Типы социального сотрудничества.

Сотрудничество между двумя или более особями обычно начинается с привлечения. Индивиды не просто натыкаются друг на друга, а сближаются, причем часто с большого расстояния. В апреле самцы западного соловья (Luscinia megarhynchd) появ­ляются на местах своего размножения. Их прилет легко заметить по громкому непрерывному пению. Очень приятно смотреть на них ранним утром. Часто хорошо заметно, что каждый самец ограничивает свои перемещения мелким участком земли, со­бственной территорией. Все самцы еще одиноки — самок пока нет. Если наблюдать за самцом изо дня в день, однажды можно обнаружить, что прилетела самка и присоединилась к нему. С это­го момента они живут парой. Зная, что каждая самка появляется в одиночку и намного позже самца, пролетев огромное расстоя­ние с места своей зимовки в Средиземноморье до наших широт, встрече соловьев различного пола остается только удивляться. Как они находят друг друга?

Другой, не менее показательный пример — бабочка сатурния. Один из южных видов этого рода, Satumia pyri, изучался знамени­тым французским энтомологом Фабром. Он сообщает, как самка, вылетевшая из куколки в неволе, окружается вскоре после этого многочисленными самцами, некоторые из которых, вероятно, пролетели для встречи значительное расстояние, поскольку вид в данной области редок. Ряд аналогичных наблюдений проведен и с другими бабочками, в частности из семейств коконопрядов, волнянок и мешочниц. [24]

Такие примеры поражают, поскольку демонстрируют возмо­жности, на первый взгляд значительно превышающие наши со­бственные. Однако в принципе они не загадочней способностей многих других видов, особи которых находят друг друга на гораз­до более коротком расстоянии. Комары в своих стаях, дельфины и море, гусиные семьи на фермах и бессчетное число других при­меров животных, собирающихся или держащихся вместе, так же удивительны, как и два описанных выше случая. Прежде всего не­известно, какие сенсорные органы при этом используются. Видят ли особи друг друга? А может быть, слышат или обоняют? Или используют еще неведомые нам органы чувств? А если и ясно, ка­кой орган применяется, почему они реагируют на обращенное к ним сообщение? Как они «узнают», что оно значит? Короче, ка­ков механизм сотрудничества? Далее, желательно знать, для чего служит объединение особей. В случае спаривания это ясно. Но ка­кая польза скворцам или ласточкам собираться в огромные стаи? Или же, углубляясь в детали, какова функция «поклона» самца бабочки сатира?

Когда животные собираются вместе, возникают различные ти­ны сотрудничества. Простейший из них можно выразить формулой «Делай, как я». Когда одна серебристая чайка спасается от опасности, другие следуют за ней. Когда домашние куры, даже только что удовлетворив свой голод, видят, что одна из них снова начинает есть, они присоединяются к ней точно так же, как уже упоминавшиеся трехиглые колюшки. Этот принцип «симпатиче­ской индукции» (по терминологии Макдугалла) заметен в дей­ствиях многих социальных животных, включая человека. Мы зе­ваем, видя, как зевает другой, пугаемся, заметив признаки сильно­го страха у другого человека. Речь здесь не о подражании; реаги­рующие особи не научаются выполнять определенные движения, наблюдая за действиями других; просто у них появляется такой лее настрой и происходит врожденная двигательная реакция.

Наблюдения за воздушными маневрами стаи скворцов или других птиц дают представление о другом типе сотрудничества. Эти животные не только летают, когда летают другие, но и так же направляют свой полет. Поразительно видеть, как тысячи сквор­цов, кружащие зимним вечером вокруг места своего ночлега, сво­рачивают будто по команде. Их сотрудничество настолько совер­шенно, что забываешь об отдельных особях и автоматически ду­маешь о птицах как о едином облаке, как об одном огромном «сверхиндивиде».

Во всех этих случаях участвующие во взаимодействии живот­ные занимаются одним и тем же. Однако при многих других типах сотрудничества наблюдается разделение труда. Например, у хищ­ных птиц самец обычно добывает корм для всей семьи, а самка охраняет выводок. Самец приносит пищу к гнезду, но сам птенцов [25] не кормит, а протягивает добычу партнеру (рис. 10), который и передает ее потомству. Многие птицы начинают снова размно­жаться, когда «первая смена» птенцов еще не способна заботиться о себе. Это значит, что родителям приходится насиживать яйца и охранять потомство одновременно. У козодоя (Caprimulgus europaeus) обязанности разделены: самец находится при выводке, а самка сидит на яйцах. У кулика-галстучника (Charadrius hiaticu-ld) партнеры периодически подменяют друг друга: гулявший с птенцами возвращается на гнездо, а насиживавший яйца уходит к потомству. Естественно, здесь необходимы тесное сотрудниче­ство и синхронизация действий.

Типы социального сотрудничества. - student2.ru

Рис. 10. Самец пустельги пере­дает добычу самке.

