Нефинансовая (социальная) отчетность компаний

Декларация бизнесом своей социальной ответственности перед обществом требует подтверждения. Одним из способов информирования общества и государственных органов о реализации принципов КСО является социальная отчетность.

Регулярная практика социальной отчетности бизнеса началась в середине 1990-х гг., хотя отдельные корпорации пытались внедрять нефинансовую отчетность гораздо раньше. Так, к 1940-м гг. относят первое использование термина «социальный аудит», а в 1960-е была показана возможность социального аудита как эффективного инструмента для менеджмента и средства влияния стейкхолдеров на политику компании. Сегодняшняя практика подтверждает его мнение. Хотя бизнес добровольно участвует в улучшении жизни общества, некоторые страны превратили социальную отчетность в инструмент государственной политики. Франция, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Великобритания приняли закон об обязательной социальной отчетности компаний.

Сама же нефинансовая (социальная) отчетность появилась в 1970-е гг., когда по Европе прокатились крупномасштабные забастовки. По этой причине Франция вводит стандарт Bilan Social, предписывающий компаниям с персоналом более 300 человек регулярно представлять отчеты о соблюдении норм трудовых отношений. Аналогичный стандарт Sozialbericht принимается в Германии, но немецкие компании представляли отчеты на добровольной основе. В это время и многие американские корпорации начинают выпускать социальные отчеты.

Но до конца 1990-х гг. такие отчеты были единичны. Одной из причин было отсутствие международных стандартов по их подготовке. Второй причиной стала трудность оценки показателя устойчивого развития. Данный показатель вербально хорошо объясняет взаимосвязь социальных и экологических аспектов деятельности компании, но его с трудом удается выразить количественно в финансовых или производственных данных.

В настоящее время наиболее перспективным подходом считается комплексная оценка КСД. Чтобы ее оценить, было разработано около 30 международных стандартов нефинансовой отчетности, которые можно найти на сайте Ассоциация менеджеров России www.amr.ru.

В практике нефинансовой отчетности чаще всего используются следующие стандарты.

Самый распространенный – стандарт GRI «Руководство Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития», разработанный независимой организацией Global Reporting Initiative. Он структурирован по принципу триединого результата в экономике компании, экологии производства и социальной политике. Он позволяет в наибольшей степени показать информацию в области социально-экологической ответственности компаний, т.к. включает 46 основных и 33 вспомогательных показателя результативности компаний. Хотя стандарт GRI предлагает множество показателей социальной и экологической ответственности, компании могут применять его частично или использовать только общие принципы GRI.

Международный стандарт AA 1000S (AccountAbility 1000S) разработан в 1999 г. британским Институтом социальной и этической отчетности (Institute for Social and Ethical Accountability), известным как AccountAbility. Это серия процессных стандартов, которая служит форматом поддержки GRI и других стандартов, устанавливая процедуры взаимодействия со стейкхолдерами, разработки социального отчета и принципы оценки и верификации.

Стандарт SA 8000,хотя и считается международным, официально не принят ни одной из международных организаций. Он создавался как инструмент для решения социальных проблем компаний, разместивших основные производства в странах третьего мира. Данный документ имеет высокий статус благодаря своей идеологической основе, представленной Общей декларацией прав человека, Конвенциями ООН по правам детей, по ликвидации всех форм дискриминации, рекомендациями МОТ и других служб по защите прав человека. Он устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда по 9 основным разделам – от занятости детей в производстве до стандартизации системы менеджмента. Он также определяет этические критерии при производстве товаров и услуг, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности менеджмента.

Еще одни международный стандарт – фондовый Индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI) был введен по инициативе самого бизнеса в 1999 г. Он определяет место компании в мировом (европейском) табеле о рангах по устойчивому развитию, рассчитывая 50 показателей по 3 направлениям (экономика компании, экология и социальная деятельность). Так, общемировой индекс рассчитывался для 2500 компаний, но 10% из них были отобраны в качестве наиболее инвестиционно привлекательных. Жесткие требования стандарта подтверждает отсутствие данного индекса у российских компаний: до 2009 г. ни одна из 16 российских компаний, обращавшихся с просьбой о присвоении им индекса DJSI, не смогла его получить.

Растущее воздействие результатов деятельности ТНК на окружающую среду требует ужесточения экологических параметров и разработки новых стандартов. Известный стандарт ISO 14000 недавно сменил новый стандарт ISO 26000, который разрабатывался с учетом мнений экспертов из 120 стран и в согласовании со стандартами OHSAS 18000 и SA 8000. Нельзя не отметить отношение постсоветских стран к данному стандарту: Украина и Казахстан поддержали версию ISO 26000, Россия – воздержалась, Беларусь – отказалась от поддержки этой версии.

