Аналитическая школа в социологии
удается описать не только функционирование больших систем, но и, напр,, распределение ролей в семье.
С сер. 1970-х гг. структурный функционализм перестает быть господствующей социол. школой в зап. соц-и. Однако влияние его по-прежнему очень велико.
Л.Ф, Филиппов
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ— направление в зарубежной соц-и, связанное с именем польского социолога Ф, Знанецкого (1882—1958). Позднее получило развитие в Чикагской школе. Рассматривая действие социальное чел. в кач-ве осн. объекта социол. иссл-я, Знанецкий подчеркивал значение анализа индивидуального сознания, особенно изучения механизмов осмысления и оценки индивидом ситуации, в к-рой он действует. Эта оценка, по его мнению, организует установки личности и тем самым обусловливает ее поведение. А.ш. в с. трактует установки как ориентации, отношения индивида к соц. ценностям, к-рые, в свою очередь, опред. как объекты, имеющие значение для членов к.-л. соц. гр. Среди таких объектов представители А.ш. в с. выделяют в кач-ве имеющих первостепенное значение для функционирования об-ва те относительно ясные и формальные правила, нормы поведения, при помощи к-рых гр. регулирует действия своих членов. Метод социол. иссл-я, отстаиваемый А.ш. в с, — аналитическая индукция, тесно связанная акцентом на изучение индивидуального, неповторимого внутреннего мира, установок, ценностных ориентации индивида, выраженных, напр., в личных, биографических док-тах.
В отличие от методов естественнонаучной школы в соц-и, к-рые опираются на индукцию через перечисление, на стат. данные и их обобщение, пренебрегая изучением индивидуальных, конкр. единиц анализа, аналитическая индукция стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного иссл-я
конкр. случаев и выделения опред. типов (метод типичных случаев). Она нашла свое развитие в методе биографическом и методе изучения отд. случая. Теор.-методол. слабость А.ш. в с. связана прежде всего с преувеличением роли представлений и установок индивидов как факторов, определяющих характер и содержание соц. процессов; с принципиальной недооценкой объективных соц. факторов и отношений. Отсюда и те трудности, с к-рыми сталкиваются последователи А.ш. в с. при попытках органически сочетать анализ соц. поведения индивидов с обобщениями, относящимися к социетальным процессам.
Лит.: Амер. социол. мысль: Тексты. М, 1996; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 3. М„ 1998; Park R.K, Burgess E.W. Introduction to the Science of Society. Chi., 1929; Bullner M. The Chicago School of Sociology: Institutionalization, Diversity and the Rise of Sociological Research. Chi., 1984; Coser L, Chicago Sociology // The Blackwetl Dictionary of Twentieth Century Social Thought. Oxford, 1993.
И.Ф. Наумова
АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ -см
Анкетирование.
АНКЕТИРОВАНИЕ- вариант метода социол. опроса, при к-ром респонденты (опрашиваемые) получают анкету для самостоятельного чтения и заполнения. В отличие от интервьюирования, при к-ром интервьюер после установления контакта с респодентом и получения согласия на участие в опросе сам задает опрашиваемому каждый вопр. и фиксирует в вопроснике полученный ответ, при анкетировании респондент самостоятельно читает вопр. и фиксирует свои ответы в тексте анкеты в соответствии с правилами, к-рые объясняет анкетер перед началом опроса.
По рам. основаниям выделяются след. виды анкетирования. В зависимости от численности опрашиваемых различают индивидуальное и групповое А. С учетом места проведения опроса су-
АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕССОВОЕ
шествуют: А. по месту жительства, работы, учебы; в целевых аудиториях (зрители театра, кинотеатра, посетители выставки, пациенты в больнице и т.п.). По способу доставки анкеты к респонденту различают: раздаточное А. (анкета оставляется респонденту для заполнения, затем забирается анкетером в условленное время), почтовое (рассылка анкет по почте с оплаченным конвертом для ответа), прессовое (публикация анкеты в СМИ, Интернете). По степени участия анкетера различают А. в присутствии анкетера, к-рый инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему, в случае надобности, непосредственно в процессе заполнения анкеты. А. в отсутствие анкетера проводится при раздаточном (курьерском) виде анкетного опроса, когда контакт анкетера с респондентом ограничивается вводным инструктажем при вручении анкеты о правилах ее заполнения, а затем при ее возвращении анкетер производит контрольный просмотр заполненной анкеты и отвечает на вопр., возникшие у респондента при ее заполнении.
Каждая из разновидностей А. имеет свои метод, и организационные особенности, связанные с обеспечением достоверности получаемой эмпирической информации. Наиб, очевидные и привлекательные для социолога преимущества метода А. в массовых опросах состоят в его оперативности, экономичности и организационной доступности по сравнению с методом интервью. Меньшим числом анкетеров можно опросить большее число респондентов в более короткие сроки. В то же время повышение самостоятельности респондента при А. по сравнению с интервью делает недоступным для наблюдения, контроля и коррекции процессы заполнения анкеты и понимания смысла вопр., поэтому возрастает значение подготовительной работы по конструированию вопросника и его проверки в пробном иссл-и для профилактики возможных систематических ошибок.