Разделение труда достигает кульминации у медоносных пчел. Яйца здесь откладывает только матка. Задача самцов (трутней) заключается лишь в оплодотворении девственных маток. Все про­чие обязанности выполняются рабочими особями, т. е. бесплод­ными самками. Некоторые из них строят соты, другие кормят ли­чинок, третьи охраняют улей и отгоняют врагов, четвертые вы­летают на сбор нектара и пыльцы и т. д.

Типы социального сотрудничества. - student2.ru

Рис. 11. Черный дрозд кор­мит птенцов.

Разделение труда часто требует четкой согласованности дей­ствий. Хорошие примеры тому — брачное поведение бабочки са­тира и, естественно, многих других видов. Ухаживание самца сти­мулирует самку к взаимодействию, а во время самого спаривания движения особей и их половых органов точно согласованы. Спо­собы такого сотрудничества у различных видов неисчерпаемы. Часто оно еще сложнее, чем у упоминавшихся выше видов, — стоит лишь подумать о стрекозах, кальмарах, змеях или трито­нах. Однако даже в простейшем случае перед исследователем встают нерешенные проблемы. Каждый, кто потратит хотя бы час времени, наблюдая за черным дроздом или другой певчей птицей, кормящей своих птенцов, увидит такой тип сотрудниче­ства в действии. Пока родители летают за кормом, потомство [26] лежит в гнезде спокойно. Однако, стоит взрослой птице опуститься па край гнезда, птенцы вскакивают, вытягивают шею и распахи­вают клюв (рис. 11). Родитель реагирует на это, наклоняясь и опу­ская пищу в рот одному из птенцов. Тот проглатывает полученное и успокаивается. Только это еще не конец: обычно птица чего-то ждет, пристально вглядываясь в гнездо. Скоро в куче потомства можно заметить движение: один-два птенца начинают трясти животами, кольцо игловидных перьев вокруг их клоаки расходится, и из нее появляется чистый белый комок фекалий. Он подхваты­вается родителем, проглатывается им или уносится и выбрасы­вается на некотором расстоянии от гнезда. Таким образом в результате сотрудничества осуществляется чистка последнего: птенец ловко предъявляет родителю нечистоты, а тот их устраняет.

Типы социального сотрудничества. - student2.ru

Рис. 12. Мальки Tilapia natalensis возвращаются к матери.

У некоторых рыб можно видеть другой пример согласованно­го поведения. Самка крупного цихлового Tilapia natalensis захватывает икринки ртом сразу же после того, как самец их оплодот­ворил, и там их вынашивает. Когда выклевываются мальки, они сначала остаются во рту, но через несколько дней стайкой выплы­вают наружу и остаются поблизости от матери. В случае опасно­сти потомство устремляется к материнскому рту (рис. 12), она впускает его внутрь и держит там, пока тревога не минует.

Число таких коротких рассказов о сотрудничестве между осо­бями, безусловно, можно умножить. Спектр феноменов, наблю­даемых в царстве живого, гораздо разнообразнее, чем я в силах рассмотреть в этой небольшой книжке.

В целом все такие примеры можно сгруппировать в четыре ка­тегории, каждая из которых иллюстрируется одним или более из рассмотренных выше видов.

Во-первых, самец и самка встречаются для спаривания. Их взаимодействие приводит к оплодотворению и росту новых осо­бей. Оно служит цели, которая не может быть достигнута каждым [27] из партнеров в одиночку. Обычно активную роль при этом играют и самец, и самка, хотя, как правило, самец более активен.

Во-вторых, родители (или один из них) охраняют потомство или заботятся о нем до тех пор, пока в этом есть необходимость. Здесь отношения по своему результату односторонние. Родители «помогают» молоди, а та им не «помогает». Однако, как позво­ляют предполагать первые поверхностные наблюдения и под­тверждает анализ, и здесь речь идет именно о сотрудничестве, по­скольку потомство стимулирует родителей, вызывая их реакции, и наоборот.

В-третьих, ассоциация особей распространяется у многих ви­дов за пределы семейной жизни на групповое сосуществование. Поскольку в последнем можно найти так много аспектов, общих с семейной жизнью (вполне вероятно, что часто это не что иное, как экстраполяция семейных отношений), семейная и групповая организации будут обсуждаться вместе.

Наконец, особи могут взаимодействовать совсем иным пу­тем — драться. На первый взгляд драка кажется прямой противо­положностью сотрудничества, т. е. антагонизмом. Однако я на­деюсь показать, что схватка между особями одного вида, хотя и не приносит пользы им самим, крайне важна для вида в целом, как бы парадоксально это ни звучало. Опасность для особи здесь в принципе такая же (хотя и отличается по степени), что и при спа­ривании или защите потомства. Очевидно, однако, что спарива­ние и охрана молоди служат сохранению вида, в то время как при драке это не сразу заметно. В гл. 4 будет показано, какую функ­цию она выполняет и почему ее также следует считать одним из типов сотрудничества.

В следующих главах мы обсудим разнообразные способы ор­ганизации видами этих четырех типов социального сотрудниче­ства, они будут сгруппированы в зависимости от функции, кото­рой служат, а не в соответствии с лежащими в их основе механиз­мами. [28]

Наши рекомендации