В зависимости от целей компаний, ее отчетность по социальной и экологической ответственности может осуществляться в 5 основных видах:

- специальный раздел в годовом отчете;

- социальный отчет, в котором отражены все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний; составляется в свободной форме, вне формата международных стандартов КСО;

- экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на ОС, показатели и затраты на экологическую политику;

- отчет о социальной и экологической ответственности с частичным применением показателей международных стандартов, включающий описание миссии, ценностей и стратегические цели компании, а также социальные мероприятия и проекты в диалоге со стейкхолдерами;

- отчет об устойчивом развитии, использующий показатели стандартов GRI, АА 1000S и включающий все аспекты корпоративной стратегии, социальной и экологической политики компании.

Подготовка полноценного социального отчета является весьма трудоемкой процедурой, требующей больших усилий, времени, затрат, привлечения компетентных консультантов для подготовки социальных отчетов и их верификации. Неслучайно нефинансовая социальная отчетность практикуется именно крупным бизнесом, заинтересованным в выходе на международные фондовые рынки, привлечении зарубежных инвесторов.

По данным организации GRI, число компаний, выпускающих отчеты по ее стандартам, растет с каждым годом. Если в 2007 г. их было 714, то в 2009 г. – 1386. По данным на конец июля 2010 г. 494 компании из разных стран уже опубликовали свои социальные отчеты [см: www.globalreporting.org].

В то же время число российских и белорусских компаний в списке GRI невелико. Так, в 2009 г. на сайте организации GRI были зарегистрированы отчеты 4 российских компаний – ОАО «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Роснефть» и ООО «НОВОГОР-Прикамье».

Российские компании используют разные виды социальной отчетности: одни разрабатывают свои нефинансовые отчеты с использованием показателей стандартов GRI и АА1000S («Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «МХК «Еврохим», РАО «ЕЭС России», «ВАТ Россия»), другие – в соответствии со стандартом UN GC (ОАО «РУСАЛ»). Позитивной тенденцией последних лет можно считать переход корпоративных социальных отчетов в самостоятельный инструмент анализа и оценки деятельности компаний в сфере экономического роста, социального развития, экологической безопасности.

Одновременно в Российской Федерации обсуждается вопрос разработки национальных стандартов нефинансовой отчетности. Однако, наверно, не стоит изобретать очередной «российский велосипед» в этой области. Целесообразнее внедрять достаточно «мягкие» международные стандарты, которые унифицированы и понятны всему развитому миру и лидерам третьего мира, таким как Бразилия, Аргентина, Чили, Южная Корея и т.д.

Что касается Беларуси, то отечественные компании и предприятия еще только приходят к пониманию важности нефинансовой отчетности, в связи с чем информации об их социальных отчетах очень мало. Регулярно готовит такой отчет ИП «ВАТ-Белорусь». Первые социальные отчеты и отчеты в области устойчивого развития отечественные компании представили в 2009 г. Это были победители различных номинаций конкурса «Брэнд года-2009»: ОАО «Савушкин продукт» и «Бабушкина крынка», ООО «Милавица», «ТРАЙПЛ», Пивоваренная компания «Сябар», ЗАО МТБанк и др. С их социальными отчетами победителей разных лет можно ознакомиться на сайте /www.bestbrand.by/sobbrand/paketi/. Из белорусских государственных компаний первым с 2009 г. и пока единственным социальный отчет GRI представляет РУП «БМЗ» www.belsteel.com/doc/soc2008ru.pdf.

Белорусская практика подготовки социальных отчетов имеет свою специфику. Если в России социальная отчетность в силу своей трудоемкости практикуется главным образом крупным бизнесом, то в Беларуси различные виды социальных отчетов представляет как крупный, так и средний бизнес.

Основные модели КСО

В мире существует несколько устоявшихся моделей КСО. Основой для выделения той или иной модели служит форма участия бизнеса в жизни общества. Это участие либо жестко регулируется действующим законодательством, либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально созданных льгот и стимулов. В первом случае государство само определяет условия взаимодействия бизнеса и общества, во втором – оно под давлением гражданских движений создает механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие. Так достигается действующая конструкция управления обществом, в которой четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.

В соответствии с этим принципом первая модель называется скрытой, а вторая – открытой.

