Перечень контрольных вопросов для контрольных срезов
Контрольные срезы проводятся два раза в семестр в виде дискуссии по вопросам блока:
I блок вопросов:
1. В чем состоит специфика международных отношений: характеристика различных точек зрения.
2. Каковы основные трактовки соотношения внутриобщественных и международных отношний?
3. Наука о м.о.: разнородная совокупность различных дисциплин, самостоятельная теория, или составная часть политологии?
4. Особенности и разновидности политического идеализма, его проявление в отечественной науке и практике м.о.
5. Политический реализм, его разновидности, проявления в отечественной литературе
6. Специфика, возможности и пределы "научного" и "традиционного" подходов к анализу м.о.
7. Основные положения и представители неомарксизма.
8. Транснационализм: содержание, разновидности, представители.
9. Сущность и представители постмодернистской парадигмы в социальных науках.
10. Проблема законов в сфере м.о. и ее теоретические отражения
11. "Традиционные" и "научные" методы изучения м.о. Особенности применения общенаучных методов к анализу м.о.
12. Системный подход в исследовании м.о.
13. Особености моделирования международных систем
14. Общая характеристика специальных методов и частных методик международно-политического анализа
15. Основные закономерности и тенденции эволюции м.о.
16. Государство как основной международный актор;
17. Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в м.о.;
18. Особенности международной роли ТНК, национально-освободительных движений и т.п. участников м.о.;
19. Теоретический и конкретно-политический статус индивида как международного актора
20. Понятие системы международных отношений. Типология международных систем
21. Глобальная международная система
22. Основные особенности региональных международных систем
23. Субрегиональные международные подсистемы, их характеристика
24. Понятия структуры и среды в м.о. Особенности международной среды;
25. Основные компоненты среды международных отношений;
26. Специфика современной социальной среды глобальной системы м.о.
II блок вопросов:
27. "Внесоциальная" международная среда. Геополитические концепции начала ХХ века;
28. Геополитические характеристики международной системы на рубеже ХХI столетия
29. Понятия целей и средств в международных отношениях;
30. "Национальный интересы": понятие; структура; постоянные и временные элементы; роль в международных отношениях;
31. Основные средства достижения целей и реализации интересов на международной арене;
32. Внешнеполитическая стратегия государства и ее разновидности
33. Понятия "власть". "авторитет", "могущество", "сила" и "насилие" в м.о.
34. Основные компоненты внешнеполитического могущества международного актора;
35. Вооруженное насилие в м.о. и его формы
36. Война как проявление вооруженного насилия в м.о. Типология войн
37. Существует ли международная мораль? Критерии морали в трактовке основных теорий м.о.
38. Доктрина "естественого права" и общечеловеческие ценности и идеалы;
39. Основные принципы международного права, специфика их регулятивной роли;
40. Международное гуманитарное право и его нормы
41. Международный и межгосударственный конфликт: общее и особенное;
42. Особености международных конфликтов современности
43. Понятие и виды международного сотрудничества
44. Сотрудничество как фактор стабилизации международных отношений
45. Понятия "международный" и "мировой порядок", их соотношение
46. Исторические типы международного порядка
47. Современный этап всемирной истории: порядок или беспорядок в международных отношениях?
48. Проблема нового миропорядка
49. Особености международного положения России после развала СССР;
50. Основные характеристика постсоветской России как международного актора
51. Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил
52. Важнейшие направления российской внешней политики и проблемы реализации ее национальных интересов
Тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским (практическим) занятиям по дисциплине «Социология международных отношений»
Семинарские (практические)занятия проводятся в форме собеседования по ранее рассмотренным на лекциях темам, также на них заслушиваются рефераты студентов, ответы на вопросы и задания, сформулированные преподавателем для подготовки к данным занятиям, проводятся контрольные срезы и тестирование студентов. Во время занятий применяется фронтальный опрос или инициативные выступления студентов.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям включает в себя чтение и анализ нормативно-правовых актов (законов, уставов, постановлений и т.д.), статистических данных, учебников, иной специальной литературы и конспекта лекций.
В целях повышения эффективности анализа теоретического, эмпирического материала студентам предлагается составить соответствующий план работы с данным материалом.
В качестве информационного источника могут использоваться материалы СМИ. Однако, построение ответа на занятии на основании использования одних материалов СМИ не допускается.
Рекомендованную к использованию литературу студенты могут найти в каталогах библиотек. Также необходимые источники можно найти в открытом доступе на сайтах «www.goverment.ru», «СОЦИОГР@Д», «www.admnkz.ru», «роlit.ru». Сведения о политических и социальных процессах, содержащиеся на данных сайтах рекомендуется использовать при ответе на вопросы, касающиеся характеристики международных политических событий и процессов.
Ответ на теоретический вопрос, задания предполагает анализ существующих в науке точек зрения на существо проблемы, формулирование собственного видения данной проблемы, путей разрешения предложенной к рассмотрению ситуации.
Решение проблемы предполагает анализ качественных и количественных показателей ситуации, формулирование собственных выводов, исходя из существующих в науке теоретических положений. В обязательном порядке следует проанализировать проблемные вопросы практической деятельности о причинно-следственных связях, особенностях протекания международных политических процессов, а также предложить рекомендации по устранению существующих международных конфликтов и проблем.
Освоение дисциплины проводится в форме лекций, практических занятий и аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение семестра.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ на занятиях по блоку тем, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:
· Подготовка к практическим занятиям;
· Самостоятельное изучение тем дисциплины;
· Подготовка к текущим контрольным мероприятиям
· Другие виды работ (подготовка рефератов, устные опросы);
Подготовка к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и подходы, ответить на контрольные вопросы (см. методические указания к практическим занятиям). В течение занятия студенту необходимо решить задания, выданные преподавателем, выполнение которых зачитывается, как текущая работа студента на «зачтено» и «не зачтено».
Материал трех тем, указанных в графике СРС, студент должен изучить самостоятельно по базовому учебнику и законспектировать в лекциях.
Подготовка к контрольным мероприятиям. Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме устного или письменного опроса по вопросам I и II блоков вопросов. В целях закрепления материала дисциплины студенты должны провести анализ деятельности Организации Объединенных Наций в современном мире, которые оценивается преподавателем на оценку.
Другие виды самостоятельной работы Устный опрос по блокам тем проводится на 7 и 16 учебной неделе. При подготовке к тестовым опросам студенты должны освоить теоретический материал по блокам тем по темам «Основные концепции международных отношений», «Международные процессы» выполняются индивидуальные задания, выносимых на этот опрос.
При подготовке к защите реферата студенты должны освоить теоретический и практический материал по данному разделу, используя конспекты лекций и материал базового учебника. Этот вид работы не является обязательным, но его выполнение приносит студенту дополнительно заработанные баллы.
Семинарские (практические) занятия необходимы для усвоения теоретического и эмпирического материала. Семинарские (практические) занятия проводятся в форме дискуссии, собеседования по рассмотренным ранее на лекциях вопросам заслушивания рефератов студентов. Во время занятий применяется фронтальный опрос или инициативные выступления студентов. Проводятся контрольные срезы знаний студентов.
Планы семинарских занятий