Культурно-исторических типов теория
ничем не отличающиеся от изделий традиционного домашнего производства.
Для совр, об-ва характерно индустриальное производство большинства предметов потребления и широкое развитие профессионализма во всех сферах культуры. Как индустриально производимые товары, так и продукты духовного производства (кн., живопись, музыка, скульптура и т.д.) имеют вполне опред., правда, не всегда широко известное авторство, подвержены влияниям моды и чаще всего несут на себе черты частичной инновации, хотя они могут иметь истоки в недрах традиционной культуры.
В об-вах, в широких масштабах воспринявших совр. урбанистическую индустриальную культуру, К.т. сохраняется лишь в сравнительно узких разрозненных «нишах*, а не в виде целостной системы. Тем не менее она продолжает играть существенную роль в быту, в формировании внутрисемейных и межличностных отношений, в ряде обрядовых сторон календарного и жизненного цикла, в домашней кулинарии, рукоделии и т.д. В производственной сфере она сохраняется лишь в отд. формах преимущественно нетоварного сельского хоз-ва, нек-рых промыслах и т.д.
Лучшие достижения К.т., культивируемые через самодеятельность, кооперированные ремесленные промыслы, профессиональную художественную культуру, организованные массовые гуляния, празднества и др. культ, мероприятия, остаются традиционными лишь по форме, т.к. пополняются идейно новым содержанием. Они должны рассматриваться уже не как ч. К.т., а как традиционалистиче-ская органическая ч. новой культуры.
Лит.: Чистяков К.В. Традиционные и вторичные формы культуры // Расы и народы. Вып. 5. М., 1975; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культ, традиции // Советская этнография, 1981. № 2; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимопонимание. М., 1989; Велик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998.
С.А. Арутюнов
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ типов ТЕОРИЯ— циклическая интерпретация соц.-истор. процесса, осн. на принципе полицентризма и многоли-нейности развития об-ва и культуры. К.-и.т.т. в своем классическом варианте в рус. соц-и изложена Н.Я, Данилевским в кн. «Россия и Европа» (1869) и представляет альтернативу линейно эволюционной европоцентристской концепции соц.-истор. процесса. К.-и.т.т. обосновывает идею невозможности единой для всего человечества линии соц. прогресса, доказывает ошибочность постулата о том, что культура существует только одна, непрерывно развивающаяся, что все народы и культуры можно иерархически упорядочить, подобно ступеням единой лестницы, вершина к-рой — культура европейская. К.-и.т.т. представляет соц.-истор. процесс многолинейным, развивающимся в разных руслах, где культ.-истор. типы, находящиеся на разных стадиях развития, могут в течение опред. периодов времени параллельно сосуществовать (китайский, индийский, европ., славянский и др.) либо сменять друг друга (греч., римский и проч.).
Каждый культ.-истор. тип имеет свои временные рамки, ритмы и темпы развития, подчиняясь собственной логике движения. При этом все они разновременно проходят через условные стадии: ρ ожде ни е^ молодость-» старость-» смерть или зарождение-»расцвет-»угаса-ние, будучи самобытными, уникальными, имея отличную от др. картину сои. бытия, религ., полит., нравственные устои, свою нац.-культ. доминанту. Развитие, опирающееся на собственные нац.-культ, особенности при любых технико-технологических заимствованиях, — задача и непременное условие успешного развития каждого культ.-истор. типа. Данилевский выразил это формулой: «Своя идеология, неважно чьи — техника и технология». К.-и.т.т. рассматривает соц. прогресс «не в том, чтобы все шли в одном направлении, а в том. чтобы все поле, составляющее поприще
Л
ЛЕГИТИМНОСТЬ(от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный) — юридический термин, применяемый в соц-и для характеристики соц. порядка, обладающего престижем, в силу к-рого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения. В специфически социол. смысле термин «Л.» введен М. Вебером для отличия эмпирической Л. соц. порядка, связываемой с его фактической значимостью для людей и проявляющейся в их поведении, от нормативной Л., характеризующейся формальным соответствием соц. порядка законам страны (легальностью). Л. явл. не столько свойством самого соц. порядка, сколько свойством совокупности фактических представлений о нем, отправляясь от к-рых люди ведут себя опред. образом, тем самым признавая его и сообщая силу соотв. законам. Поведение, основанное на Л., Вебе ρ отличает от «просто го единообразия» соц. поведения, опирающегося на обычай или сочетание интересов. Порядок, представляющийся индивиду законным, содержит свое высшее требование («максиму») в самом себе, не нуждаясь во внешнем обосновании.
