Теория культурно исторических типов О. Шпенглера

Каждая культура у Шпенглера – это одно из возможных решений проблем чело­вечества, каждая культура возни­кает в результате "пульсации жизни" как "вызов-от­вет", в результате чего появляются локальные замкну­тые культуры.

Шпенглеровские культуры имеют 3 стадии развития: зарождение, расцвет, упадок. Конечная стадия развития любой культуры – цивилизация (упадок). Цивилизация при­водит к упадку всех духовных сил: вместо поэзии, музыки, философии на первое место выступают военное дело, политика, бухгалтерия. На первом месте оказываются приклад­ные науки.

У Шпенглера у каждой культуры есть своя душа, характеризующаяся опреде­ленным первосимволом, который и формирует ее составляющие элементы. Душа культу­ры выражается в архитектурных, художественных, языковых, политических, философ­ских формах. И характеризуется определенной системой мироощущений. Так античная (апполоновская) душа, родившаяся на фоне замкнутого горного ландшафта, выбирает своим первосимволом единичное прекрасное тело. Отсюда, по Шпенглеру, грек живет в рациональном мире, его не волнует прошлое и будущее, не пытается заглядывать в глубины собственной души, не стремиться выйти за пределы трехмерного пространства, художники не отражают душевные порывы…

Европейская (фаустовская) душа возникает на бескрайних северных просторах, ее первосимвол – чистое, безграничное пространство. Отсюда, как считает Шпенглер, устремленность к бесконечному, стремление к созданию всеобъемлющих систем, миро­вых империй.

Шпенглер считает, что каждая культура непроникаема, между ними не существует никаких контактов, взаимовлияний. Им не анализируются культуры, сравниваются на основе поиска аналогий (сходство по функциям и содержанию) и гомологий (сходство по форме). Так философ считает гомологичными пирамиды и готические соборы, буддизм и римский стоицизм. Аналогичными считает троянскую войну и крестовые походы, поэмы Гомера и "Песнь о Нибелунгах".

Шпенглер называет 8 локальных культур: египетскую, китайскую, индийскую, вавилонскую, греко-римскую, майя, византийско-арабскую, западноевропейскую. Отмечал, что зарождаются признаки русского типа культуры.

Единственное что может спасти западноевропейскую культуру – утверждение сильной власти, которая сможет устранить противоречия. Заслуга Шпенглера: подверг критике идеи европоцентризма, однако, отверг взаимовлияние, единство человеческой истории.

11. Концепция развития культуры А. Тойнби."Вызов"и"Ответ".
Главным трудом жизни А. Тойнби является, как отмечалось, "Исследование истории", представляющее собой обозрение всемирной истории в форме, по его словам, "культурно-исторической монадологии", т. е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которые он называет "цивилизациями". Хотя представление А. Тойнби сложилось под влиянием О. Шпенглера, оно отличается двумя аспектами. Во-первых, наряду с естественной необходимостью А. Тойнби признает за человеком способность к свободному самоопределению; во-вторых, циклическую модель исторического процесса О. Шпенглера он модифицирует признанием объединяющей роли мировых религий (буддизм, христианство, ислам), которые, по его мнению, и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.

По Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, надлом, упадок и разложение) определяется "законом вызова и ответа", согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным "ответом" на "вызов" исторической ситуации. Адекватный "ответ" – это заслуга "творческого меньшинства" (элиты), которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в "господствующее меньшинство". Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Банкротство "господствующего меньшинства", его неспособность справиться с обстоятельствами и непрестанно возникающими новыми проблемами приводит к "надлому", а затем – к окончательной гибели цивилизации.

Возникновение культуры. Особенности первобытной культуры.

Первобытная эпоха – это наибольший период в истории человечества – от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру – что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV – начало III тысячелетия до нашей эры), и традиционную первобытную культуру.

В течение первобытной эпохи происходили такие процессы:

o антропогенез–биологическая эволюция человека, которая завершилась приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида"человека разумного"(Homo Sapiens), а также основных человеческих рас;

o формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка;

o расселение человечества по всем континентам;

o переход людей от присваивающего ведения (охота, сборщица) хозяйства к воспроизводящему труду (земледелие и скотоводство);

o социогенез – формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации;

Наши рекомендации