Почтовое и прессовое А. (включая и интернет-опросы) имеют специфические ограничения и сложности в обеспечении репрезентативности (см. Выборка) эмпирических рез-тов, поскольку возврат опубликованных анкет не доступен контролю социолога, а явл. стихийным и зависит от ситуации и желания респондента. В почтовом опросе существуют специальные приемы стимулирования возврата и «ремонта» полученного массива анкет в соответствии с исходной моделью выборки. Прессовые опросы явл., по сути дела, заочной читательской (зрительской) конференцией для пожелавших принять в ней участие и не могут быть репрезентативными по определению, поскольку генеральная совокупность, к-рой адресована опубликованная анкета, изначально не определена и априорная информация, необходимая для моделирования репрезентативной выборки, отсутствует.
Лит.: Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социол. иссл-и. Киев, 1988; Бутенко U.A. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. Μ., 1989; Методы сбора информации в социол. иссл-ях. Кн. 1. М., 1990; Ядов В.А, Стратегия социол. иссл-я. М,, 2007.
О.М. Μααιοβα
АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕССОВОЕ -
основано на публикации (трансляции) анкеты в разл. СМИ (газетах, журналах, на радио, в телепередачах, Интернете) и обращено к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку.
Достоинство этой разновидности опроса в его организационной простоте. Гл. недостатком А.п. явл. неуправляемый возврат анкет и неопределенность генеральной совокупности, что не позволяет говорить об обоснованной выборочной совокупности и, следовательно, о репрезентативности получаемых данных. Публикация анкеты в газете, журнале, теле- или радиопередаче явл. своего рода заочной читательской (зритель-
АНТИГЛОБАЛИЗМ
ской, слушательской) конференцией, где состав участников формируется стихийно, без участия исследователя. Совокупность лиц, принявших участие в А.п., как правило, ограничивается той ч. потенциальной аудитории источника, опубликовавшего анкету, к-рая обратилась именно к этому источнику, заметила анкету среди др. материалов, заинтересовалась темой опроса, обладает навыками такого вида коммуникации, как заочное анкетирование, и опред. временем для ее заполнения и отправки в редакцию. Можно предположить, что это люди с достаточно высокой самооценкой, выраженным уровнем соц. активности, развитыми навыками рефлексии и вербализации ее рез-тов. А.п. принадлежит скорее к журналистским методам общения с наиб, активной ч. своей аудитории (актив читательский, зрительский и т.п.). Сравнительные иссл-я данных, полученных с помощью одного и того же вопросника в репрезентативном и прессовом опросах, показывают, что распределения ответов на те вопр., по к-рым обществ, мнение сформировалось и стало устойчивым, оказываются близкими или совпадают. Но если обществ, мнение находится в начальной стадии формирования и касается острых, противоречивых проблем, то полученные данные расходятся весьма значительно.
Лит.: см. Анкетирование.
О.М. Маслова
АНТИГЛОБАЛИЗМ- обществ, движение, распространенное на Западе и в ряде стран «третьего мира», имеющее осн. целью разоблачение целей глобализации и противодействие ее методам, осуществляемым по сценарию транснац. корпораций и их гл. агентств: Мирового банка, Всемирной торговой органиции (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ) и др. Будучи объективной реакцией на широкие процессы кап. глобализации, протекающие в совр. мире, А. как соц. явление отличается пестротой, отсутствием эффективной координации действий и широким разнообразием
средств, используемых его участниками. Следует выделить три осн. течения в рамках более широкого понятия А. 1. А. — нек-рое интеллектуальное течение в соц. теории, формулирующее понимание характера совр. кап. глобализационных процессов и одновременно отстаивающее гуманистические ценности прав и свобод чел. и соц. общности. 2. А. — широкая и довольно противоречивая совокупность обществ, движений разного масштаба, чья деятельность носит практический характер и направлена на ограждение об-ва от антигуманных эксцессов кап. глобализации и на защиту прав и свобод личности и соц. общности. 3. А. — часто также асоц. и антисоц. выходки экстремистски настроенных гр. из молодежной среды, провозглашающих лозунги борьбы с кап. глобализмом. Именно эти проявления наиб, широко освещаются СМИ, поскольку экстремизм этого рода играет на руку архитекторам кап. глобализации и развязывает им руки в подавлении всех др. проявлений А. Однако, несмотря на широкий масштаб подобных методов борьбы с антиглобализмом, а также огромные ресурсы, используемые в этой борьбе, притягательность антиглобалистских ценностей растет, а действия антиглобалистских движений и орг-ций приобретают все больший размах и получают все более широкий резонанс в мире.
Лит.: Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003; Пана-рин А. Искушение глобализмом. М., 2003; Култыгин Е.П., Клементьев Д. С. Глобализация соц. процессов в Европе: социол. измерение. М., 2003; Еги-шянц С.А. Тупики глобализации: Торжество прогресса или игры сатанистов. М., 2004.
В.П. Култыгин
АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ— направление, характеризующееся негативной реакцией его представителей на опред. тенденции внутреннего развития и институционапизации социол. дисциплины, оцениваемые ими как