Типы социального характера

Психокультурные типы личности. Существующие в современном обществе много­образие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различ­ных психокультурных типов личности. В настоящее время существует несколько подходов к типологизации личности в контексте ее взаимодействия с социокультурным окружением. Очень влиятельным, в частности, является вариант типологизации личности, берущий свое начало из классических работ выдающегося швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип «самость», проявляющий свои констутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Однако вопло­щение самости как ядра индивида происходит по-разному в зависимости от особенностей,

33 выделенных Юнгом двух основных типов личности. Первый из них - экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психическая энергия ориентирована наружу, на социальные взаимодействия с другими людьми. Второй тип - интровертирован-ная личность, психоэнергетика которой опрокинута вовнутрь, ей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.

Опираясь на классификацию типов личности, осуществленную еще в 1923 г. Юнгом, и на разработанный на основе этой классификации К.Бригои и И. Маером индикатор типов личности, американские специалисты в области социальной психологии О.Крегер и Дж. Тьюсон выделили 16 психотипов личности, знание которыхпомогает разрешать межлично­стные проблемы, возникающие в мененджменте, политике, любви, культуре и других сферах деятельности. Типологические особенности людей, считают Крегер и Тьюсон, можно рас­пределить по четырем основным парам противостоящих предпочтений:

- экстравертный - интровертный;

- сенсорный - интуитивный;

- мыслительный - чувствующий;

- решающий - воспринимающий.

Для экстраверта характерны внешние проявления энергии, общительность, активное взаимодействие с другими людьми, широта связей с ними, активное расходование психиче­ской энергии, импульсивность в чувствах, выражениях и поступках.

В противоположность этому интроверты отличаются замкнутостью, сосредоточенно­стью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний и чувств, ограниченными связя­ми с окружающими, преимущественно внутренней реакцией на происходящие события, за­думчивостью, сохранением психической энергии, умением отгородиться от разговоров и те­лефонных звонков, сконцентрировать свое внимание на какой-то проблеме.

Социокультурные типы личности. С точки зрения особенностей включения людей не только в культурную, но и более обширную социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокуль­турных типов личности. Наиболее распространенным из них является специфический тип личности - модальный. Этот термин употребляется для обозначения наиболее часто встре­чающегося в обществе на определенным этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами куль­туры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий. Например, в Советском Союзе в годы первых пятилеток модальным типом личности можно было объе­динить так называемых «выдвиженцев» - людей, которых выдвигали на руководящие долж-

34 ности или направляли на учебу на рабфаки и в вузы «от станка», «с колхозных полей», чтобы сформировать преданный советской власти социальный слой управленцев и специалистов. Модальный тип личности имеется в виду, когда говорят «о среднем» американце, «типич­ном» японце или украинце.

Наряду с модальным, реально господствующим или превалирующем в обществе, су­ществует так называемый базисный тип личности. Характеристика данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким критериям должен отвечать индивид, чтобы его деятельностный личностный потенциал с наибольшим эффектом реализовался в соци­ально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социаль­но-экономического, политического и социокультурного развития общества. Базисный тип личности - это характеристика человека, у которого через обширную сеть микроотношений с различными людьми, предметами, общностями, событиями просвечивает вполне опреде­ленная конфигурация глубоконравственных макроотношений к отечеству, к труду, к людям, природе, культуре, человечеству и его движению к лучшему будущему. Это своего рода эта­лон, к соответствию с которым должен стремиться сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении своих целей, значит, данный индивид будет соот­ветствовать характерологическим особенностям базисного типа личности. Показателями ре­ального воплощения этих характерологических особенностей в жизнедеятельности отдель­ных личностей и их групп будут нравственный калибр их поступков и характер последствий этих поступков как непосредственно для данного индивида, так и для общества в узловых точках его жизненного пути. Такие точки неизбежно возникают у каждого человека при окончании школы или вуза, при выборе спутника жизни, при назначении на престижную должность или высокий пост или при неожиданном смещении, а особенно в экстремальной ситуации.

