Г. Методы изучения личностных особенностей и сферы общения

Наиболее распространенные методы изучения личностных особенно­стей и сферы общения - это проективные тесты и личностные опросники (анкеты). Как правило, для исследования детей и подростков проективные методы оказываются более удобными, чем опросники и анкеты, большинст­во из которых рассчитаны на взрослых. Если жалобы клиента или результаты выполнения тестов "Рисунок человека" и "Пиктограмма" заставляют подоз­ревать наличие личностных и/или эмоциональных проблем, то можно реко­мендовать использование тестов "Несуществующее животное", ''Дом — де­рево - человек" и "Красивый рисунок". Для направленной диагностики сфе­ры общения удобны тесты "Рисунок семьи", "Семья животных" и "Два дома". Для теста "Красивый рисунок" нужны цветные карандаши, а для ос­тальных перечисленных тестов - только бумага, простой карандаш и резинка.

Как не существует методик, выявляющих уровень умственного разви­тия в отрыве от личностных особенностей, так не существует и методик, вы­являющих личностные особенности и вовсе не чувствительных к уровню умственного развития. Поэтому, как и ранее, следует учитывать условность названия данного подраздела.

Несуществующее животное. Эта методика, разработанная М.З.Дукаревич. проста в проведении и позволяет выявлять различные личностные особенности испытуемых.

Инструкция. Перед ребенком кладут лист бумаги (горизонтально) и го­ворят: "Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумывать, воображать. При­думай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал. Его нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах."

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать животному на­звание. Название животного записывается в протоколе. После этого психо­лог говорит: "А теперь расскажи про его образ жизни. Как оно живет?"

Рассказ ребенка записывается по возможности дословно. Затем, если и рас­сказе отсутствуют соответствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

- Чем оно питается?

- Где живет?

- Чем оно обычно занимается?

- А что любит делать больше всего?

- А чего оно больше всего не любит?

- Оно живет одно или с кем-нибудь еще?

- Есть у него друзья? Кто?

- А враги у него есть? Кто?

- Почему они его враги?

- Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?

- Какого оно размера?

Затем ребенку предлагают представить себе, что это животное встрети­ло волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спраши­вают, какими могли бы быть эти желания.

Все ответы ребенка записываются в протокол по возможности до­словно.

Дом - дерево - человек. Этот тест разработан Баком и Хэммером. Он представляет собой расширение теста "Рисунок человека" и дает дополни­тельную информацию о психологических особенностях ребенка. Рисунок дома отражает отношение ребенка к своей "домашней жизни", к семье. В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию, связям с окружающей средой.

Если уже проведен тест "Рисунок человека", то остается аналогичным образом предложить ребенку нарисовать на отдельном листе (положенном перед ним горизонтально) дом, а еще на одном листе (положенном верти­кально) - дерево. Дополнительную информацию дает ответ ребенка на во­прос о том, кто живет в доме. Если в качестве рисунка дерева представлено условное изображение елки, то ребенка просят нарисовать еще одно дерево, на этот раз - не елку.

"Красивый рисунок". Эта методика направлена на выявление эмоцио­нальных особенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. На выявлении цвето­вых предпочтений основан, в частности, широко известный цветовой тест Люшера. В отличие от него, тест "Красивый рисунок" не требует специаль­ных материалов. Кроме того, он больше подходит для младших школьников, так как основан на привычной и естественной для них изобразительной дея­тельности Для выполнения теста нужен лист бумаги (который кладется пе­ред ребенком горизонтально) и достаточно полный набор цветных каранда­шей (не менее двенадцати, с обязательной представленностью всех основных цветов; лучше использовать набор из 24 карандашей). Цветные карандаши лучше фломастеров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изме­няя силу нажима.

Инструкция: "Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок - какой захочешь". Во время рисования следует отмечать в протоко­ле последовательность использования ребенком разных цветов.

Рисунок семьи. Методика "Рисунок семьи" предложена Халсом и Хэррисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений (в воспри­ятии ребенка). Методика проводится так же, как и другие рисуночные тесты. Для нее нужны лист бумаги (который кладется перед ребенком горизонталь­но), простой карандаш и резинка.

Инструкция: "Нарисуй на этом листе вею свою семью". Если ребенок спрашивает, кого именно надо рисовать, к кого нет (например, "А бабушку рисовать?"), то проверяющий отвечает: "Я не знаю, кто входит в твою семью. Ты знаешь это лучше меня."

Семья животных. Этот тест представляет собой своеобразный вари­ант теста "Рисунок семьи". Он может быть использован вместо теста "Рису­нок семьи", а может даваться в сочетании с ним для получения дополнитель­ных данных. В этом случае желательно давать его раньше, чем тест "Рисунок семьи". Поскольку направленность теста "Семья животных" для ребенка ме­нее очевидна, чем теста "Рисунок семьи", первый бывает более показателен в случае, когда ребенок сознательно "закрывается" от обследующего. С дру­гой стороны, некоторые семейные отношения в тесте "Семья животных" могут быть менее очевидны, так как в нем отсутствуют показатели, относя­щиеся к фигуре человека, и не обязательно выдерживается состав семьи, соответствующий реальной семье ребенка (ведь он рисует не свою, а абст­рактную семью).

Инструкция. Ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных ("так, чтобы все члены семьи были разными животными"). В этом случае, разумеется, ребенку не говорят, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определять­ся его самоощущением в своей семье.