Если говорить о конкретных моделях, то американская модель КСО наиболее богата своими традициями. Ее отличительная особенность заключается в том, что в силу природы американского предпринимательства, основанного на максимальной свободе субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми. Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это, данная страна известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. США выработали многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, о чем свидетельствует огромное количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем. Известно, что в США, как ни в одной другой стране мира, профессиональное образование спонсируется частным сектором. Социально ориентированное поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами.

Европейская модель КСО отличается от американской наличием государственного регулирования сферы социальной ответственности. Во многих европейских странах в законодательном порядке закреплено обязательное медицинское страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий и ряд других социально значимых вопросов. Поскольку социальная ответственность в странах континентальной Европы регулируется на государственном уровне, данную модель КСО нередко относят к скрытым формам КСО. Кроме того, государственное регулирование многих аспектов КСО значительно превосходит североамериканскую систему.

Британская модель КСО характеризуется такими признаками:

- пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО, что выражается в постоянном росте количества социально ответственных инвестиционных фондов,

- повышенный интерес СМИ (например, газета «Таймс» публикует индексы социальной ответственности в разделе «Профиль компании»),

- широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО,

- внимание системы бизнес-образования Великобритании к подготовке специалистов в области КСО, которая значительно превосходит другие страны Европы по количеству и разнообразию учебных курсов в данной сфере,

- участие британского правительства в развитии КСО через партнерство с частными предприятиями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через совместное финансирование проектов, предоставление налоговых льгот и др. В британском правительстве учреждена должность министра по КСО, что подчеркивает значимость социального партнерства бизнеса и власти для общественного развития страны.

Очевидно, что британская модель КСО сочетает элементы американской и европейской моделей, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик.

Скандинавская модель КСО (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) основывается на том, что общими целями социальной политики являются укрепление солидарности и увеличение равенства. Бизнес должен успешно вести дела и исправно платить высокие налоги, а государство – эффективно распределять эти налоги, в том числе на социальные нужды. В скандинавских странах государство играет бóльшую роль, нежели рынок или гражданское общества. Политика государства направлена на обеспечение полной занятости населения и предупреждение безработицы, достижение равенства между различными социальными группами через обеспечение права каждого на основные социальные гарантии в натуральном и денежном выражении, щедрость гарантий. Размер гарантий имеет важное значение для групп с низким уровнем доходов, которым денежные трансферты обеспечивают приемлемый уровень жизни

Отдельно остановимся на российской модели КСО,практика которой началась в 1990-х гг. Сначала Россия выбрала американскую модель экономического развития и стала практиковать американскую модель КСО. В последние годы она стала тяготеть к европейской модели, потому что, признавая добровольный характер социальной ответственности, деловые круги считают необходимым участие государства в практике КСО и ждут от него определения рамок данного явления. Если в 1990-х основной формой КСО была благотворительность, в нулевых – ее размеры стали снижаться из-за отсутствия налоговых льгот для компаний. Сегодня КСО трактуется как система управления рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса и роста его стоимости на мировых финансовых рынках. Основные формы – социальные инвестиции и социальное партнерство. Одной из задач многих компаний является представление нефинансовых отчетов, информирующих общество о деятельности компании и проводимых ею социальных мероприятиях на благо всех участников социальных отношений.

Наибольшую социальную ответственность проявляют крупные нефтегазовые и металлургические компании, а не средний и малый бизнес: он «задушен» налогами, административными поборами, поэтому еще недостаточно развит и не имеет необходимой финансовой базы не только для социальных программ, но и собственного развития.

Актуальным остается вопрос о взаимоотношениях бизнеса, власти и гражданского общества. В частности, интерес бизнеса к взаимодействию с гражданским обществом был вызван «делом «ЮКОСа»». Нефтяная компания «ЮКОС» в свое время обеспечивала до 10–15% бюджета страны. По сути дела, здесь имел место конфликт между капиталом и государством, так как предполагалась продажа 40% акций «ЮКОСА» американскому консорциуму нефтяных компаний. Если бы сделка состоялась, компания перешла бы к новому владельцу, и существование России могло бы осуществляться по его воле и с его разрешения, ибо власть над 5–10 % бюджета страны – это полная власть над страной. Главе компании М. Ходорковскому было предъявлено обвинение в сокрытии налогов, и в настоящее время он осужден.

К конце первой декады 21 в. по источникам регулирования и практике российский вариант КСО представляет собой смесь британской (добровольное инициирование бизнесом) и европейской модели (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО).

Наши рекомендации