Перечень контрольных вопросов

1. Что есть научное творчество?

2. Почему проблемное видение мира как основа творческого процесса?

3. Что такое эвристика?

4. В чем алогичность, нестандартность творческого процесса?

5. Что такое наука?

6. Что значит изучать нечто в научном смысле?

7. Какова общая схема (логика) научного исследования?

8. Есть ли логика научного творчества?

9. Есть ли логика научного поиска?

10. Каковы место и роль интуиции в научном творчестве?

11. Как «взаимодействуют» логика и интуиция в научном исследовании?

12. Возможна ли логика научного открытия?

13. Каково познавательное значение вопроса?

14. Какова природа научного факта?

15. Что такое научный метод?

16. Каково исследовательское значение научной проблемы?

17. Какова природа научной гипотезы?

18. В каком случае гипотеза переходит в разряд теории?

19. Что такое научная теория?

20. Каково моральное измерение науки и техники?

21. Что значит «видеть мир глазами ребенка»?

22. Французский ученый Ф. Жолио-Кюри утверждал: «Чем дальше эксперимент от теории, тем он ближе к Нобелевской премии». – Чтобы это значило?

23. Над дверью своего деревенского дома Н. Бор прибил подкову, которая, согласно поверию, приносит счастье. Увидев подкову, один из посетителей воскликнул: «Неужели такой великий ученый, как вы, можете верить, что подкова над дверью приносит удачу? – Нет, - ответил Бор, - конечно, я не верю. Это предрассудок. Но знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит». – Какова роль предрассудок в научном познании?

24. Известный английский физик ХХ столетия, лауреат Нобелевской премии, Л. Брег утверждал: «Если результат можно непосредственно использовать в технике, то его фундаментальность сомнительна». Вспоминая университетские дни, Ч. Сноу писал: «молодые сотрудники Кембриджа больше всего гордились тем, что научная деятельность ни при каких обстоятельствах не может иметь практического смысла». – Как Вы это прокомментируете?

25. В. Маяковский как-то пошутил: «Математику все едино, он может складывать окурки и паровозы». Математик Л. Диксон из Чикагского университета: «Cлава Богу, теория чисел не запятнана никакими приложениями». Эйнштейн: «Математика верна, поскольку она не относится к действительности, и она не верна, поскольку относится к ней». – Как это можно объяснить?

26. Американский журнал «Физическое обозрение» печатал статьи, в которых опровергаются основы науки. Но интересно следующее. Большинство статей, направляемых в журнал, отвергались редакцией как раз не потому, что их нельзя понять, а потому именно, что их можно понять. А вот те, которых понять нельзя, печатались. – Почему?

27. Как объяснить тот факт, что ученые утром работают в лаборатории, а после обеда идут в церковь, истинно молятся, прося о прощении грехов, а, увидев кошку, перебегающую дорогу, готовы отложить запланированные дела?

28. На совещании по спорным моментам генетики и селекции в 1939 году известный генетик Ю. Керкис спросил Т. Лысенко, почему у него и его аспирантов все получается, а у других в Союзе и за рубежом не получается? «Для того чтобы получить определенный результат, - заявил на это «народный» академик, - нужно хотеть получить именно этот результат, если вы хотите получить определенный результат, вы его получите». – В чем Вы видите порочность такой установки?

29. П. Капица однажды заметил мудро: «Ничто так не поучительно, как заблуждения гения». – Почему?

30. Что означает утверждение, согласно которому «наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов»?

31. Многие считают религию «детством» или же пережитком «детства», когда еще не было науки. – Так ли это?

32. Почему по К.Попперу, наблюдение не может быть источником теории?

33. «Факты судят идею», в то же время факты без идеи - ничто. – Объясните!

34. «Наука не логична, а психологична». – Как это понимать?

35. Любая научная проблема при последовательном ее рассмотрении, в конечном счете, перерастает в философскую. – Почему?

36. Чем отличаются собственно философские вопросы технических наук от предметных вопросов?

37. Что означает философский анализ феноменов науки и техники?

38. Какова взаимосвязь науки и техники?

39. Философский срез взаимосвязи науки и техники: «Каковы возможности науки в обеспечении устойчивости технической цивилизации?»

40. Что есть научная истина?

41. Что такое «философские основания науки»?

42. И. Ньютон, Н. Бор, А. Эйнштейн и многие другие были «философствующими учеными». - Почему?

43. К.Поппер наглядно показал, что подтверждающая и опровергающая роль факта не равноценны. – Как это понимать?

44. «Что такое «научная техника»?

45. Техника как приложение науки?

46. Каковы идеалы научности?

47. Техника как воплощение технических знаний?

48. Что есть техника?

49. Конструктивная форма техники – это только внешняя «оболочка», а не сущность. А сущность техники иная. - Какая?

50. Что значит изучать что-либо научным способом?

Список литературы

Основная

1. Основы философии науки: учеб.пособие для аспирантов / Кохановский В.П. и др. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010 (61109). - 603 с.

2. Философия науки. Общий курс: учеб. пособие для вузов / [Лебедев С.А. и др.]; Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академ. Проект, 2010 (61109). - 731 с.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=42738

Дополнительная

4. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учеб. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 264 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinf

5. Логинова М.В. Основы философии искусства [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2013. – 159 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog.php?bookinfo=376903

6. Нижников С.А. Метафизика. Религия. Общество: философские диалоги [Электронный ресурс]: монография -М.: ИНФРА-М, 2013. - 424 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515228

7. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время [Электронный ресурс]: учебник для вузов. кн.1 -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 455 с. – Режим доступа: http://znanium.com/php?bookinfo=37690

8. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность [Электронный ресурс]: учебник для вузов. кн.1 -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с. - Режим доступа: http://znanium.com//catalog.php?bookinfo=391458

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Методические указания

Составитель: Пшимаф Муратович Хакуз

Редактор

Компьютерная верстка П.М. Хакуз

______________________________________________________

Подписано в печать Формат 60х84/8

Бумага офсетная Офсетная печать

Печ. л. 1 Изд. №_____

Усл. печ. л. Тираж экз.

Уч.-изд. л. Заказ № ____

Цена руб.

Кубанский государственный технологический университет

350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2, кор. А

Типография КубГТУ: 350058, г. Краснодар, ул. Старокубанская, 88/4

Наши рекомендации