Анализ, обобщение результатов и отчет
Этапы социологического исследования
СИ состоит из ряда последовательных этапов работы, связанных логикой деятельности, но различающихся спецификой выполняемых операций, своим набором технических приемов.
Разработка программы СИ (подготовительный этап СИ)
Методологический раздел
- формулировка и обоснование проблемы
- определение цели и задач исследования
- определение объекта и предмета СИ
- анализ основных понятий и предварительное описание предмета СИ
- формулировка рабочих гипотез
Методико-процедурный раздел
- составление рабочего плана исследования
- расчет выборки
- разработки социологического инструментария
- определение способов проверки данных
- оформление заказа, составление договора
- выбор метода сбора информации
Сбор социологической информации (полевой этап СИ)
- раздача социологического инструментария
- его сбор
- анализ документов
Обработка информации
- выбраковка социологического инструментария
- кодирование информации
- формирование базы данных
- составление рядов распределений
- составление таблиц
- построение графиков
Анализ, обобщение результатов и отчет
- анализ таблиц и графиков
- группировка (статистическая)
- ранжирование информации
- шкалирование
- индексирование
- выявление зависимостей (корреляция)
- обобщение информации и ее интерпретация, составление отчета.
Разработка программы социологического исследования (СИ)
- формулировка и обоснование темы и проблемы (актуальность темы и проблемы)
- определение объекта и предмета социологического исследования
- определение цели и задач исследования
- формулировка рабочих гипотез
- анализ основных понятий и предварительное описание предмета социологического исследования
«Программа (проект) СИ»
Любое научное исследование начинается с предварительной работы, которая называется разработкой программы.
Программа социологического исследования относится к типу стратегических документов научного исследования (это методологические, методические и процедурные основы исследования объекта). Ее цель: представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. В течение СИ она часто пополняется, уточняется, дорабатывается.
Методологический раздел включает определенную последовательность выполняемых операций. Разработка программы начинается с осознания и формулирования темы и проблемы исследования.
1. Формулировка и обоснование темы и проблемы
Необходимо помнить, что проблема по отношению к теме выступает как часть целого, а тема может быть заявлена достаточно широко. Формулировка проблемы конкретизирует тематику исследования, определяет его фокус.
Несколько примеров соотношения темы и проблемы исследования
Тема: Отношение населения к разводам. Проблема: Сложившееся противоречие между ориентацией общества на устойчивую семью и ростом числа разводов.
Тема: Исследование текучести кадров. Проблема: Противоречие между потребностью повышения эффективности общественного производства и препятствующим этому нерегулируемым перемещением работников.
Тема: Обследование бюджетов времени. Проблема: противоречия между относительно равными запросами в использовании свободного времени мужчинами и женщинами и неравными возможностями в реализации этих запросов.
· Термин "проблема" связан обычно с чем-то непознанным, но для определения роли и функции проблемы в процессе социального исследования эта характеристика недостаточна.
· Под проблемой понимается противоречие, появляющееся в процессе деятельности, между постановкой и возможностью реализации цели. Проблема приобретает практическое значение, когда охватываемое ею противоречие осознаётся человеком. Научные проблемы являются выражением объективной потребности в знаниях.
· Проблема должна быть "подлинной", т. е. научно объективной. Значит, ожидаемые данные должны обладать практической или научной ценностью.
Процесс исследования начинается с осознания проблемной ситуации. Под проблемной ситуацией понимается осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему.
Недостаточность имеющихся знаний о данной области есть необходимое, но не единственное условие научной проблемной ситуации. Лишь с определением проблемной ситуации исследователь встаёт перед проблемой. Проблемная ситуация может возникнуть лишь при активном и сознательном столкновении человека с окружающей средой.
Для выявления проблемы очень важно определить, что мы знаем и чего не знаем об объекте исследования или его какой-то стороне. Проблема – это выход за пределы изученного.
Проблема появляется, когда:
- осознана проблемная ситуация – противоречие;
- не хватает информации о реальной ситуации;
- не описаны в научном плане стороны явления;
- есть заинтересованность у какого-то ее исследовать и найти способы регулирования, влияния на предмет исследования.
Выделяют 2 стороны проблемы: гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблема - это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных, практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приёмов реализации этих необходимых действий.
Предметная сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов.
Социальная проблема - противоречивая ситуация. Для организаторов СИ социальная проблема выступает в качестве состояния “знания о незнании” определённых сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития.
В социологии различают 5 подходов в классификации социальных проблем:
- по цели исследования (проблемы гносеологического и предметного характера);
- в зависимости от “носителя” (проблемы различных социальных групп, социальных институтов и т. д.);
- по масштабу распространенности (региональные, локальные);
- по времени действия (могут быть краткосрочные, среднесрочные, длительные);
- по глубине противоречия (различают одноплановые, затрагивающие одну из сторон социального явления или процесса; системные, отражающие дисбаланс всей системы, элементов целостного явления и проблемы, порождённые противоречиями функционального характера).
При формулировке проблемы необходимо, чтобы в ней сама проблемная ситуация получила точное отражение. Следует избегать двух крайностей:
· во-первых, выдвижение “мнимых” проблем,
· во-вторых, проблем слишком широкого плана.
2. Определение объекта и предмета
Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.
Объект социального исследования - носитель той или иной социальной проблемы. В исследовании может быть и 2 объекта, например, студенты и преподаватели, работники и администрация какого-либо предприятия.
Предмет - включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему. Другими словами - предмет - концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.
3. Цель исследования
Цель исследования указывает на стратегию исследования, на установление закономерностей некоторого социального процесса. Она определяется двояко:
· либо как теоретико-прикладная (научное решение проблемы с последующим его приближением к практике),
· либо преимущественно прикладная (связанная с практическим регулированием определённых социальных процессов).
Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей.
Цель исследования логически диктует структуру его основных задач, которые впоследствии требуют уточнения в виде ряда частных программных задач.
4. Задачи социологического исследования
Под задачами СИ понимаются конкретные целевые установки, направленные на решение проблемы.
Формулируются задачи в соответствии с целью и гипотезами исследования и могут быть разделены на основные и дополнительные.
Основные задачи исследования заключают в себя поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.
Решение основных задач предполагает реализацию определённого числа связанных с ними дополнительных задач.
5. Формулировка гипотез исследования
Прогнозирование способов решения исследовательской проблемы осуществляется в форме гипотез, выделение которых является необходимым элементом поиска.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.
Предварительное выдвижение гипотез предопределяет внутреннюю логику всего процесса исследования. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.
Гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.
Гипотезы, сформулированные до СИ называются рабочими (первичными).
Источниками гипотез являются:
- знания и навыки, приобретенные практикой
- аналогия, перенос знаний от одних явлений на исследуемое
- интуиция исследователя
Гипотезы дают вероятность объяснения проблем.
Требования к гипотезам: ясность, непротиворечивость друг другу, проверяемость.