В зависимости от предприятий разных форм собственности

Формы проявления социальной дискриминации в сфере труда Сталкиваются (всего) Степень столкновения   Никогда не сталкиваются   Затрудняются ответить
    часто иногда    
При приеме на работу 82.3 40.7 41.6 7.1 -
При увольнении 74.2 41.2 33.0 11.3 14.5
в том числе: на предприятиях различных форм собственности: на государственных предприятиях   63.8   23.5   40.3   13.1  
в госучреждениях 56.0 - - - -
в научных учреждениях 45.7 19.9 25.8 19.0
в коммерческих структурах   48.8   31.2   17.6   13.1  
на совместных предприятиях (полугосударственных)     40.3     22.2     18.1     13.6    

В целом, если оценивать распространенность социальной дискриминации женщин в производственной сфере, то она существует повсеместно, в секторах всех форм собственности. Однако на государственных предприятиях, ввиду их большой открытости, многочисленности персонала, интенсивно циркулирующей информации, факты нарушения прав женщин становятся быстро и широко известными.

Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса «Труд. Занятость. Безработица» (Москва, декабрь 1994), проведенный научным коллективом «ГАЛСИ» под руководством проф. Г. Силласте и при непосредственном участии Г. Кожамжаровой [15], позволил нарисовать общую картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин в сфере труда.

Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную дискриминацию в сфере труда (в % опрош.)

Женщины Сталкиваются (всего) Степень столкновения Никогда не сталкиваются Затрудняются ответить
    часто иногда    
Предпенсионного возраста   77.9   54.8   23.1   4.5  
Беременные 65.6 45.2 20.4 13.1
Инвалиды 56.5 39.8 16.7 12.2 31.3
Одинокие 52.4 25.3 27.1 17.2 30.4
Отвергшие притязания начальника   36.2   18.6   17.6   15.4   48.4

Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия. Понятие «социальные последствия» означает ожидаемые - планируемые или стихийно возникающие - результаты распространения того или иного социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в конкретных социальных общностях - в частности.

Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда и занятости можно провести по ряду критериев:

1. по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Среди отдаленных:

- ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального статуса

- феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных сферах; суицидность в женской среде; «вымывание» женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация женского населения; медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов, финансов.

Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на пенсию; недоплата труда; расширение серого (или «третичного») сектора в экономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; миграции женской рабочей силы.

2. по сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая (непроизводственная)

3. по связи с социальными целями:прямые и косвенные; негативные и позитивные последствия. Среди последних можно отметить создание женских движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов (центров) помощи нуждающимся женщинам.

В предложенной классификации можно выделить наиболее важные последствия социальной дискриминации женщин в производственной сфере.

Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов: статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует несколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, в основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с изменением положения женщины за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот уровень индикаторов использован в Национальном докладе «О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной конференции по положению женщин.

Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социального статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц.

При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин к экономическим структурам и ресурсам национальными статистическими индикаторами являются:

- кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как женщинам, так и мужчинам, а также совместно

- владение землей в сельских районах

- численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу

- владение недвижимостью женщинами в городе; количество сделок с городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами, совместно.

Отметим некоторые статистические индикаторы феминизация бедности:

- семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами

- численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению доходов, затрагивает женщин и мужчин)

- доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского населения

- состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например, позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить рабочее место)

- наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель характеризует доступность профессионального обучения для мужчин и женщин).

Все вышеперечисленные статистические индикаторы, которые уже внедрены в российскую практику.

Правовая база «женского вопроса» в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует «Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие.

Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. В канун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своей судьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам». Справедливы слова Жана д’Аламбера - великого французского просветителя.

Список литературы:

[1] Силласте Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа. // Социс. 1997. № 31.

[2] Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6. С. 1.

[3] Пекинская декларация - ООН. Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года). С. 156-158.

[4] Смелзер Н. Социология. - М., 1994. С. 330-333.

[5] См. Работы: Чемберлен М. К., Мэгэри С., Лазарис К., Роуз Х., Смелзер Н.

[6] Теоретическая и прикладная социальная психология / Отв. ред. Уледов А. К. - М., 1998. С. 31-32.

[7] Силласте Г. Г. Гендерная социология как частная социологическая теория. (Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы конференции. Москва, 10-12 февраля 1997 г. Ч. II. С. 7).

[8] Смелзер Н. Социология / Пер. С англ. - М., 1994. С. 330.

[9] Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России. // Социс. 1994. № 3.

[10] Статистический сборник «Женщины России». - М.: Госкомстат, 1995. С. 19, 29, 33.

[11] декларация Пекинской Конференции (Пекин 4-15 сентября 1995 г.) ООН-А/Conf. 177/20. С. 11.

[12] Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен Федеральной службой занятости. - М., 1996. С. 1.

[13] Смелзер Н. Озн. соч. С. 274.

[14] Бабаева Л. В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы). // Социс. 1997. № 28.

[15] Силласте Г. Итоги экспресс-опроса участников всероссийского женского конгресса. // Всероссийский женский конгресс «Труд. Занятость. Безработица». - М., 1995. С. 163.

[16] Антология социальной работы. Том №2 // М.1995.

Наши рекомендации