Теория и практика секуляризации.
Религия как социальное явление.
Уровни социологического изучения религиозности.
Теория и практика секуляризации.
Религия является объектом исследования целого ряда общественных наук
Философию религия интересует как форма общественного сознания, специфическое видение мира, особенный способ его познания. |
История, археология, этнография и др. исследуют конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных исторических условиях, на тех или иных этапах развития человеческого общества, в тех или иных странах или регионах мира. |
Культурология, эстетика, искусствоведение - как мощный пласт мировой и национальных культур, духовного наследия человечества. |
Основоположниками социологии религии считаются
Ø Эмиль Дюркгейм
Ø Макс Вебер,
Ø Георг Зиммель,
Ø Богдан Малиновский,
Ø Эрнст Трёльч.
Социология религии как отдельная отрасль социологического знания заявляет о себе в сер. XIX в., когда методы позитивизма социологии были применены для анализа религии.
¨ О.Конт рассматривал религию как глобальную культурную систему, отражающую важные характеристики индивидуального и общественного сознания, свойственные определенному (теологическому) этапу эволюции человечества. Теологическое сознание проходит свои этапы эволюции: • фетишизм, • политеизм, • монотеизм. На смену теологическому этапу приходит метафизический (философский), а он сменяется позитивным (научным). Итак, О.Конт представил религию как естественный объективный элемент общественной эволюции, как основу социального порядка и детерминанту общественной структуры на определенном историческом этапе. |
¨ Несколько иную т.зр. на религию высказал Г.Спенсер, рассматривая ее как один из регулятивов жизни общества в деле поддержания образцов поведения, не менее значимый по сравнению с рынком и политической деятельностью. |
¨ Э.Дюркгейм изучал проблемы религии: • определение религии, • ее структура, • функции религии, • перспективы развития религии. Сущность религии усматривается им не в вере в Бога, а в разделении окружающего человека мира на священный (сакральный) и мирской (профанный), относительно которых люди ведут себя по разному. Религия, по Э.Дюркгейму, - связанная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам и объединяющих в единую моральную общность (церковь) всех, кто их принимает и разделяет. Структурные элементы религии: вера в священное, обряды и община верующих. Основная социальная функция религии - солидаризация группы, общества. |
¨ К.Маркс рассматривал религию в качестве важного социального фактора, обладающего вполне реальными функциями в жизни общества: идеологической, ибо она оправдывает существующие социальные порядки, и компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердечного мира» - страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни. |
¨ Особое место в социологии религии занимает М.Вебер, считавший, что главная функция религии - функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности. Он объяснял мотивацию поступка религиозными убеждениями человека. В рамках этого анализа им определена роль религии в формировании нерелигиозных систем поведения (хозяйственно-экономического, политического и т.п.). Он доказывает, что протестантизм способствовал рационализации экономической деятельности и воспитанию аскетизма, а идеология протестантизма привела к успеху в бизнесе именно представителей этого религиозного направления, проповедующего аскетизм, воздержание, требовательность к себе и окружающим (Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма). |
¨ По представлениям психоаналитической школы (3.Фрейд), религияявляется проекцией бессознательных комплексов и влечений человека, его взаимоотношений с самыми близкими людьми. Она возникает из страха беспомощности, испытанного в детстве, и удовлетворяет эмоциональную потребность в покровительстве и помощи. Образ Бога, по Фрейду, есть проекция запечатленного в бессознательном образа отца, который и защищает, и наказывает. |
¨ По мнению же К.Юнга, религия интерпретирует и объясняет на уровне понятий и доктрин содержание коллективного бессознательного, общее для всех людей и организованное в особые структуры - архетипы. |
В дальнейшем социологические концепции религии развивали Б.Малиновский, А.Р. Рэдклиффмен, Т.Парсонс, Н.Луман, Р.Мертон, а в 60-е годы XX века - Р.Белл, Т. Лукман, П.Бергер.
В задачи социологии религии входит:
1) изучение религии как социального феномена, особенностей функционирования религии в обществе, структуры и элементов религиозного комплекса, типологии религиозных организаций, общественных функций религии, современной религиозной ситуации и тенденций развития современных религий, социологических теорий религии. |
2) исследование ее функций как социального института, особенно тех, которые относятся к культурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными аспектами. |
3) учет позиции личности, т.е. действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. |
Социологию религия интересует в первую очередь как социальное явление, как важный структурный компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и на разных уровнях.
Предметом социологического анализа религии как отраслевой социологической дисциплины являются
¨ религиозное сознание и поведение,
¨ религиозные отношения,
¨ религиозные организации и институты –
в их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами общества.
Социология религии исследует
¨ распространенность религиозного сознания в обществе (религиозность группы, социального слоя, населения и т.п.),
¨ степень влияния религии на общественные процессы,
¨ динамика его развития под влиянием изменений, происходящих в обществе,
¨ религиозный опыт (религиозная практика).
Религия является и специфической формой культуры со своей системой ценностей и нравственных установок, с общепринятыми нормами и правилами поведения, распространяя их в качестве эталонов поведения.
РЕЛИГИЯ как социальное явление – это реально существующий социальный факт, подсистема общества, им порожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на его жизнь и развитие, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях - от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества. |
Религия, как социальное явление, существует в обществе не изолированно. Она тесно переплетается и взаимодействует с другими сферами и формами жизнедеятельности общества: политикой, экономикой, культурой, правом, моралью.
С др. стороны, РЕЛИГИЯ рассматривается как социальный институт, включающий в себя многие виды и формы религиозных верований.
Здесь необходимо выделитьпринципиальную черту, характерную для всех них - это выделение и различение того, что свято, сакрально (лат. sacer - удаленное, запретное, существующее отдельно) (высшая сила, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно – профанно (рутинное, обыденное, мирское, лишенное тайны).
РЕЛИГИЯ как социальный институт– это система верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что считает сверхъестественным и священным, определяющим судьбу человека (Р.Л.Джонстоун) |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах.
При ФЕТИШИЗМЕ объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами. |
ТОТЕМИЗМ отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. |
МАГИЯ представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении. Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ, яркий пример - античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии, миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам жизнедеятельности человека: Аполлон - бог искусства, Гермес - торговли. Марс - войны и т.п. На вершине Олимпа восседает Зевс. Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой основой национально-государственных образований. |
МОНОТЕИЗМ возник в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (1 в.), ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо, хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В христианстве, напр., бог един в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. |
Специфика социологического изучения религии
заключается в том, что его предметом является не религия сама по себе в её содержательном многообразии, а то, какие ФУНКЦИИ она выполняет в обществе.
• Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии– способствование консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов, благодаря совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. |
• Антрополог и социолог Б.Малиновский – функция ритуальной практики, психологической мобилизации членов, общины и снятия тревоги и страха перед непредсказуемыми и опасными природными силами. |
• Конфликтологи выделяют функцию поддержания господства одних социальных групп над другими. Так, К.Маркс видел в религии орудие подчинения и отвлечения угнетенных классов и т.д. |
Обобщая, с социологической точки зрения можно выделить ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ в обществе:
1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э.Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. |
2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. |
3. Психотерапевтическая функция религии. Давно замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов. |
4. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение в первую очередь для самих верующих. Общение развертывается для верующих в 2-х планах: · в плане общения их с богом и "небожителями", и · в плане их общения друг с другом. |