В социологии и социальной психологии обычно выделяется специфический тип лич­ности, называемый маргинальным. Впервые понятие «маргинальный человек» было введено известным американским социологом Р. Паком еще в конце 20-х гг. прошлого века при ис­следовании межэтнических конфликтов. Маргиналами он назвал тех людей, которые нахо­дятся как бы на границе между двумя или более социальными группами, но не принимаются ни одной из них в качестве полноправных участников. Основные признаки маргинального типа личности таковы: серьезные сомнения в своей личностной ценности; неопределенность связей со своим ближайшим окружением, в частности с друзьями, и постоянная боязнь быть

35 отвергнутым; тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать униже­нием; болезненная застенчивость в присутствии других, в первую очередь незнакомых лю­дей; одиночество и чрезмерная мнительность; излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного действия; неспособность наслаждаться в полную меру и уверенность в том, что окружающие обращаются с ним несправедливо. Лица маргинального типа обычно сталкиваются с трудностями при формировании морального выбора. Они обычно убеждены, что как бы они ни поступили, какой бы выбор действий ни осуществили, кто-то будет ими недоволен. В крайних случаях маргиналы могут дойти до такой степени отчуждения от са­мих себя, за которой наступает социальная деградация личности, ее деперсонализация. Осо­бенно характерны такие ситуации в обществах, переживающих сложные перипетии социаль­но-экономических и социокультурных трансформаций.

Вместе с тем, социологические исследования позволили установить, что маргиналь­ные личности, менее привязанные к одной-единственной системе ценностей и привыкшие учитывать и принимать различные возможные решения и ориентации, оказываются в со­стоянии осуществить менее стандартную, более творческую деятельность. В таком случае способны возглавлять этнические и политические движения, стать видными деятелями куль­туры. Наиболее характерными примером здесь может служить очень различная по содержа­нию и направленности деятельность таких радикально отличающихся друг от друга лично­стей, выросших среди маргиналов, как М. Горький, с одной стороны, А. Гитлер и Б. Муссо­лини - с другой.

В последнее время мы слышим словосочетание «новые русские», за которым прогля­дывает действительно новый социальный тип личности, складывающийся в современном обществе. Этот тип личности характеризуется высокой социальной активностью и предпри­имчивостью, не очень строгим (с точки зрения морали) отбором средств и путей, приводя­щих к успеху, прежде всего, к высокой прибыли. Он не очень отягощен приверженностью к высоким духовным ценностям, но очень цепок, живуч и социально устойчив в различных жизненных ситуациях, в том числе кризисных и конфликтных.

Глубокая трансформация всех систем и структур постсоветского общества - экономи­ческих, социальных, политических, культурных, этнонациональных, профессиональных и др. - требуют формирования нового типа личности - демократического. Этот тип характерен приоритетным значением прав и свобод личности; активностью и глубокой осознанностью социальной позиции; высокими нравственными критериями оценки деятельности как своей, так и других людей, их групп, партий, движений и т.п.; высокой целеустремленностью; со­циальной ответственностью в своих ценностных ориентациях и повседневной деятельности; способностью к творческому самовыражению.

36 В зависимости от глубины и силы влияния культуры можно разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоя­тельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сло­жившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, по­литике, спорте и т.д.); что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Вторую группу составляют такие лич­ности, которые всегда уверены в себе, готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Действия первого типа личности - назовем ее лич­ностью реактивного типа - развертываются чаще всего по схеме; стимул - реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Второй тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Именно свобода выбора и активные действия по реализации этого выбора превращают человека в активного субъекта жизнедеятельности, способного изменить обстоятельства, в большей или меньшей степени повлиять на окружающих людей, действовать целеустремленно и эффективно. А это означа­ет, что у такой личности между стимулом и реакцией появляются еще и такие звенья, как способность к анализу ситуации и к самоанализу, воображение, совесть, независимая воля, активное ценностно-ориенторованное (действие во имя ценностей совести, чести, достоинст­ва, ответственности и т.п.) и целерациональное действие (активное действие по достижению поставленной цели, рационально осмысленное и сопровождаемое выбором эффективных средств, адекватных цели и достаточных для того, чтобы достичь ее). Личность такого типа -назовем ее проактивной - всегда действует активно и целеустремленно.

Наши рекомендации