Аналитическая школа в социологии


удается описать не только функциони­рование больших систем, но и, напр,, распределение ролей в семье.

С сер. 1970-х гг. структурный функ­ционализм перестает быть господствую­щей социол. школой в зап. соц-и. Одна­ко влияние его по-прежнему очень ве­лико.

Л.Ф, Филиппов

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СО­ЦИОЛОГИИ— направление в зарубеж­ной соц-и, связанное с именем польского социолога Ф, Знанецкого (1882—1958). Позднее получило развитие в Чикагской школе. Рассматривая действие социальное чел. в кач-ве осн. объекта социол. иссл-я, Знанецкий подчеркивал значе­ние анализа индивидуального сознания, особенно изучения механизмов осмыс­ления и оценки индивидом ситуации, в к-рой он действует. Эта оценка, по его мнению, организует установки личности и тем самым обусловливает ее поведе­ние. А.ш. в с. трактует установки как ориентации, отношения индивида к соц. ценностям, к-рые, в свою очередь, опред. как объекты, имеющие значение для членов к.-л. соц. гр. Среди таких объектов представители А.ш. в с. выде­ляют в кач-ве имеющих первостепенное значение для функционирования об-ва те относительно ясные и формальные правила, нормы поведения, при помощи к-рых гр. регулирует действия своих членов. Метод социол. иссл-я, отстаи­ваемый А.ш. в с, — аналитическая ин­дукция, тесно связанная акцентом на изучение индивидуального, неповтори­мого внутреннего мира, установок, цен­ностных ориентации индивида, выра­женных, напр., в личных, биографиче­ских док-тах.

В отличие от методов естественно­научной школы в соц-и, к-рые опирают­ся на индукцию через перечисление, на стат. данные и их обобщение, пренебре­гая изучением индивидуальных, конкр. единиц анализа, аналитическая индук­ция стремится выявить характерные чер­ты рассматриваемого явления или про­цесса с помощью качественного иссл-я

конкр. случаев и выделения опред. ти­пов (метод типичных случаев). Она на­шла свое развитие в методе биографиче­ском и методе изучения отд. случая. Теор.-методол. слабость А.ш. в с. связа­на прежде всего с преувеличением роли представлений и установок индивидов как факторов, определяющих характер и содержание соц. процессов; с принци­пиальной недооценкой объективных соц. факторов и отношений. Отсюда и те трудности, с к-рыми сталкиваются по­следователи А.ш. в с. при попытках ор­ганически сочетать анализ соц. поведе­ния индивидов с обобщениями, относя­щимися к социетальным процессам.

Лит.: Амер. социол. мысль: Тексты. М, 1996; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 3. М„ 1998; Park R.K, Burgess E.W. Introduction to the Science of Society. Chi., 1929; Bullner M. The Chicago School of Sociology: Institutionalization, Diversity and the Rise of Sociological Research. Chi., 1984; Coser L, Chicago Sociology // The Blackwetl Dictionary of Twentieth Century Social Thought. Oxford, 1993.

И.Ф. Наумова

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ -см

Анкетирование.

АНКЕТИРОВАНИЕ- вариант метода социол. опроса, при к-ром респонденты (опрашиваемые) получают анкету для самостоятельного чтения и заполнения. В отличие от интервьюирования, при к-ром интервьюер после установления контакта с респодентом и получения со­гласия на участие в опросе сам задает опрашиваемому каждый вопр. и фикси­рует в вопроснике полученный ответ, при анкетировании респондент само­стоятельно читает вопр. и фиксирует свои ответы в тексте анкеты в соответст­вии с правилами, к-рые объясняет анке­тер перед началом опроса.

По рам. основаниям выделяются след. виды анкетирования. В зависимо­сти от численности опрашиваемых раз­личают индивидуальное и групповое А. С учетом места проведения опроса су-



АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕССОВОЕ

шествуют: А. по месту жительства, рабо­ты, учебы; в целевых аудиториях (зрите­ли театра, кинотеатра, посетители вы­ставки, пациенты в больнице и т.п.). По способу доставки анкеты к респонденту различают: раздаточное А. (анкета остав­ляется респонденту для заполнения, за­тем забирается анкетером в условленное время), почтовое (рассылка анкет по почте с оплаченным конвертом для от­вета), прессовое (публикация анкеты в СМИ, Интернете). По степени участия анкетера различают А. в присутствии анкетера, к-рый инструктирует респон­дента перед началом опроса и помогает ему, в случае надобности, непосредст­венно в процессе заполнения анкеты. А. в отсутствие анкетера проводится при раздаточном (курьерском) виде анкет­ного опроса, когда контакт анкетера с респондентом ограничивается вводным инструктажем при вручении анкеты о правилах ее заполнения, а затем при ее возвращении анкетер производит кон­трольный просмотр заполненной анке­ты и отвечает на вопр., возникшие у респондента при ее заполнении.

Каждая из разновидностей А. имеет свои метод, и организационные особен­ности, связанные с обеспечением досто­верности получаемой эмпирической ин­формации. Наиб, очевидные и привле­кательные для социолога преимущества метода А. в массовых опросах состоят в его оперативности, экономичности и ор­ганизационной доступности по сравне­нию с методом интервью. Меньшим числом анкетеров можно опросить боль­шее число респондентов в более корот­кие сроки. В то же время повышение са­мостоятельности респондента при А. по сравнению с интервью делает недо­ступным для наблюдения, контроля и коррекции процессы заполнения анкеты и понимания смысла вопр., поэтому возрастает значение подготовительной работы по конструированию вопросника и его проверки в пробном иссл-и для профилактики возможных систематиче­ских ошибок.