По Веберу, содержание соц. отношений можно назвать порядком, обладающим Л., в том случае, когда поведение людей ориентируется на отчетливо определяемые «максимы», имеющие практическую значимость для индивидов, считающих их обязательными и непреложными. Порядок, утверждающий собственную значимость на вере в его Л., по мнению Вебера, обладает большей устойчивостью по сравнению с порядком, основанным на одних лишь целерацио-нальных мотивах (действие целерацио-нальное), или порядком, базирующимся только на обычае, привычке к опред. по-
ведению (действие традиционное). Л. соц. порядка, выражающаяся в значимости его норм, требований и образцов поведения, может сохраняться в отд. случаях и при их нарушении, если нарушители оказываются вынужденными скрывать свои проступки или преступления; сам факт необходимости для преступников скрывать свои поступки, нарушающие соц. порядок, свидетельствует о том, что он по-прежнему значим в кач-ве легитимного, задающего норму поведения.
Л. соц. порядка может быть гарантирована как внешне, так и внутренне. Внутренне она гарантируется аффективным (действие аффективное), ценностно-рациональным (действие ценностно-рациональное) и религ. образом. В первом случае имеется в виду чисто эмоциональная приверженность данному порядку; во втором — уверенность в его непреложности как выражении безусловных ценностей; в третьем — вера в то, что от сохранения данного порядка зависит высшее благо и спасение людей. Внешние гарантии Л. бывают условными и правовыми. Первые гарантируют Л. соц. порядка уверенностью в том, что любое отклонение от него натолкнется на порицание внутри опред. круга людей, для к-рых он считается значимым и законным; вторые — наличием специальной гр. людей, исполняющих функцию охраны порядка посредством применения силы.
Веберовская концепция Л. была использована представителями зап.-европ. соц-и 20 в. Его идеи развивались в соц-и права, соц-и политики. В США проблематика Л. разрабатывалась в соц-и Т. Парсонса. Свое понимание проблемы Л. в соц-и политики изложил С. Липсет, рассматривавший связь между Л. и эффективностью полит, системы.
ЛИДЕРСТВО
В1960-е — 1-й пол. 1970-х гг. проблема «кризиса Л.* занимала большое место в неомарксистской соц. философии, напр. в работах Ю. Хабермаса, к-рый проблематику легитимации сводил к вопр. о критическом обществ, обсуждении ценностей, узаконивающих соц. порядок, в целях более эффективного приспособления сознания индивидов к изменяющемуся бытию.
Лит.: Амер. соц-я. М., 1972; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Schmitt С. Legalitat und Legitimitat. Munch., 1932; Weber Μ. Gesammeite Aufsatze zur Wissen-schaftslehre. Tub., 1951; Habermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus, Fr./M., 1973.
Ю.Н. Давыдов
ЛИДЕРСТВО(от англ. leader - ведущий, рук,) — механизм интеграции и дифференциации соц. (групповой) деятельности, ее ролевой структуризации. Выражается в выделении, во-первых, индивида, оказывающегося в центре групповой жизни, в наиб, степени выражающего групповые интересы, формулирующего цели групповой активности, организующего гр. для их достижения, и, во-вторых, последователей, в той или иной степени, принимающих это Л. В совр. соц-и предлагаются разл. интерпретации феномена Л.: как управление и координация деятельности гр. или более широкой соц. общности, как влияние, как искусство согласовывать усилия людей, убеждать их.
Изучение Л. направлено на разработку методов эффективного Л., рекрутирования и отбора лидеров. Созданы социометрические и психометрические тесты и методики (К. Левин, Дж. Морено, К. Фидлер и др.) Б. Бэсс рассматривает стремление А изменить поведение Б как попытку Л., изменение поведения Б вследствие воздействия А — как успешное Л.; если же изменение поведения Б приносит Б удовлетворение, это эффективное Л. В иссл-ях Л. последовательно сменялись «теория черт* (Л. — феномен, порожденный специфическими чертами лидера), ситуационный подход (Л. —
функция ситуации), теория опред. роли последователей (Л. — функция ожиданий ведомых, принимающих или отвергающих Л.), реляционная теория, согласно к-рой следует учитывать весь комплекс вопр,; черты лидера, условия, в к-рых он действует, характер гр. и ее членов, проблемы, стоящие перед ней. Разработано множество типологий Л.: лидер — генератор идей, лидер — инициатор, лидер — организатор и т.д. в зависимости от выполняемой им роли. Наиб, известна типология Л. по М. Ве-беру: Л. традиционное, рационально-легальное, харизматическое.