Если ребенок говорит, что не умеет рисовать животных, то ему объясня­ют, что это несущественно: если будет непонятно, кого он нарисован, то он подпишет, какое это животное (или скажет это, а проверяющий запишет). При изображении каждого животного проверяющий выясняет, какое это животное и кто оно в семье (какой член семьи). При этом сам проверяющий, задавая вопросы, не произносит слов типа "мама", "папа", "ребенок", а огра­ничивается нейтральным словосочетанием "член семьи".

Два дома.

Инструкция. Проведение методики "Два дома" удобно начать с обсуж­дения того, в каком доме реально живет ребенок. Затем проверяющий пред­лагает: "А теперь мы выстроим для тебя прекрасный новый красный дом (говоря это, он рисует на листе бумаги большой красный прямоугольник). Теперь мы заселим этот замечательный дом. Конечно, первым мы поселим в нем тебя: ведь мы его для тебя и построили! (вверху прямоугольника запи­сывается имя ребенка). А кто здесь будет жить еще? В этом новом доме, могут жить все, кого ты захочешь поселить вместе с собой -- не важно, живете ли вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!" По мере того, как ребе­нок называет обитателей красного дома, проверяющий вписывает в прямо­угольник их имена и по поводу каждого из них интересуется, кто это (вопрос следует задавать совершенно нейтрально, как бы между прочим). После того, как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один большой прямоугольник, на этот раз- черный со словами: "Может быть,, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут". По поводу черного дома ни в коем случае не сообща­ется, что это плохой дом или что вообще он чем-то хуже красного (вполне достаточно самой по себе цветовой символики, к которой дети очень чув­ствительны). Если по поводу имен, называемых ребенком, нет полной ясно­сти о том, в какой из домов он хочет поселить названного человека, то это надо уточнить: "Куда мы его (ее) поселим -- в этот дом или в тот?" Если черный дом вовсе не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуж­дают: "Что же, этот дом так к будет стоять пустой?"

"Большие" проективные методики. Наиболее полную информацию о личностных и эмоциональных особенностях дают так называемые "боль­шие" проективные методики - тест Роршаха, Тематический апперцептив­ный тест (ТАТ) и его детский вариант- Детский апперцептивный тест (CAT). Их использование требует стандартных материалов и специального образо­вания. Здесь мы не будем описывать их подробно, а ограничимся лишь самой общей характеристикой,

Тест Роршаха - пожалуй, наиболее классическая проективная мето­дика. В этом тесте обследуемому предлагается интерпретировать чернильные пятна (черные и разноцветные) неопределенной формы. По характеру образов, сходство с которыми он усматривает к этих пятнах, судят о его лич­ностных особенностях, а также об отношении к разным жизненным сферам. Учитываются такие показатели как ориентация на пятно в целом или на ею отдельную деталь, преобладание ориентации на цвет или на форму, ориги­нальность ассоциаций и т.н.

На основе количественной оценки различных показателей определяют­ся такие характеристики личности как преобладание эмоциональной или ра­циональной ориентации в действительности, уровень тревожности, степень агрессивности, выявляется стиль мышления и т.н. В современной психологи­ческой практике принято использовать компьютерную программу интер­претации показателей. Однако, чтобы воспользоваться ею. психолог должен предварительно правильно провести первоначальный анализ результатов и выразить их в виде количественных соотношений, служащих исходным мате­риалом для компьютерной программы.

ТАТ- Тематический апперцептивный тест - разработан Г. Муреем. В этом тесте обследуемому предлагается более структурированный материал, чем в тесте Роршаха. Это стандартный набор фотографий (карт), по каждой из которых обследуемый должен составить какой-нибудь рассказ. В рассказе должно быть отражено то, что происходит в данный момент; то, что этому предшествовало, и то, что может последовать далее. Должны быть описаны также мысли и переживания персонажей. На фотографиях (картах) изобра­жены люди в различных ситуациях. Каждая карта относится к определенной жизненной ситуации, однако содержание изображенных сцен достаточно неопределенно, выражение лиц намеренно неоднозначно, Благодаря этому остается простор для проецирования в рассказах собственных представле­ний и переживаний обследуемого.

При анализе результатов учитывается сюжет рассказа, его соотношение с изображением на карте (количество использованных деталей изображения, введение дополнительных персонажей и т.п.), степень следования инструк­ции, наличие или отсутствие конфликта в построенном сюжете, идентифика­ция с описываемыми персонажами и т.п. По результатам выполнения ТАТ можно судить о поведенческих установках человека — как общих, гак и отно­сящихся к отдельным жизненным сферам.

CAT - Детский апперцептивный тест - проводится и обрабатывается примерно так же, как и ТАТ, но на картах изображены не люди, а животные. Набор карт составлен так, чтобы вызвать у ребенка реакции, относящиеся к наиболее важным моментам его жизнедеятельности. Это темы, связанные с кормлением, отношения с родителями, братьями и сестрами.

Анализ рассказов (тема, герой, цели героя, конфликт и пр.) выявляет отношение ребенка к родителям, конкурентность в отношениях с братьями и сестрами, его представления об агрессии и степень собственной агрессивно­сти. С помощью этой методики хорошо обнаруживаются страх утраты роди­тельской любви, страх наказания и многие другие проблемы внутреннего мира ребенка, имеющиеся у него механизмы психологической защиты, темы, на которых он особо фиксирован. Тест также весьма чувствителен к особен­ностям межличностных отношений в семье.

П.З. Анализ результатов обследования

Наши рекомендации