы. Социальные роли личности. Понятие социальной нормы. Девиантное поведение. Социальный контроль как механизм социальной регуляции. Социальные санкции и их типология. | 3 |
5. Общество и культура | Определение понятия «культура». Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования. Особенности социологического анализа культуры. Культурные парадигмы и их содержание. Структура культуры. Культура как система норм. Социальные нормы и их разновидности: привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, церемонии, ритуалы, нравы, законы, вкусы, увлечения, мода, ценности, верования, знания, мифы. Формы и разновидности культур. Социальные функции культуры. Социокультурные ориентации в современном белорусском обществе. Социальная сущность труда. Специфика социологического | 2 |
1 | 3 | |
6. Социология труда | подхода к изучению труда. Предметная область, структура, функции и основные категории социологии труда. Основные школы и направления в социологии труда: история и современность. Профессия как социальный феномен. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор. Классификация профессий. Особенности инженерного труда. Социальный статус инженера и его функции. Отношение к труду: типы проявления и факторы формирования. Механизм регулирования трудового поведения. Роль и задачи социологии в процессе оптимизации социально-трудовых отношений. Новые формы организации труда в условиях экономической реформы. | 2 |
Итого: | 16 |