Социологические методы изучения сферы образования.
Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных источников социальной информации, используемой для управления этой сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и прикладную функции социологии образования.
Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:
· официальных: указы и постановления правительства, директивные и плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения, планы работы, материалы печати, личностные документы;
· неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
· специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.
Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:
· традиционный
· качественно-количественный (контент-анализ).
Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.
Анализом документов социологические исследования в сфере образования только начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание других методов исследования.
Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:
· систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
· простое, носящее эпизодический, случайный характер;
· включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
· не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;
· кратковременное, в течение 1-2 часов;
· длительное, в течение ряда лет.
Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом опроса.
ОПРОС - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.
АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику. Этот метод дает возможность уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов, улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его субъективное влияние.
Одним из современных видов метода интервью являются ФОКУСИРОВАННЫЕ ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы, "мозговые атаки", деловые игры.
Иногда используются психологические методы: ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру внутри коллективных связей и отношений, но не дает материала для их причинного объяснения.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для проверки действенности внедряемых форм и методов образования, апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов.
Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.