Социальная нормативность и типы господства
Вебер попытался провести отчетливую границу между правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организационном характере, в наличии организованных групп специалистов-профессионалов — судей, прокуроров, адвокатов. Предназначение стражей закона в том, чтобы строго следить за соблюдением правопорядка и, при необходимости, наказывать виновных, а для этого государство снабдило их всеми полномочиями. Моральные нормы, в отличие от правовых, лишены институ-циальности и осуществляют свои регулятивные функции по-иному.
• 221 •
Вебер разработал концепцию легитимной власти в государстве, обозначив несколько типов легитимного господства. Первый, легальный, заключается в преобладании рациональных принципов управления. Он позволяет человеку считать, что он подчиняется не вышестоящим индивидам, а законам, под властью которых находятся как управляемые, так и управляющие. Второй тип властвования, традиционный, основывается не столько на законности, сколько на общем признании священного характера старых традиций и древних иерархий. Он включает в себя три разновидности власти — геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть племенных вождей) и патримониальную (власть монарха). Третий тип господства, харизматический, обозначает властные отношения, строящиеся на основе личной преданности вождю, государю-полководцу, пророку на вере масс в необыкновенную одаренность политического лидера. Понятие харизмы (от греч. harisma — высший, божественный дар), использовавшееся в католической теологии для обозначения особой избранности, отмеченности человека высшей благодатью, было социологизировано Вебером и стало использоваться для характеристик наиболее выдающихся государственных деятелей, полководцев, пророков, отличавшихся необыкновенными, дарованными судьбой способностями.
Каждому из указанных видов властвования соответствуют свои типы правовых систем. Вебер отдает предпочтение легальному типу, считая его наиболее соответствующим духу рациональности, господствующему в новое время в западной цивилизации. Чем рациональнее организованы механизмы правовой регуляции, тем эффективнее они решают стоящие перед ними практические задачи. Так обстоит дело с правовым государством, которое создает необходимые условия для того, чтобы граждане делали ставку преимущественно на це-лерациональные (предполагают, что субъекты отчетливо представляют цели своих усилий, характер допустимых средств и возможные реакции социального окружения) и ценностнорациональные (означают готовность руководствоваться ясно сознаваемыми мотивами эти-
ческого, религиозного или эстетического характера) модели социального поведения. На рациональной основе возможны приемлемые для цивилизованного сообщества комбинации интересов граждан с интересами государства.
Категория идеального типа
Вебер ввел в социологию понятие идеального типа как теоретической модели распространенного социального явления, интересующего исследователей. Образуясь в результате абстрагирования социологического сознания от множества эмпирических деталей, идеальный тип не только отображает социальную реальность, но и противостоит ей, указывая на то состояние, в котором может или должна пребывать данная реалия, и в этом втором качестве он представляет собой «утопию логически возможного». Идеальный тип возникает в результате целенаправленных усилий исследовательского мышления, создающего из пестрого хаоса социальных фактов логически стройный концептуальный «микрокосм». В зависимости от степени аутентичности и эвристичнос-ти, идеальные типы могут либо напоминать бэконов-ские «призраки» и скорее препятствовать, чем способствовать успешному познанию, либо же успешно функционировать в познавательной практике на протяжении длительного времени. В основе огромного разнообразия теорий, касающихся одного и того же объекта, например, государства, права, свободы, лежат различные по степени продуктивности идеально-типические модели этих социокультурных форм.
Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древнего Востока. Он видел в религии один из традиционных способов придания смысла социальным действиям человека, культурную форму, задающую и поддерживающую экзистенциальные смыслы, вносящую начала рациональности в мировоззрение и практику повседневного отношения к окружающей жизни. Благодаря
• 223 •
религии мир превращается в арену действия сверхъестественных сил и существ, которые все вместе составляют целостный космос. Религия не только творит и хранит смыслы, скрепляющие человека с мирозданием в единое целое, но и формулирует важнейшую цель человеческого существования, находящуюся на вершине иерархии больших и малых жизненных целей и обретающую вид идеи спасения. Одновременно она определяет нормативные рамки человеческого существования, поощряет одни формы поведения и запрещает другие, позволяет индивидам отчетливо формулировать свои исходные нравственные позиции, побуждает к социальным действиям, отвечающим религиозно-нравственным критериям и препятствует поступкам, не отвечающим этим критериям.
Л. ГУМПЛОВИЧ:
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЗИНТЕГРАЦИИ
Людвиг Гумплович (1838-1909) — польско-австрийский социолог. Был профессором университетов Кракова и Граца.
Основные сочинения: «Раса и государство» (1875); «Расовая борьба» (1883); «Основы социологии» (1885) и др.
Предназначение социологии
Гумплович считал, что теоретическая социология не вправе уклоняться от эмпирических фактов. Только на их основе она может строить какие-либо обобщения. Ее главная задача заключается в изучении динамики движения больших социальных групп в пространстве и времени. Это движение подчиняется вечным, неизменным законам, которые должна обнаружить социологическая наука. Подобные исходные ориентации позволяют социологии занимать особое место в комплексе социогумани-тарных наук, выполнять координирующую и интегра-тивную функции по обобщению и сведению воедино всех добываемых знаний о жизни общества.
Для Гумпловича социальные законы — это разновидность естественных законов. Первые обнаруживают
•224<
себя через такие факторы, как единообразие проявлений, ритмическая повторяемость (периодичность) основных процессов, обеспечение взаимодействия, координации и целесообразности усилий разнообразных социальных общностей, подчиненность всех человеческих усилий стремлениям к самосохранению, благополучию и властвованию над другими индивидами.