Почтовое и прессовое А. (включая и интернет-опросы) имеют специфиче­ские ограничения и сложности в обеспе­чении репрезентативности (см. Выборка) эмпирических рез-тов, поскольку воз­врат опубликованных анкет не доступен контролю социолога, а явл. стихийным и зависит от ситуации и желания рес­пондента. В почтовом опросе существу­ют специальные приемы стимулирова­ния возврата и «ремонта» полученного массива анкет в соответствии с исходной моделью выборки. Прессовые опросы явл., по сути дела, заочной читательской (зрительской) конференцией для поже­лавших принять в ней участие и не мо­гут быть репрезентативными по опреде­лению, поскольку генеральная совокуп­ность, к-рой адресована опубликованная анкета, изначально не определена и ап­риорная информация, необходимая для моделирования репрезентативной вы­борки, отсутствует.

Лит.: Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социол. иссл-и. Киев, 1988; Бутенко U.A. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. Μ., 1989; Методы сбора информации в со­циол. иссл-ях. Кн. 1. М., 1990; Ядов В.А, Стратегия социол. иссл-я. М,, 2007.

О.М. Μααιοβα

АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕССОВОЕ -

основано на публикации (трансляции) анкеты в разл. СМИ (газетах, журналах, на радио, в телепередачах, Интернете) и обращено к потенциальным респонден­там (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку.

Достоинство этой разновидности оп­роса в его организационной простоте. Гл. недостатком А.п. явл. неуправляе­мый возврат анкет и неопределенность генеральной совокупности, что не по­зволяет говорить об обоснованной выбо­рочной совокупности и, следовательно, о репрезентативности получаемых дан­ных. Публикация анкеты в газете, жур­нале, теле- или радиопередаче явл. сво­его рода заочной читательской (зритель-



АНТИГЛОБАЛИЗМ

ской, слушательской) конференцией, где состав участников формируется стихий­но, без участия исследователя. Совокуп­ность лиц, принявших участие в А.п., как правило, ограничивается той ч. потенциальной аудитории источника, опубликовавшего анкету, к-рая обрати­лась именно к этому источнику, замети­ла анкету среди др. материалов, заинте­ресовалась темой опроса, обладает навы­ками такого вида коммуникации, как за­очное анкетирование, и опред. временем для ее заполнения и отправки в редак­цию. Можно предположить, что это лю­ди с достаточно высокой самооценкой, выраженным уровнем соц. активности, развитыми навыками рефлексии и вер­бализации ее рез-тов. А.п. принадлежит скорее к журналистским методам обще­ния с наиб, активной ч. своей аудитории (актив читательский, зрительский и т.п.). Сравнительные иссл-я данных, получен­ных с помощью одного и того же во­просника в репрезентативном и прессо­вом опросах, показывают, что распреде­ления ответов на те вопр., по к-рым об­ществ, мнение сформировалось и стало устойчивым, оказываются близкими или совпадают. Но если обществ, мнение на­ходится в начальной стадии формирова­ния и касается острых, противоречивых проблем, то полученные данные расхо­дятся весьма значительно.

Лит.: см. Анкетирование.

О.М. Маслова

АНТИГЛОБАЛИЗМ- обществ, движе­ние, распространенное на Западе и в ряде стран «третьего мира», имеющее осн. це­лью разоблачение целей глобализации и противодействие ее методам, осуществ­ляемым по сценарию транснац. корпора­ций и их гл. агентств: Мирового банка, Всемирной торговой органиции (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ) и др. Будучи объективной реак­цией на широкие процессы кап. глобали­зации, протекающие в совр. мире, А. как соц. явление отличается пестротой, от­сутствием эффективной координации действий и широким разнообразием

средств, используемых его участниками. Следует выделить три осн. течения в рам­ках более широкого понятия А. 1. А. — нек-рое интеллектуальное течение в соц. теории, формулирующее понимание ха­рактера совр. кап. глобализационных процессов и одновременно отстаиваю­щее гуманистические ценности прав и свобод чел. и соц. общности. 2. А. — ши­рокая и довольно противоречивая сово­купность обществ, движений разного масштаба, чья деятельность носит прак­тический характер и направлена на огра­ждение об-ва от антигуманных эксцессов кап. глобализации и на защиту прав и свобод личности и соц. общности. 3. А. — часто также асоц. и антисоц. выходки экстремистски настроенных гр. из моло­дежной среды, провозглашающих лозун­ги борьбы с кап. глобализмом. Именно эти проявления наиб, широко освещают­ся СМИ, поскольку экстремизм этого ро­да играет на руку архитекторам кап. гло­бализации и развязывает им руки в по­давлении всех др. проявлений А. Однако, несмотря на широкий масштаб подобных методов борьбы с антиглобализмом, а также огромные ресурсы, используемые в этой борьбе, притягательность антигло­балистских ценностей растет, а действия антиглобалистских движений и орг-ций приобретают все больший размах и по­лучают все более широкий резонанс в мире.

Лит.: Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003; Пана-рин А. Искушение глобализмом. М., 2003; Култыгин Е.П., Клементьев Д. С. Глобализация соц. процессов в Европе: социол. измерение. М., 2003; Еги-шянц С.А. Тупики глобализации: Торже­ство прогресса или игры сатанистов. М., 2004.

В.П. Култыгин

АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛО­ГИИ— направление, характеризующее­ся негативной реакцией его представите­лей на опред. тенденции внутреннего развития и институционапизации соци­ол. дисциплины, оцениваемые ими как

Наши рекомендации