По стилю различают авторитарное Л., осн, на единоличном направляющем воздействии лидера, часто на угрозе применения силы, и демократическое Л., инициирующее активность последователей, их участие в управлении; реже описывается «невмешивающийся» (либеральный) стиль Л. Различается формальное и неформальное Л.: первое связано с институализованными процедурами назначения руководителя, второе возникает на основе личных взаимоотношений участников. Ряд социологов считает, что только второе явл. подлинным Л., тогда как первое — отношение начальника и подчиненных. Большинство социологов считает оптимальным совпадение формального и неформального Л, Характер Л. связан с природой соц.-полит. строя, структурой и спецификой соц. гр. и конкр.-истор. ситуации.
Особым видом явл. полит. Л., действующее в системе институализованных властных отношений в масштабе гос-ва. Исследователи совр. полит. Л. (Л. Се-лигмен) выделяют ряд его особенностей. Это Л. «дистанционное», когда лидер и последователи не имеют прямого контакта, их отношения опосредуются СМИ, а также людьми, обслуживающими гос. машину. Это многоролевое Л., когда полит, лидер выполняет разл. роли, ориентируясь на ожидания своего непосредственного окружения, полит, партии, бюрократической исполнительной машины, электората, об-ва в целом.
личность
Полит. Л., будучи индивидуальным, отличается корпоративным характером, лидер становится в значительной мере символической фигурой, его многочисленные роли реально выполняют др. люди: ближайший штаб, советники, бюрократический аппарат. Механизм полит. Л. включает систему регуляторов, ин-тов, обеспечивающих легитимацию Л., его соответствие культ, ценностям и менталитету об-ва.
Лит.: Ашин Т.К., Охотский Е. В. Эли-тология. М., 1899; Блондель Ж. Полит, лидерство. М., 1992; Имидж лидера. М., 1994; Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Архангельск, 1996; Шестопал Е.Б. Полит, психология. М., 2002.
ч ■ ;; ■ Г.К. Ашин
ЛИЧНОСТЬ— целостность соц. свойств чел., продукт обществ, развития и включения индивида в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится Л. в процессе освоения соц. функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в кач-ве члена социума. Стремление слиться с соц. общностью (идентифицироваться с нею) и вместе с тем к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает Л. и продуктом и субъектом соц. отношений, соц. развития.
Формирование Л. осуществляется в процессах социализации индивида и направленного воспитания: освоения им соц. норм и функций (соц. ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоц., Л. приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых соц. общностей, членами к-рых явл. индивиды, т.е. кл., социально-профессиональных, нац.-этнич., соц.-терр. и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также соц. ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлени-
ях поведения и сознания, а с др. — придает Л. неповторимую индивидуальность, т.к. эти соц. обусловленные кач-ва структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. Л., т.о., интегрируется с индивидуальностью.
В кач-ве устойчивой целостности психических свойств, процессов и отношений Л. явл. предметом изучения в психологии. Социол. же анализ выделяет в Л. именно социально-типическое как целостность необходимых для выполнения обществ, функций характерологических и нравственных кач-в, знаний и умений, ценностных ориентации и соц. установок, доминирующих мотивов деятельности. В кач-ве субъекта соц. отношений Л. характеризует активная деятельность, к-рая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению культурой, унаследованной от предшествующих поколений.
Лит.: Кон И.С. Соц-я личности. М.. 1967; Ананьев Б.Г. Чел, как предмет познания. Л., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М,, 1975; Чел. как объект социол. иссл-я. Л., 1977; Кон И.С. В поисках себя. М., 19S4; Голо-ваха Е.И., Кроник Α.Λ. Психол. время личности. Киев, 1984; Психол. проблемы индивидуальности. Вып. 1—3. М.. 1983-1985.
В.А. Ядов
ЛОББИЗМ(от англ. lobby — кулуары) — разновидность закулисной. политики. Лоббисты — влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный опред. гр. законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими средствами. В США, напр., почти по каждой законодательной инициативе создаются гр. доверенных лиц, к-рые действуют в кулуарах Конгресса. В то же время Л. — это и постоянная деятельность хорошо финансируемых профессиональных «толкачей». Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в осн. юристов и крупных отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в