В зависимости от предприятий разных форм собственности
Формы проявления социальной дискриминации в сфере труда | Сталкиваются (всего) | Степень столкновения | Никогда не сталкиваются | Затрудняются ответить | |
часто | иногда | ||||
При приеме на работу | 82.3 | 40.7 | 41.6 | 7.1 | - |
При увольнении | 74.2 | 41.2 | 33.0 | 11.3 | 14.5 |
в том числе: на предприятиях различных форм собственности: на государственных предприятиях | 63.8 | 23.5 | 40.3 | 13.1 | |
в госучреждениях | 56.0 | - | - | - | - |
в научных учреждениях | 45.7 | 19.9 | 25.8 | 19.0 | |
в коммерческих структурах | 48.8 | 31.2 | 17.6 | 13.1 | |
на совместных предприятиях (полугосударственных) | 40.3 | 22.2 | 18.1 | 13.6 |
В целом, если оценивать распространенность социальной дискриминации женщин в производственной сфере, то она существует повсеместно, в секторах всех форм собственности. Однако на государственных предприятиях, ввиду их большой открытости, многочисленности персонала, интенсивно циркулирующей информации, факты нарушения прав женщин становятся быстро и широко известными.
Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса «Труд. Занятость. Безработица» (Москва, декабрь 1994), проведенный научным коллективом «ГАЛСИ» под руководством проф. Г. Силласте и при непосредственном участии Г. Кожамжаровой [15], позволил нарисовать общую картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин в сфере труда.
Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную дискриминацию в сфере труда (в % опрош.)
Женщины | Сталкиваются (всего) | Степень столкновения | Никогда не сталкиваются | Затрудняются ответить | |
часто | иногда | ||||
Предпенсионного возраста | 77.9 | 54.8 | 23.1 | 4.5 | |
Беременные | 65.6 | 45.2 | 20.4 | 13.1 | |
Инвалиды | 56.5 | 39.8 | 16.7 | 12.2 | 31.3 |
Одинокие | 52.4 | 25.3 | 27.1 | 17.2 | 30.4 |
Отвергшие притязания начальника | 36.2 | 18.6 | 17.6 | 15.4 | 48.4 |
Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия. Понятие «социальные последствия» означает ожидаемые - планируемые или стихийно возникающие - результаты распространения того или иного социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в конкретных социальных общностях - в частности.
Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда и занятости можно провести по ряду критериев:
1. по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Среди отдаленных:
- ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального статуса
- феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных сферах; суицидность в женской среде; «вымывание» женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация женского населения; медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов, финансов.
Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на пенсию; недоплата труда; расширение серого (или «третичного») сектора в экономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; миграции женской рабочей силы.
2. по сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая (непроизводственная)
3. по связи с социальными целями:прямые и косвенные; негативные и позитивные последствия. Среди последних можно отметить создание женских движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов (центров) помощи нуждающимся женщинам.
В предложенной классификации можно выделить наиболее важные последствия социальной дискриминации женщин в производственной сфере.
Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов: статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует несколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, в основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с изменением положения женщины за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот уровень индикаторов использован в Национальном докладе «О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной конференции по положению женщин.
Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социального статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц.
При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин к экономическим структурам и ресурсам национальными статистическими индикаторами являются:
- кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как женщинам, так и мужчинам, а также совместно
- владение землей в сельских районах
- численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу
- владение недвижимостью женщинами в городе; количество сделок с городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами, совместно.
Отметим некоторые статистические индикаторы феминизация бедности:
- семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами
- численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению доходов, затрагивает женщин и мужчин)
- доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского населения
- состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например, позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить рабочее место)
- наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель характеризует доступность профессионального обучения для мужчин и женщин).
Все вышеперечисленные статистические индикаторы, которые уже внедрены в российскую практику.
Правовая база «женского вопроса» в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует «Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие.
Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. В канун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своей судьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам». Справедливы слова Жана д’Аламбера - великого французского просветителя.
Список литературы:
[1] Силласте Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа. // Социс. 1997. № 31.
[2] Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6. С. 1.
[3] Пекинская декларация - ООН. Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года). С. 156-158.
[4] Смелзер Н. Социология. - М., 1994. С. 330-333.
[5] См. Работы: Чемберлен М. К., Мэгэри С., Лазарис К., Роуз Х., Смелзер Н.
[6] Теоретическая и прикладная социальная психология / Отв. ред. Уледов А. К. - М., 1998. С. 31-32.
[7] Силласте Г. Г. Гендерная социология как частная социологическая теория. (Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы конференции. Москва, 10-12 февраля 1997 г. Ч. II. С. 7).
[8] Смелзер Н. Социология / Пер. С англ. - М., 1994. С. 330.
[9] Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России. // Социс. 1994. № 3.
[10] Статистический сборник «Женщины России». - М.: Госкомстат, 1995. С. 19, 29, 33.
[11] декларация Пекинской Конференции (Пекин 4-15 сентября 1995 г.) ООН-А/Conf. 177/20. С. 11.
[12] Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен Федеральной службой занятости. - М., 1996. С. 1.
[13] Смелзер Н. Озн. соч. С. 274.
[14] Бабаева Л. В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы). // Социс. 1997. № 28.
[15] Силласте Г. Итоги экспресс-опроса участников всероссийского женского конгресса. // Всероссийский женский конгресс «Труд. Занятость. Безработица». - М., 1995. С. 163.
[16] Антология социальной работы. Том №2 // М.1995.