Теория общественного договора Т. Гоббса (1588-1679)
Основное социально-политическое произведение Гоббса - «Левиафан».Естественное состояние человечества Гоббсрассматривал как «войну всех против всех». В этом состоянии все равны, нет никаких законов и норм, однако жизнь каждого человека находится под постоянной угрозой. С целью обеспечения собственной безопасности, люди вступают в соглашение, в результате которого на государя переносятся права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Самым опасным состоянием Гоббс считал состояние первобытной анархии, которое возникнет тотчас, как только будут поколеблены основы государственного строя. Именно поэтому он не допускал не только никакой революции, но даже какой-либо критики существующего государства. Договор, следовательно, заключался один раз и без права расторжения. В соответствии с этими представлениями Гоббс даже преобразовывает аристотелевскую классификацию форм государственного устройства: из нее удаляются все искаженные формы, ибо, уже само определение какого–либо государственного устройства как искаженного, является особой формой его критики. Кроме того, для своей эффективности договор должен базироваться на устрашении, и не случайно философ сравнивает государство с легендарным чудовищем Левиафаном. Идеалом Гоббса была монархия, он был противником разделения властей. С критикой теории Гоббса выступил Локк.
18.3.2. Теория общественного договора Дж. Локка (1632-1704)
Основное социально-философское произведение Дж. Локка – «Два трактата о правлении».В отличие от Гоббса, видевшего в естественном состоянии лишь всеобщую «войну всех против всех», Локк считал, что и в ту эпоху действовало некое, врожденное каждому человеку «естественное право», согласно которому «никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого». Однако в локковском естественном состоянии это право является лишь нравственным императивом, и каждый оказывается сам судьей в собственном деле. Поэтому люди также заключают общественный договор и учреждают государство, но, в отличие от концепции Гоббса, делают они это не столько ради безопасности, сколько ради защиты собственности и свободы. В итоге, основной задачей государства является защита естественного права, и, в случае невыполнения этого условия, договор может быть расторгнут, в том числе с помощью революции. Поскольку в концепции Локка договор заключается между гражданами и правительством, за его выполнением следит третья сторона – независимая судебная власть. Таким образом, Локк одним из первым поставил вопрос о путях защиты человека от произвола всесильной государственной власти.
Учение Локка о естественном праве легло в основу современных представлений о неотчуждаемых правах человека.
18.3.3. Взгляды на общества Ж..Ж.. Руссо (1712 –1778)
Основные социально-философские произведения Руссо – «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми»).Подобно Локку, он стоял на позициях естественного права и общественного договора и признавал право народа оказывать сопротивление и свергать любую антинародную власть. Однако он критически относился к якобы достижениям цивилизации, видя в развитии наук и искусств источник большинства бед человечества. Социальное неравенство между людьми он объяснял частной собственностью. Руссо романтизировал первобытное состояние, призывал к «простой», безыскусной, естественной жизни.
Все рассмотренные в данной теме концепции относятся к разряду социально-философских учений. Однако в середине 19 века в качестве самостоятельной дисциплины возникает социология, которая изначально четко противопоставляет себя социально-философским учениям.